Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:41, контрольная работа
Исторический и политический опыт России показывает, что в течение практически всего XX века доминирующее положение в системе органов государственной власти занимали представительные органы власти, сочетавшие в себе законодательные, исполнительные и контрольные функции. В условиях провозглашения важнейшего демократического принципа разделения властей особенно остро встала проблема организации принципиально нового для России политико-правового института «парламентского учреждения», которым стало Федеральное Собрание - парламент России. В этой связи особую актуальность приобрела проблема оптимизации статуса современного парламента, его палат, системы взаимоотношений Совета Федерации и Государственной Думы, а также их положения в общей системе государственного механизма.
Таким образом, Президент единолично определяет и представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального Банка, а затем снова внести эту кандидатуру в Думу.
Наиболее широки полномочия Государственной Думы при формировании Счетной палаты. В соответствии со ст. 103 Конституции Государственная Дума назначает на должность и освобождают от должности руководителей Счетной палаты (Председателя и его заместителя), а также по половине состава ее аудиторов. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации определен Регламентом Государственной Думы Регламент Государственной Думы принят Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД.
К ведению Государственной думы относится также назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
Еще один важный орган назначается с участием и Президента, и парламента - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК), при этом в ее формировании участвует также не одна Государственная Дума, а обе палаты. Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе. Срок полномочий ЦИК - четыре года. Она состоит из 15 членов: пятеро назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе; пятеро - Советом Федерации (гл. 27 Регламента СФ) из кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; остальные пять членов назначаются Президентом РФ. Такое распределение мест действительно необходимо, т.к. именно ЦИК руководит подготовкой и проведением выборов и призван обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Деятельность Государственной Думы Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках ее предметов ведения путем реализации предоставленных ей полномочий. Основным нормативным правовым актом, определяющим предметы ведения и полномочия Государственной Думы, является Конституция Российской Федерации.
Определение компетенции Государственной Думы на конституционном уровне свидетельствует об особой значимости данной палаты как составной части Федерального Собрания РФ в решении государственных дел. Это не означает, что ей предоставлена полная самостоятельность, равная самостоятельности органа государственной власти. Конституционных оснований для признания ее таковым органом нет. Государственная Дума - структурная часть федерального парламента в форме палаты, неразрывно связанная со второй его структурной частью (палатой) - Советом Федерации. Их неразрывность обусловлена организацией законодательной деятельности на федеральном уровне, которая является основным направлением деятельности Федерального Собрания РФ. При этом ни одна из его палат не наделена полномочиями по окончательному принятию законов. Именно благодаря совместному осуществлению законодательной деятельности обеспечивается единство двухпалатного российского парламента. И он в этом смысле не исключение из числа имеющихся двухпалатных парламентов других государств.
В то же время нельзя отрицать
определенной самостоятельности
Предметами ведения Государственной Думы являются все сферы ведения Российской Федерации, в рамках которых осуществляется законодательное регулирование, а также расстановка руководящих кадров федерального уровня.
Составной частью компетенции,
как известно, являются полномочия.
Основные полномочия Государственной
Думы закреплены в Конституции Российской
Федерации. В связи с этим они
относятся к категории
Содержание ст. 103 Конституции позволяет утверждать, что наряду с общими полномочиями по рассмотрению и принятию законов федерального уровня Государственная Дума обладает рядом специальных полномочий. Таковыми являются дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, назначение на должность Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека и освобождение этих лиц от занимаемых должностей.
К специальным полномочиям относя
В целом же Конституция РФ является основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Центральное место в конституционном регулировании ее деятельности занимают вопросы принятия законов федерального уровня. При этом в Конституции определены все основные стадии осуществляемого Государственной Думой законодательного процесса - от внесения в эту палату законопроектов до их принятия.
Особая роль в регулировании деятельности Государственной Думы принадлежит Федеральному закону от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 1999. N 28. ст. 3466.. Она проявляется в том, что в нем определяются полномочия депутатов Государственной Думы и формы их реализации непосредственно на пленарных заседаниях палаты, в ходе их работы в комитетах и комиссиях, а также гарантируются надлежащие условия для осуществления депутатской деятельности. Согласно ст. 11 Федерального закона N 3-ФЗ каждый депутат Государственной Думы имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее одной пятой депутатов Государственной Думы может вносить предложения о поправках к Конституции и пересмотре положений Конституции РФ. Эти законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой.
Следует отметить, что на протяжении первых трех созывов деятельности Государственной Думы более половины законопроектов, внесенных в эту палату, были законопроектами, подготовленными ее депутатами. Однако их анализ показывает, что эти проекты чаще всего касались изменений и дополнений в действующие федеральные законы. Причем во многих случаях они носили популистский характер. В связи с этим законами становилась только примерно половина депутатских инициатив. Поэтому в юридической литературе высказывались предложения о лишении каждого отдельно взятого депутата Государственной Думы права законодательной инициативы.
Практика законодательного регулирования деятельности Государственной Думы пошла по пути включения в ряд федеральных законов ее конкретных полномочий. Такой подход представляется вполне оправданным. Он позволяет учитывать специфику функционирования Федерального Собрания РФ, которая проявляется в относительно самостоятельной деятельности его палат. В то же время в юридической литературе высказываются предложения о принятии специального федерального закона о Государственной Думе. На наш взгляд, такой закон принимать нецелесообразно, так как таким образом прежде всего будет нарушена целостность российского парламента как единого законодательного органа государственной власти России. Кроме того, принятие такого закона потребует существенной перестройки действующего федерального законодательства - исключения, например, из Бюджетного кодекса РФ всех норм, определяющих порядок рассмотрения в Государственной Думе проектов федеральных законов о ежегодных бюджетах. И, наконец, принятие федерального закона об одной из палат Федерального Собрания РФ закроет возможность принятия поправок в Конституцию Российской Федерации о компетенции всего российского парламента.
Заключение
Палаты Федерального Собрания РФ осуществляют законодательную и представительскую функции. При этом Государственная Дума выражает представительство населения, отсюда ее неофициальная характеристика народной палаты. Государственная Дума олицетворяет прямое представительство населения, Совет Федерации - особую форму представительства, территориальную. Если Государственную Думу безоговорочно признают символом прямого представительства, то за Советом Федерации справедливо сохранить роль выразителя интересов населения, выявляемых, опосредуемых органами государственной власти регионов. Совет Федерации - участник системы отношений опосредованного народного представительства.
Наиболее важные взаимодействия Государственной Думы, Президента и Правительства осуществляются в сфере законодательного процесса. Целесообразно расширить обязанности Правительства в информационной сфере, имея в виду возложение на него обязанности информировать Государственную Думу не только о ходе исполнения федерального бюджета (ст. 41), но и о ходе исполнения других федеральных законов. Представляется возможным воспользоваться практикой подготовки правительственных законопроектов во Франции. Министерство - разработчик законопроекта при предоставлении проекта в Правительство обязано представить ему и прогноз возможных последствий принятия закона, которое после проведения ряда экспертиз, включая политическую оценку проекта премьер-министром, передается в парламент.
Внутренняя организация Государственной думы и порядок ее работы определяются Регламентом. В Думе создаются партийные фракции, депутатские группы, парламентские комитеты и комиссии. Общее руководство Государственной Думой осуществляют избираемый ею Председатель Думы (спикер), его заместители и Совет Думы, состоящий из Председателя и его заместителей. Руководители комитетов входят в Совет палаты только с правом совещательного голоса. Государственная Дума является постоянно действующим органом. Осенняя сессия Государственной Думы в соответствии со ст. 40 Регламента продолжается с 1 сентября по 25 декабря, а весенняя - с 12 января по 20 июня.
Возможность принятия Государственной Думой нормативных правовых актов предусмотрена Конституцией РФ. Регламент - это подзаконный акт, принимаемый не для развития норм конституции и соответствующих законов, а для определения порядка реализации содержащихся в них правовых предписаний конкретным государственным органом: парламентом, его палатами, правительством и т.д. Формой принятия Государственной Думой решений по вопросам своей компетенции являются постановления. Они являются подзаконными актами, которые должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.
Роспуск Государственной
Думы представляет собой меру конституционно-правового
принуждения, направленную на разрешение
конституционного конфликта, состоящую
в досрочном прекращении
В Конституции предусмотрены различные процедуры назначения должностных лиц: самостоятельно Президентом или при участии других должностных лиц или органов, причем это участие может быть различно по форме и по содержанию.
Деятельность Государственной Думы Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках ее предметов ведения путем реализации предоставленных ей полномочий. Определение компетенции Государственной Думы на конституционном уровне свидетельствует об особой значимости данной палаты как составной части Федерального Собрания РФ в решении государственных дел.
Главный вывод - о самостоятельности Государственной Думы в сферах ее ведения. Таковыми, на наш взгляд, являются все сферы ведения Российской Федерации, в которых осуществляется законодательное регулирование. То есть в сфере ведения Государственной Думы находятся и промышленность, и народное образование, и оборона, и иные сферы, где общественные отношения регулируются законом. Такой вывод подтверждает, во-первых, структура федерального законодательства, во-вторых, внутреннее устройство самой Государственной Думы.
Информация о работе Организация деятельности государственной думы