Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:40, реферат
Государственное управление собственностью Российской Федерации представляет неотъемлемую часть более общей системы управления экономикой страны. Здесь государству принадлежит определяющая роль.
Сам механизм управления госсобственностью в РФ, который используется на современном этапе истории страны, был отработан и отлажен на практике лишь в последние 10-15 лет. На заре перестройки и проведения реформ о многих способах управления и использования собственности государством, наверное, было известно, но их не применяли.
Национализация. Это обращение
имущества юрлиц и физлиц в
государственную собственность. Национализируемое
имущество может находиться в
негосударственной
На первом этапе экономических реформ России преобразование форм собственности носило однонаправленный характер - происходила сплошная приватизация гособъектов. Итоги показали, что это принесло экономике значительный урон, и что применительно к определенным объектам такой способ не годиться. Разумно рациональное сочетание приватизации с деприватизацией. На современном этапе управления государством такое соотношение активно используется.
Побудительные мотивы к реприватизации могут быть следующие:
неэффективное использование
негосударственных объектов их частными
собственниками, приводящее к растрате
национального богатства и
использование объектов не по их целевому назначению, во вред интересам государства и общества, населения региона, природе, противоречащее законам применения объектов;
настоятельная потребность
госорганов в управлении и использовании
частной собственности в
потенциальная возможность получения значительных доходов государственного бюджета.
Принудительная деприватизация возможна и правомерна при обнаружении нарушений закона в ходе приватизации. Также возможны и другие способы деприватизации и национализации:
возврат имущества приватизированных
предприятий через процедуру
банкротства, оформленная договором
между приватизированным
выкуп объекта у его собственника с их согласия по договорной цене за счет средств бюджета и других источников;
оформленная договором передача объектов частной собственности в государственную в счет погашения образовавшегося у собственника долга перед бюджетом;
расторжение в судебном порядке
договора о приватизации в случае
невыполнения лицами, приватизировавшими
собственность, принятых и зафиксированных
в договоре обязательств и условий
использования
Государственное управление собственностью обладает ярко выраженной направленностью. Это проявляется в постановке генеральной цели госуправления собственностью: возможное удовлетворение социальных запросов населения и предотвращение социальных конфликтов. Реальная соцнаправленность управления собственностью на решение социальных проблем населения, обеспечения его жизненного уровня, достигается лишь непосредственной увязкой программ проведения преобразования системы управления с социальными результатами таких преобразований. Т.к. очевидная опасность здесь таится в том, что возможно глубокое расслоение населения по имущественному цензу, накопление богатства на одном полюсе, у узкого слоя населения. Другие проблемы, возникающие при непродуманном управлении: социальные проблемы трудоустройства, бытового и коммунального обслуживания, загрязнение среды, возникновение техногенных катастроф.
Реформы в области управления собственностью влияют на следующие социальные процессы:
Формирование среднего класса. Это следствие приватизации, которое должно быть, но в России привело к обратному результату - образованию небольшого количества олигархов.
Широкое привлечение населения и его свободных средств к управлению и непосредственному участию в производственном предпринимательстве. В России это было проведено через ваучеризацию. В предпринимательстве и сейчас преобладают торговля и услуги, на лицо нехватка собственного производства, а преобладающая часть населения свои сбережения предпочитает хранить дома. Корни этой проблемы еще и психологические, и здесь необходимы широкие меры в области образования, экономической культуры и просвещенности населения, упор на сознательный и индивидуальный выбор каждого человека.
Обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации лиц, терпящих ущерб вследствие преобразований форм и отношений собственности. Такие преобразования прямо или косвенно порождают ущерб в виде невыплаты заработной платы, потери дохода, имущества, имущественных прав лиц, оказавшихся в зоне воздействия проводимых мероприятий. Для их обеспечения создаются специальные фонды, приуроченные к мероприятию по управлению имуществом.
Управление преобразованием
форм и отношений собственности
характерны в основном для определенных
периодов и стадий экономических
процессов. Ими государственное
управление собственностью не ограничивается.
Немаловажную роль играет управление
использованием объектов собственности,
их применением в процессе создания,
обращения и потребления
Государственные унитарные
предприятия. Между органами управления
и руководителями предприятия строятся
отношения на контрактных принципах.
Госорганы управления призваны формировать
договорные отношения с унитарным
предприятием таким образом, чтобы,
наделив его максимально
Управления госучреждений, оставшихся государственными - школы, техникумы, вузы, учреждения здравоохранение и культуры, науки, детские сады ит.п. Правила и нормы управления этими учреждениями регламентируются ГК РФ, согласно которому они обладают правом оперативного управления в отношении закрепленного за ними имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Объекты недвижимости, предоставляемые
в аренду и концессию. Основная проблема
в управлении ими состоит в
возмещении государству расходов на
содержание этих объектов, их амортизацию
и получении дополнительных доходов,
ренты за временную передачу объектов
в пользование
Акционерный капитал. Государство призвано следить за получением дохода от него в виде пакетов акций, от долей государственного имущества в совместной собственности.
Эффективным использованием государственной собственности следует считать применение ее в качестве инструмента активизации предпринимательства, подъема производства на предприятиях любых форм собственности, что не только повышает устойчивость экономики, но и способствует росту налоговых поступлений в казну. Наконец, управление функционированием, использованием объектов государственной собственности ставит задачи обеспечения их сохранности, поддержания работоспособности, функциональной применимости.
Информация о работе Организация управления государственной собственностью в РФ