Организация управления государственной собственностью в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:40, реферат

Описание работы

Государственное управление собственностью Российской Федерации представляет неотъемлемую часть более общей системы управления экономикой страны. Здесь государству принадлежит определяющая роль.
Сам механизм управления госсобственностью в РФ, который используется на современном этапе истории страны, был отработан и отлажен на практике лишь в последние 10-15 лет. На заре перестройки и проведения реформ о многих способах управления и использования собственности государством, наверное, было известно, но их не применяли.

Файлы: 1 файл

госуд управлен.docx

— 26.39 Кб (Скачать файл)

Национализация. Это обращение  имущества юрлиц и физлиц в  государственную собственность. Национализируемое  имущество может находиться в  негосударственной собственности  полностью или частично, де-юре  или де-факто, временно или неограниченно. Национализация проходит в пользу федерации, субъектов РФ или муниципалитетов. Под огосударствлением можно  считать и трансформацию объектов общей собственности, при которой доля государства становится превалирующей, или государство приобретает контрольный пакет акций.

На первом этапе экономических  реформ России преобразование форм собственности  носило однонаправленный характер - происходила  сплошная приватизация гособъектов. Итоги  показали, что это принесло экономике  значительный урон, и что применительно  к определенным объектам такой способ не годиться. Разумно рациональное сочетание приватизации с деприватизацией. На современном этапе управления государством такое соотношение  активно используется.

Побудительные мотивы к реприватизации могут быть следующие:

неэффективное использование  негосударственных объектов их частными собственниками, приводящее к растрате национального богатства и гибели объектов;

использование объектов не по их целевому назначению, во вред интересам  государства и общества, населения  региона, природе, противоречащее законам  применения объектов;

настоятельная потребность  госорганов в управлении и использовании  частной собственности в интересах  государства и населения;

потенциальная возможность  получения значительных доходов  государственного бюджета.

Принудительная деприватизация возможна и правомерна при обнаружении  нарушений закона в ходе приватизации. Также возможны и другие способы  деприватизации и национализации:

возврат имущества приватизированных  предприятий через процедуру  банкротства, оформленная договором  между приватизированным предприятием как юридическим лицом и уполномоченным органом по управлению госимуществом  об оказании финансовой поддержки обанкротившемуся предприятию;

выкуп объекта у его  собственника с их согласия по договорной цене за счет средств бюджета и  других источников;

оформленная договором передача объектов частной собственности  в государственную в счет погашения  образовавшегося у собственника долга перед бюджетом;

расторжение в судебном порядке  договора о приватизации в случае невыполнения лицами, приватизировавшими собственность, принятых и зафиксированных  в договоре обязательств и условий  использования приватизированных  объектов.

Государственное управление собственностью обладает ярко выраженной направленностью. Это проявляется  в постановке генеральной цели госуправления  собственностью: возможное удовлетворение социальных запросов населения и  предотвращение социальных конфликтов. Реальная соцнаправленность управления собственностью на решение социальных проблем населения, обеспечения  его жизненного уровня, достигается  лишь непосредственной увязкой программ проведения преобразования системы  управления с социальными результатами таких преобразований. Т.к. очевидная  опасность здесь таится в том, что возможно глубокое расслоение населения  по имущественному цензу, накопление богатства  на одном полюсе, у узкого слоя населения. Другие проблемы, возникающие при  непродуманном управлении: социальные проблемы трудоустройства, бытового и  коммунального обслуживания, загрязнение  среды, возникновение техногенных  катастроф.

Реформы в области управления собственностью влияют на следующие  социальные процессы:

Формирование среднего класса. Это следствие приватизации, которое  должно быть, но в России привело  к обратному результату - образованию  небольшого количества олигархов.

Широкое привлечение населения  и его свободных средств к  управлению и непосредственному  участию в производственном предпринимательстве. В России это было проведено через  ваучеризацию. В предпринимательстве  и сейчас преобладают торговля и  услуги, на лицо нехватка собственного производства, а преобладающая часть  населения свои сбережения предпочитает хранить дома. Корни этой проблемы еще и психологические, и здесь  необходимы широкие меры в области  образования, экономической культуры и просвещенности населения, упор на сознательный и индивидуальный выбор  каждого человека.

Обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации лиц, терпящих ущерб вследствие преобразований форм и отношений собственности. Такие  преобразования прямо или косвенно порождают ущерб в виде невыплаты  заработной платы, потери дохода, имущества, имущественных прав лиц, оказавшихся  в зоне воздействия проводимых мероприятий. Для их обеспечения создаются  специальные фонды, приуроченные к  мероприятию по управлению имуществом.

Управление преобразованием  форм и отношений собственности  характерны в основном для определенных периодов и стадий экономических  процессов. Ими государственное  управление собственностью не ограничивается. Немаловажную роль играет управление использованием объектов собственности, их применением в процессе создания, обращения и потребления экономического продукта. Поведение объектов собственности  под воздействием повседневных, повсеместных управляющих воздействий со стороны  субъектов управления называют функционированием  объектов. В конечном счете реформы  собственности осуществляются для  того, чтобы обеспечить более эффективное  функционирование управляемых объектов собственности, т.е. получение в течение  длительного времени желаемых субъектом  управления экономических и социальных эффектов, результатов. Объекты госсобственности призваны обеспечивать выполнение государством своих функций. Управление функционированием, состоянием, деятельностью, результативностью  объектов собственности чрезвычайно  многогранно и многообразно по своим  признакам и свойствам. Рассмотрим вкратце управление наиболее типичными  объектами госсобственности, по отношению  к которым государство может  применять прямые и косвенные  меры воздействия.

Государственные унитарные  предприятия. Между органами управления и руководителями предприятия строятся отношения на контрактных принципах. Госорганы управления призваны формировать  договорные отношения с унитарным  предприятием таким образом, чтобы, наделив его максимально возможными правами самоуправления, требовать  эффективного использования государственного имущества, обеспечения самоокупаемости  и самофинансирования, бюджетной  эффективности, рационального использования  объектов. Госорганы призваны способствовать обеспечению унитарных предприятий  государственными заказами, гарантировать  получаемые ими кредиты.

Управления госучреждений, оставшихся государственными - школы, техникумы, вузы, учреждения здравоохранение  и культуры, науки, детские сады ит.п. Правила и нормы управления этими  учреждениями регламентируются ГК РФ, согласно которому они обладают правом оперативного управления в отношении  закрепленного за ними имущества  в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Объекты недвижимости, предоставляемые  в аренду и концессию. Основная проблема в управлении ими состоит в  возмещении государству расходов на содержание этих объектов, их амортизацию  и получении дополнительных доходов, ренты за временную передачу объектов в пользование негосударственному собственнику. Это обстоятельство должно учитываться при установлении арендной платы и цены государственной  концессии.

Акционерный капитал. Государство  призвано следить за получением дохода от него в виде пакетов акций, от долей государственного имущества  в совместной собственности.

Эффективным использованием государственной собственности  следует считать применение ее в  качестве инструмента активизации  предпринимательства, подъема производства на предприятиях любых форм собственности, что не только повышает устойчивость экономики, но и способствует росту  налоговых поступлений в казну. Наконец, управление функционированием, использованием объектов государственной  собственности ставит задачи обеспечения  их сохранности, поддержания работоспособности, функциональной применимости.


Информация о работе Организация управления государственной собственностью в РФ