Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:48, контрольная работа
Существует две точки зрения на предмет вмешательства в экономику государства. Первую провозгласил Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он говорил, что рынок - это саморегулирующаяся система, которая не требует ничьего вмешательства. Вторая точка зрения появилась значительно позже в конце 19 века. Аналитики пришли к выводу, что рынок - это институт имеющий ряд слабых мест, негативные последствия которых может и должно сглаживать государство. Первым прецедентом вмешательства государства в экономику стало принятие в 1890 году в США антимонопольного закона Шермана. Принятие, которого было вызвано созданием Джоном Рокфеллером нефтяной компании «Стандарт оил», которое монополизировало рынок нефтепродуктов.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1: Основы государственного регулирования экономики в зарубежных странах………………………………………………………………………………4
1.1 Предмет и цели государственного регулирования экономики в зарубежных странах ………………………………………………………………………………4
1.2. Концепции регулирования рыночной экономики………………………...….6
1.3. Типы экономических систем и модели рыночной экономики ……………..7
Глава 2: Опыт государственного экономического планирования в развитых и развивающихся странах.…………………………………….…………………..17
2.1 Государственное планирование в Японии…………..……….……………17
2.2 Государственное планирование во Франции…….…………………...…..20
2.3 Государственное планирование в Южной Корее………………...………23
Список использованной литературы……………………………………...…..25
♦ координирует действия всех административных подразделений правительства в области осуществления наиболее важных мероприятий, предусмотренных экономическим планом;
♦ анализирует и оценивает общий потенциал нации;
♦ планирует и координирует основные мероприятия и программы, относящиеся к развитию энергетики;
♦ курирует Национальный институт прогнозных исследований.
Экономический совет, формально созданный в 1952 г. при УЭП, фактически подчиняется непосредственно премьер-министру. Его основные функции сводятся к тому, чтобы по просьбе премьер-министра оценивать положение дел в экономике, формулировать свое мнение о ее развитии, готовить материалы по вопросам разработки долгосрочных экономических планов и другим важнейшим вопросам экономической политики, связанным с экономическим планированием. Этот совет — совещательный орган при премьер-министре, непосредственно разрабатывающий общегосударственные планы социально-экономического развития страны.
Приступая к разработке очередного плана, экономический совет исходит прежде всего из тех целей, которые в общих чертах сформулированы в обращенной к нему просьбе премьер-министра о составлении нового плана, например, достижение экономической независимости страны, максимизация экономического роста, удвоение национального дохода и т. п. С начала 60-х гг. совет учитывает и цели, поставленные всеохватывающими долгосрочными государственными программами, известными как "комплексные планы национального развития".7
На разработку экономического плана уходит несколько месяцев, после чего экономический совет представляет его в виде доклада на рассмотрение премьер-министру. Как правило, план одобряется без особых изменений. При необходимости в него вносятся определенные поправки и уточнения. После этого окончательный вариант плана утверждается кабинетом министров как общегосударственный экономический план, публикуется в печати и доводится до сведения всех правительственных учреждений. Практика показывает, что большинство японских компаний и предприятий, особенно крупных, в значительной степени способствуют осуществлению этого плана. Более того, многие из них планируют свою деятельность исходя из его наметок и ориентиров.
2.2Государственное планирование во Франции.
Интересный опыт общегосударственного планирования в условиях рынка накоплен во Франции. Сразу после окончания Второй мировой войны перед правительством страны, которое возглавлял генерал де Голль, встала проблема поиска путей восстановления и дальнейшего развития экономики.
Было принято решение, что Франции необходимо располагать системой, которая бы дополнила и усилила рыночную экономику. Основная идея при этом заключалась в следующем: если не работать по плану, то общество будет обречено на разрозненные усилия, непоследовательные капиталовложения; будет иметь место естественная для страны, пережившей разрушительную войну, тенденция приоритета потребления над капиталовложениями. Следовательно, необходим механизм, координирующий инвестиции, управляющий потреблением и вносимый в эту область определенный порядок.
До 1946 г. опыта планирования в условиях рынка в мире практически не было. Поэтому возникла сложная проблема: как совместить идею плана с рыночной экономикой и демократией? Для этого провозглашены основополагающие принципы:8
1. Франция была и остается страной со смешанной экономикой, т. е. в ней будут уживаться государственный и частный секторы.
2. Страна должна стать открытой для международной конкуренции, в отличие от довоенных лет, когда Франция проводила крайне протекционистскую внешнеторговую политику.
3. Французский план не должен носить, подобно советскому, директивного характера, т. е. должен быть индикативным, показывающим экономике желаемое направление и использующим средства, которыми располагает государство, чтобы двигаться в нужном направлении. Однако план не должен чрезмерно обременять предприятия.
4 План должен составляться небюрократическим, не технократическим путем, не узким кругом специалистов. Его следует разрабатывать с участием организаций предпринимателей, профсоюзов, представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, администраций всех уровней. Кроме того, в разработке плана должны участвовать и независимые эксперты из мира науки.
Организует разработку плана созданный в 1946 г. генеральный комиссариат по плану — главный центр французской системы планирования экономики. Первый во Франции государственный план, получивший в истории название "плана Монне" — основателя французской системы планирования — действовал с 1947 по 1953 г.
Основа индикативного плана французской экономики — обмен информацией между государством и частными предпринимателями и определение на этой базе совместимости их планов, а также выработка общей взаимоприемлемой стратегии экономического роста. Менялись приоритеты, менялись средства достижения поставленных целей, эволюционировала и сама концепция плана. Однако при формировании индикативных планов различные субъекты имеют равные права, они одинаково заинтересованы в их реализации. Показатели плана не являются обязательными, они служат лишь ориентирами для организации деятельности субъектов рынка.
В настоящее время процесс планирования французской экономики состоит из пяти этапов.
Первый этап — перспективный анализ, или прогноз. Речь здесь идет об определении долгосрочной перспективы — периода, превышающего пять лет во временном отношении.
Второй этап, начинающийся после того, как закончена разработка перспективы, заключается в том, чтобы определить долгосрочные тенденции и попытаться заранее предусмотреть моменты смены направления этих тенденций.
Третий этап — "стратегическое размышление" — состоит:
♦ в оценке сильных сторон экономики страны, которыми необходимо воспользоваться для дальнейшего движения вперед (например, наличие квалифицированной рабочей силы, мощного научного потенциала в той или иной сфере деятельности и т. д.);
♦ в анализе того, в чем составят слабости страны. При этом, естественно, необходимо стремиться использовать сильные стороны, а слабости компенсировать.
Этап непосредственного планирования, чтобы воплотить стратегию в совокупность целей, достижимых на протяжении ближайших четырех-пяти лет. Одновременно в общем плане формулируются и средства, позволяющие достичь поставленных целей. Это могут быть изменения налоговой политики, коррективы в политике научных исследований и т. п.
Последний этап — программирование. При этом намечаемые на среднесрочный период в пять лет цели разбиваются на подразделы меньших размеров — в год, два.
2.3Государственное планирование в Южной Корее
Анализ послевоенного экономического развития большинства промышленно развитых стран, особенно новых индустриальных государств Азии, показывает, что в динамичной рыночной экономике план и рынок не только благополучно сосуществуют, но и взаимозависимы, поскольку государственное влияние направляется на формирование рыночных механизмов и регуляторов, на создание условий для развития основ рыночной экономики — свободного предпринимательства и правомерной конкуренции.9
Весьма показателен в этом отношении пример Южной Кореи, где государство играло и играет основную роль в построении рыночной модели динамичного и устойчивого развития. Ведущая роль государства в экономике страны официально провозглашена в ее конституции. В 1963 г. в Южной Корее создано управление экономического планирования. На него возлагались обязанности по выработке общей экономической стратегии, составлению текущих планов развития, разработке и исполнению государственного бюджета, координации политики по привлечению и использованию финансовых ресурсов, развитию сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями. Впоследствии управление преобразовано в Министерство экономического планирования.
В настоящее время в стране осуществляется восьмой пятилетний план. Анализ основных целей планов экономического развития Южной Кореи, механизма их реализации и итогов выполнения позволяет констатировать, что планирование стало важным составным элементом процесса создания в стране динамичной рыночной экономики.
Таким образом, опыт государственного планирования и регулирования развитых и развивающихся стран свидетельствует, что посредством этих механизмов и инструментов государство держит в своих руках основные рычаги обеспечения социально-экономической стабильности общества, формирования макропропорций, обеспечения динамичности в развитии экономики.
Список использованной литературы:
1. К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Москва, 2004 г., т.1., с. 251.
2. Кейнс Дж. М. "Избранные произведения" / Москва, 2006 г., с. 326.
3. Самуэльсон П. "Экономика" / Москва, 2007 г., т.1, с.293.
4. Государственное регулирование рыночной экономики. Под общ.ред. д.э.н., проф. В.И. Кушлина и д.э.н., проф. Н.А. Волгина. Москва «Экономика», 2000
5. Государственное регулирование рыночной экономики. (Под ред. Петрова Р.П.). Санкт-Петербург, 2003.
6. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку (Под ред. Сидоровича А.В.). М.: 2005.
7. Экономика. Учебник. Под ред. Булатова А.С. М.: Издательство БЕК, 2006. - 632 с.
8. Елемесов Р., Жатканбаев Е. Государство и рынок: Учебное пособие., 2007г.
9. Каренов Р.С. Государственное регулирование экономики. 2005г., -254с.
10.Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике / Пер.с нем. - М. "Дело ЛТД", 2004. 400 с.
1 К. Макконнелл, С. Брю "Экономикс", Москва, 2004 г., т.1., с. 251.
2 Кейнс Дж. М. "Избранные произведения" / Москва, 2006 г., с. 326.
3 Самуэльсон П. "Экономика" / Москва, 2007 г., т.1, с.293.
4 Государственное регулирование рыночной экономики. Под общ.ред. д.э.н., проф. В.И. Кушлина и д.э.н., проф. Н.А. Волгина. Москва «Экономика», 2000
5 Государственное регулирование рыночной экономики. (Под ред. Петрова Р.П.). Санкт-Петербург, 2003
6 Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку (Под ред. Сидоровича А.В.). М.: 2005
7 Экономика. Учебник. Под ред. Булатова А.С. М.: Издательство БЕК, 2006. - 632 с
8 Каренов Р.С. Государственное регулирование экономики. 2005г., -254с.
9 Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике / Пер.с нем. - М. "Дело ЛТД", 2004. 400 с.