Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:40, реферат
Государственное управление собственностью Российской Федерации представляет неотъемлемую часть более общей системы управления экономикой страны. Здесь государству принадлежит определяющая роль.
Сам механизм управления госсобственностью в РФ, который используется на современном этапе истории страны, был отработан и отлажен на практике лишь в последние 10-15 лет. На заре перестройки и проведения реформ о многих способах управления и использования собственности государством, наверное, было известно, но их не применяли.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное управление собственностью Российской Федерации представляет неотъемлемую часть более общей системы управления экономикой страны. Здесь государству принадлежит определяющая роль.
Сам механизм управления госсобственностью в РФ, который используется на современном этапе истории страны, был отработан и отлажен на практике лишь в последние 10-15 лет. На заре перестройки и проведения реформ о многих способах управления и использования собственности государством, наверное, было известно, но их не применяли.
Управление государства - понятие абстрактное. Управляет не само государство, а его представители, обладающие определенными полномочиями и действующими от имени государства. В управлении госсобственностью такими представителями являются специально созданные организации - юридические лица. Их устав, полномочия, обязанности, функции и т.п. четко прописаны и оглашаются публично. У каждой такой организации существует руководитель, которого нанимают по контракту, где также четко прописаны все его функции и определена ответственность. Система управления государственной собственностью в РФ в настоящее время имеет такой вид, как показано на схеме (упрощенно).
Все организации работают как самостоятельно, так и взаимодействуя между собой. Каким образом - будет понятно ниже.
Способ управления госсобственностью зависит от объекта собственности. Их существует несколько видов. Это прежде всего по объему государственного воздействия:
Схема аппарата государственного управления госимуществом.
Объекты, принадлежащие государству
как единственному
Объекты смешанной собственности,
принадлежащие государству
Объекты негосударственной
собственности, но подверженные государственному
воздействию на иных началах. Государственное
воздействие носит косвенный
характер и скорее относится к
области регулирования их использования,
чем непосредственного
Ключевая часть госуправления собственностью - это управление объектами первой группы. Его разделяют на две основные части: преобразование форм и отношений собственности и управление функционированием и использованием. Управление посредством преобразования форм и отношений включает в себя такие операции, как:
возмездная передача объектов из федеральной собственности в собственность субъектов РФ, а из собственности субъектов - в собственность муниципальную и обратно;
продажа объектов на аукционах и конкурсах;
приватизация, национализация и реприватизация;
наследование, дарение, безвозмездная передача;
межгосударственный или внутренний обмен одного объекта на другой на различных условиях;
изъятие объекта и передача его другому собственнику по решению суда;
раздел вновь созданной собственности с участием государства.
К управлению функционированием и использованием объектов госсобственности относятся:
управление целевым
обеспечение функционированием объектов;
сдача объектов в аренду, концессию, лизинг;
залог госимущества;
использование объектов на началах хозяйственного ведения и оперативного управления;
передача объектов в безвозмездное пользование;
предоставление
Наиболее значительной и ценной частью госсобственности является недвижимость. Согласно классификации Гражданского Кодекса она делится на:
Земельные участки;
Участки недр;
Обособленные водные объекты;
Объекты, прочно связанные с землей:
леса;
многолетние насаждения;
здания;
сооружения.
Управление недвижимостью представляет из себя целый комплекс мер, направленный с одной стороны на преумножение богатства государства, регионов и муниципальных образований, а с другой стороны - на обеспечение выгодного и рационального их использования.
Наиболее сложным объектом управления недвижимости являются земельные участки и участки недр. Проблемы их разделения между федеральной, субфедеральной собственностью, возможности их передачи в частную собственность гражданам страны и нерезидентам, оценки рыночной стоимости и организации рынков купли - продажи, вовлечения в хозяйственный оборот предприятий, предпринимателей все еще далеки от решения теорией и практикой.
Управление собственностью тесно связано с ее учетом. Формирование статистики собственности тесно связано с этим процессом и также делится на несколько ветвей, оперируя принадлежностью объекта к форме собственности и рядом других качественных параметров. Создается и развивается и налаживается система статистических показателей собственности. Инвентаризация объектов, формирование реестров недвижимости и их объединение в единый кадастр требуют применения новых высокопроизводительных технологий обработки информации, реализуемых с помощью техники. Важное условие качественного управления функционирования собственности - создание единой автоматизированной информационной системы данных об объектах недвижимости.
Рассмотрим в общих чертах, как реализуются специфические функции государственного управления собственностью в экономике России.
Одной из простейших форм разгосударствления
предприятия является их коммерциализация.
При этом принцип публичного права
меняется на статус частного права, одновременно
сохраняя ограничения на распоряжения
имущества и тут же снятие ряда
ограничений, предохраняющих предприятие
от воздействия конкурентного
федеральное казенное предприятие, основанное на праве хозяйственного управления, образованное по решению правительства России;
унитарное предприятие, основанное на праве хозведения, учреждаемое госорганом местного самоуправления.
Эта мера направлена на увеличение общей выручки и эффективности работы предприятий путем вхождения в конкуренцию, а значит умелого вхождения в рынок. Однако для российских предприятий эта проблема трудноразрешима.
Особая форма
Для специфических объектов
существует такая форма аренды, как
государственная концессия. В этом
случае условия арендного договора
продуманы для конкретного
Главной формой преобразования собственности в России стала приватизация государственной и муниципальной собственности. Общепризнанные признаки приватизации таковы:
смена госсобственности на частную;
делегирование государственному
предприятию права
полная продажа госпредприятия частным лицам;
продажа части активов госпредприятия.
В общем виде приватизация - это сокращение или замедление темпов расширения госсектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле это полная или частичная передача прав собственности на находящееся в государственном владении факторы, средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация обеспечивает обычно повышение эффективности производства и оживление частной экономической активности. Еще одной причиной приватизации является финансирование бюджета, а также освобождение от расходов на финансирование убыточных предприятий. Вследствие приватизации предприятий их эффективность работы увеличивается, следственно увеличивается налоговая база и идет рост налоговых доходов бюджета.
В России приватизация госпредприятий
проходила в несколько этапов,
первый из которых охватил 1992-1995 гг.
Она носила глобальный характер, имела
ряд непродуманных моментов, что
привело к ее неэффективности
и нецелесообразности. В большинстве
случаях частные лица, приватизировавшие
предприятия, не подбирались тщательно
и ответственно, они не желали или
не могли должным образом
Приватизация предприятий, имеющих монопольное положение на рынке, не ведет к положительным результатам.
Если монополия возникла
из-за узости национального рынка, то
эту ситуацию можно преодолеть путем
развития международной интеграции.
Приватизация государственной монополии,
выпускающей стратегически
Преобразование форм собственности.
Передача объектов собственности из
одной формы в другую. Для этого
необходимо четкое разделение объектов
на находящиеся в ведении
составляющие основу национального богатства страны
необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач
оборонное производство
отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей нархоза
предприятия фармацевтической, медико-биологической, ликероводочной продукции.
Распоряжением Президента РФ
в 1992 году утверждено Положение, в соответствии
с которым были утверждены перечни
с конкретным составом собственности
федерации, субфедеральной и муниципальной.
Также предусмотрена
Передачу объектов федеральной
собственности в
Информация о работе Организация управления государственной собственностью в РФ