Органы управления акционерным обществом и их компетенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 09:23, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ органов управления акционерным обществом и их компетенции, на примере ОАО «Электромонтаж». В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи: Охарактеризовать виды и специфику акционерных обществ; Проанализировать органы управления акционерным обществом; Провести сравнительный анализ полномочий собрания акционеров и совета директоров;
Выявить специфические особенности организационной структуры ОАО «Электромонтаж»; Описать органы управления ОАО «Электромонтаж» и их компетенцию.

Содержание работы

Введение
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
1.1. Понятие акционерного общества
1.2. Преимущества акционерной формы собственности
1.3. Понятие и принципы построения управленческих структур
2.Организация управления АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ
2.1. Общее собрание акционеров как высший орган ОАО
2.2. Совет директоров (наблюдательный совет)
2.3. Исполнительный орган
3. Организация управления ОАО «Электромонтаж»
3.1. Характеристика предприятия ОАО «Электромонтаж» и структуры органов управления и контроля
3.2. Общее собрание акционеров
3.3. Совет директоров общества
3.4. Исполнительные органы (единоличный и коллегиальный)
3.5. Ревизионная комиссия общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Файлы: 1 файл

Органы управления акционерным обществом и их компетенция.doc

— 343.50 Кб (Скачать файл)

Общий принцип передачи прав и ответственности нижестоящим звеньям требует, как правило, определенной перестройки управления. Но он (как, впрочем, и другие принципы) не абсолютен. В ряде случаев происходит (и это целесообразно) не децентрализация, а централизация управления.

В принципе, однако, современный менеджмент характеризуется переходом от централизованного руководства к расширению прав и ответственности "центров прибыли" — отделений и предприятий. Децентрализация структуры управления корпорацией базируется на разделении общекорпорационного уровня и производственно-хозяйственного. В этом случае аппарат отделения отвечает за результаты производственно-хозяйственной деятельности, конкурентоспособность продукции, а высшее руководство — за долгосрочное планирование и расширение внешних контактов.

Итак, среди множества проблем, стоящих перед исполнительным органом ОАО, решающая — управление персоналом. Она главная, ибо ни одну задачу управления в любой области нельзя качественно реализовать, не заинтересовав в ее решении персонал фирмы. Поэтому мотивация персонала, создание условий для его заинтересованности в конечных (да и промежуточных) результатах работы фирмы уже более полувека находятся в центре внимания внутрифирменного управления.

 

 

3. Организация  управления ОАО «Электромонтаж»

 

3.1. Характеристика  предприятия  ОАО «Электромонтаж»  и 

структуры органов управления и контроля

 

Рассмотрим  компетенцию  органов  управления  акционерным  обществом  на  примере  предприятия  ОАО «Электромонтаж», которое  располагается  по  адресу  129515, Москва, ул. Академика Королева, д. 13. Компания  занимается: проектированием, электромонтажом, комплектацией объектов низковольтным и высоковольтным электротехническим оборудованием и материалами.

История Компании «Электромонтаж» начинает свой отсчет с 7 июля 1939 года, когда Совнаркомом СССР было принято постановление 998 об организации в составе Наркомстроя СССР Главного управления по электромонтажным работам - «Главэлектромонтажа».

История строительной организации обычно базируется на труде и таланте нескольких поколений людей, а следами ее деятельности на земле остаются заводы, города и объекты их жизнеобеспечения, спортивные сооружения, музеи, театры и возрожденные памятники старины. Проектные, научно-исследовательские, электромонтажные организаций и промышленные предприятия системы электромонтажа за годы своего существования участвовали в сооружении практически всех крупных промышленных объектов, гражданских сооружений, жилых и общественных зданий в стране. Во время войны участвовали в перебазировании заводов на Урал и в Сибирь, после войны - в восстановлении промышленности и городов Украины, Белоруссии, Крыма и всей европейской части СССР. «Электромонтаж» был участником создания крупных металлургических комплексов в Индии, Алжире, Нигерии, Иране, Пакистане, Турции, Югославии, практически во всех странах Восточной Европы. Специалисты работали в 32 зарубежных странах, в том числе и в Швеции, Франции, Италии, Японии, ФРГ.

Многие специалисты и организации «Электромонтажа» за свой труд отмечены высокими правительственными наградами. В настоящее время крупные электромонтажные подразделения со своими филиалами и промышленные предприятия Компании расположены в 19 регионах России. Однако при необходимости все они могут работать и работают в других регионах страны. Электромонтажники мобильны, дисциплинированы, гарантируют выполнение работ в контрактные сроки и с высоким качеством.

Органами управления открытого акционерного общества “Электромонтаж” являются:

- общее собрание акционеров:

- совет директоров;

- генеральный директор (единоличный  исполнительный орган);

- правление (коллегиальный исполнительный  орган);

- ревизионная комиссия (см. прил. Б).

Органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества является ревизионная комиссия.

Совет директоров, генеральный директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренным Уставом. Ликвидационная комиссия при добровольной ликвидации общества избирается общим собранием в порядке, предусмотренном настоящим Уставом и Положением о ликвидационной комиссии. При принудительной ликвидации ликвидационная комиссия назначается судом (арбитражем).

Правление (коллегиальный исполнительный орган) утверждается советом директоров по представлению генерального директора Общества.

Генеральный директор выполняет функции председателя коллегиального исполнительного органа - Правления Общества.

За  последние  несколько  лет  предприятию  предъявлялись  ряд  исков  от  физический  лиц  по  поводу  договора  энергосбережения.

Договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи, соответствует современной традиции правового регулирования энергоснабжения в европейских государствах и опирается на действующее законодательство РФ. В частности, из п. 5 ст. 454 ГК РФ следует, что к отдельным видам договора купли-продажи, в том числе к договору энергоснабжения, применяются общие положения о купле-продаже, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса в параграфе «Энергоснабжение». Под действие договора энергоснабжения подпадают все отношения, складывающиеся при подаче электрической и тепловой энергии, снабжении газом и водой через присоединенную сеть, нефтью и нефтепродуктами. Такие договоры рассматриваются как однопорядковые.

Специфика правового регулирования публичного договора следует из самого названия. Законодатель, включив в ГК РФ соответствующие нормы, обеспечил максимальную защиту прав и законных интересов потребителя как наименее экономически защищенной стороны договора. При квалификации договора в качестве публичного для коммерческой организации как субъекта такого договора возможно наступление определенных последствий.

Во-первых, все потребители, обратившиеся к коммерческой организации, должны быть поставлены в равные условия, никому не должно быть оказано предпочтение в отношении заключения договора и его условий, кроме установленных федеральным законом, иными нормативными актами льготных категорий потребителей. В отношении заключения публичного договора коммерческая организация лишена свободы выбора своего контрагента по договору, не вправе отказаться или уклониться от его заключения. В противном случае отказ от заключения публичного договора может быть основанием для обращения потребителя с иском о понуждении к его заключению.

Как следует из п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор именно коммерческая организация обязана доказать отсутствие возможности передать товар, выполнить работу, предоставить услугу. На энергоснабжающую организацию возлагается обязанность доказать отсутствие технической возможности обеспечить электроэнергией отдельного потребителя.

Во-вторых, наличие права вынести на рассмотрение суда (без дополнительного согласия сторон) разногласия по отдельным условиям договора.

Определение публичного договора дано законодателем в ст. 426 ГК РФ. Это договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые эта организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Подобный тип договоров является исключением, ибо ограничивает его участников в свободе заключения договора. Данный принцип закреплен в ст. 1, 421 ГК РФ.

Рассмотрим  один  из  исков  более  подробно - дело  по  иску  Бежина  к  ОАО «Электромонтаж» о понуждении теплоснабжающей организации заключить дополнительное соглашение о продлении срока действия договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии (Бюллетень  Арбитражного  суда  Ивановской  области, №4, 2004)

Абонент обратился с иском о понуждении теплоснабжающей организации заключить дополнительное соглашение о продлении срока действия договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии истцу от тепловой блок-станции (производитель теплоэнергии) по сетям ответчика. Обращение с иском вызвано отказом ответчика пролонгировать договор транспортировки теплоносителя по собственным сетям. Считая договор полностью исполненным, ответчик по окончании срока его действия перекрыл задвижки, препятствуя поступлению теплоносителя населению. Действия ответчика создали чрезвычайную ситуацию с обеспечением населения теплом при отсутствии резервного источника теплоснабжения. Более того, из-за низких температур возникла угроза разморожения системы теплоснабжения31.

Суд принял срочные меры по обеспечению иска в виде обязания ответчика исполнять условия договора. В ходе рассмотрения дела в суде стороны согласовали условия дополнительного соглашения о пролонгировании договора32.

Таким  образом, органы  управления  ОАО «Электромонтаж» соответствуют  общим  принципам  организации  акционерных  обществ, но  имеют  более  частный  характер:

- общее собрание акционеров:

- совет директоров;

- генеральный директор (единоличный  исполнительный орган);

- правление (коллегиальный исполнительный  орган);

- ревизионная комиссия.

 

3.2. Общее собрание акционеров

 

Высшим органов Управления Общества является общее собрание его акционеров. К компетенции общего собрания акционеров относятся:

  • принятие решения о реорганизации Общества;
  • принятие решения о ликвидации Общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов (промежуточного и окончательного);
  • определение количественного состава Совета директоров , избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
  • избрание единоличного исполнительного органа Общества (генерального директора) и  досрочное прекращение его полномочий;
  • определение количественного состава членов ревизионной комиссии (ревизора) Общества, избрание ее членов и досрочное прекращение их полномочий;
  • утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков Общества и распределения его прибылей и убытков;
  • принятие решения о выплате годовых дивидендов, утверждение их размера и формы выплаты по каждой категории и типу акций на основании рекомендации Совета директоров;
  • принятие решения о заключении сделок в случаях, предусмотренных ст.83 Федерального закона "Об акционерных Обществах" ;
  • принятие решения о совершении крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, в случае, предусмотренном Уставом Общества;
  • утверждение и внесение изменений и дополнений в положение о Совете директоров, ревизионной комиссии и ликвидационной комиссии;
  • принятие решений об отнесении на счет Общества затрат, связанных с проведением внеочередных общих собраний, внеплановых аудиторских проверок и проверок ревизионной комиссии, инициируемых акционерами, обладающими предусмотренным настоящим Уставом количеством голосующих акций Общества;
  • принятие решения о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций Общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции, размещаемых посредством открытой подписки, c их оплатой деньгами, а также о сроке действия такого решения.

Общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным законодательством и Уставом общества к его компетенции, но может передать часть вопросов своей компетенции в ведение Совета директоров Общества.

Общее собрание не представительствует по делам Общества, а ограничивает свою деятельность принятием решений по делам Общества, оно не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня собрания, а также изменять повестку дня.

Таким  образом, высшим  органом  ОАО «Электромонтаж» является  общее  собрание  акционеров, как  и  других  акционерных  обществ  в  соответствии  с  законодательством.

 

3.3. Совет директоров  общества

 

В компетенцию совета директоров Общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью Общества за исключением вопросов, отнесенных Уставом Общества к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

К исключительной компетенции Совета директоров Общества относятся следующие вопросы:

  • определение приоритетных направлений деятельности Общества;
  • созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров Общества;
  • утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
  • определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, и другие вопросы, отнесенные к компетенции Совета директоров Общества в соответствии с положениями Устава, связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
  • принятие решений об увеличение уставного капитала и о размещении Обществом облигаций и иных ценных бумаг;
  • определение рыночной стоимости имущества Общества и утверждение методики определения рыночной цены акции;
  • определение количественного состава и образование Правления (коллегиального исполнительного органа) Общества по предложению генерального директора и досрочное прекращение ее полномочий или полномочий ее отдельных членов;
  • рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  • принятие решения об использовании резервного и иных фондов Общества, о создании филиалов и открытие представительств Общества, утверждение внутренних документов Общества, определяющих порядок деятельности органов управления Общества;
  • решение иных вопросов, связанных с деятельностью Общества, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах".

Информация о работе Органы управления акционерным обществом и их компетенции