Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 13:09, курсовая работа
Цель и задачи курсовой работы вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Целью работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства: анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации, как источников правового регулирования опеки и попечительства; рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи: выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство; определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике.
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Опека и попечительство как институт гражданского права …….7
1.1. Понятия опеки и попечительства, их разграничение …………………9
1.2. Правовой статус опекунов и попечителей …………………………….12
Глава 2. Основания и порядок установления опеки
и попечительства …………………………………………………………….17
2.1. Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами ………………………………………17
2.2. Установление опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами …………………………………………..26
2.3. Основания прекращения опеки и попечительства
Заключение ………………………………………………………………….30
Список литературы …………………………………………………………35
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Опека и попечительство как институт
гражданского права …….7
1.1. Понятия опеки и попечительства, их
разграничение …………………9
1.2. Правовой статус опекунов и попечителей
…………………………….12
Глава 2. Основания и порядок установления
опеки
и попечительства …………………………………………………………….17
2.1. Установление опеки и попечительства
над несовершеннолетними гражданами
………………………………………17
2.2. Установление опеки и попечительства
над совершеннолетними гражданами …………………………………………..26
2.3. Основания прекращения опеки и попечительства
Заключение ………………………………………………………………….30
Список литературы …………………………………………………………35
Введение
Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т. е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.
Применение положений законодательства РФ об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц.
В частности, опека над недееспособными гражданами устанавливается редко, хотя число пациентов соответствующих лечебных учреждений возрастает. К сожалению, все реже родные и близкие берут на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений со стороны опекунов в отношении имущества подопечного. Во многом данное обстоятельство вызвано отсутствием механизма эффективного контроля над их действиями, а также не использованием органами опеки и попечительства института доверительного управления имуществом подопечных.
Еще реже устанавливается попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. В первую очередь это обусловлено тем, что закон более не провозглашает «борьбы с пьянством и алкоголизмом». Такие меры, как практиковавшееся в 80-е годы принудительное лечение от алкоголизма, безусловно, противоречат исповедуемой сегодня концепции свободы личности и не могут быть восприняты современным правом. Однако, предоставив гражданам свободу употребления и, более того, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, ограничив рамки вмешательства в частную жизнь гражданина, наше государство многих из своих граждан потеряло безвозвратно. По-видимому, при определении границ вмешательства в судьбу личности должны сочетаться как интересы самой личности в удовлетворении ее потребностей, так и интересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации.
Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику.
Степень научной разработанности проблемы. Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.
Отдельные
стороны проблемы применения
норм гражданского законодатель
Цель и задачи курсовой работы вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы. Целью работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства: анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации, как источников правового регулирования опеки и попечительства; рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи: выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку и попечительство; определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике.
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами. Объектом научного анализа настоящей работы являются опека и попечительство как теоретическая категория и как правовое явление социальной действительности. Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников, судебной практики.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общие и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.
Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ,1 Федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа опеки и попечительства как института гражданского права в свете последних изменений законодательства в данной области с учетом положения новейшего ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве».
По структуре работа состоит из введения, 3 гла, заключения и списка использованной литературы. Первая глава раскрывает понятие института попечительства, а также правовой статус опекунов и попечителей. Во второй главе мы рассматриваем порядок установления и прекращения опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних. В третьей главе дан сравнительно-правовой анализ нормативно-правового обеспечения и путей совершенствования законодательства об опеке и попечительстве. В заключении сделаны основные выводы о проблемах опеки и попечительства на сегодняшний день.
Глава I. Опека и попечительство как институт гражданского права
Президентом РФ в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики определена забота о повышении благосостояния населения, стимулирование воспроизводства населения. Без здорового нового поколения все административные и экономические реформы в России теряют смысл. В условиях совершенствования правового государства уже произошли коренные изменения системы российского права, изменениям подвергся и правовой институт опеки и попечительства, направленный на восполнение недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов. Но, тем не менее, институт опеки и попечительства не претерпел тех нововведений, которые необходимы в современных условиях и позволяли бы говорить о приобретении им качественно нового уровня. При формировании гражданского законодательства в 90-х годах прошлого века произошло перемещение основных положений об опеке и попечительстве из семейного в гражданское законодательство, появились новые нормы о доверительном управлении имуществом подопечных, опеке над имуществом.
В настоящее время опека и попечительство представляют собой комплексный институт гражданского и семейного права, включающий нормы и публичных отраслей (административного права), обеспечивающий все виды охраны прав и законных интересов нуждающихся в этом граждан с целью защиты их личных и имущественных прав. Институт опеки и попечительства является одним из тех, которым уделяется недостаточно внимания в отечественной юридической науке. Как справедливо отмечала Л.Ю. Михеева: «К сожалению, в юридической литературе современное состояние института опеки и попечительства не исследуется. В течение многих десятилетий законодательство об опеке и попечительстве практически не менялось».2
Поскольку институт опеки и попечительства является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов, вкратце осветим основные этапы его становления. Первое летописное упоминание об опеке на Руси относится к 879 г., а упоминание опеки и попечительства нашло свое отражение в послании Рюрика, в котором он назначает своему сыну опекуна, причем опекуном является его родственник Игорь. Данные сведения дополняются ст. 99 «Русской Правды». Таким образом, еще в те времена опекунами и попечителями назначались (становились) близкие родственники подопечных. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, опекуны, и попечители должны были заботиться о воспитании ребенка-сироты.3 При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению магистрата. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям – главной чертой стала сословность (Указ Екатерины II от 1775г. «Учреждения для управления губерний»); так как от сословия ребенка-сироты зависело, какие учреждения назначают опеку и попечительство. В 1785г. было установлено различие между опекой и попечительством: опека устанавливалась до 14 лет, попечительство с 14 до 21 года.
После революции 1917г. форма устройства детей приняла общегосударственный характер в силу того, что в результате Гражданской войны множество детей оказались без попечения родителей, появилась категория беспризорников, зачастую пополнявших ряды криминальных структур. Предметом особого внимания Советского государства стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка в духе новой идеологии. В принятом в 1927 г. Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР указывалось, что опекун назначался независимо от его желания, но ему в отдельных случаях позволялось получать вознаграждение за свою деятельность за счет имущества подопечного. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969г. впервые в советское время установил, что назначение опекуна или попечителя могло состояться только с его согласия. Особое внимание в этот период времени стало уделяться детям, находящимся на воспитании или попечении государственных органов, т.е. приоритет отдается отнюдь не семейной форме воспитания.4 В 1994-1995гг. были приняты новые Гражданский и Семейный кодексы, в которых нашли отражение и изменения, связанные с опекой и попечительством. Таким образом, на каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.
На сегодняшний день можно отметить, что одной из основных проблем института опеки и попечительства является проблема выбора опекуна или попечителя, поскольку от него во многом зависит реальная охрана прав и интересов подопечных.
Итак, природа и цели института опеки и попечительства позволяют наметить направления дальнейшего совершенствования, которые могут быть сведены к двум основным: изменение норм частноправовой и публично-правовой принадлежности. Причем центральное место в реформировании данного института должна занимать корректировка положений гражданского законодательства, что вытекает из сущности центральных отношений опеки (попечительства) – отношений опекуна (попечителя) и подопечного лица.
1.1. Понятие опеки и
До принятия ГК РФ 1994 г. отношения, связанные с опекой и попечительством, регулировались семейным законодательством. Однако признавалось, что опека и попечительство тесно связаны с институтами гражданского законодательства о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должны рассматриваться наукой гражданского права и во всяком случае не могут быть отнесены только к семейному праву.5 Наибольшее распространение имела трактовка опеки и попечительства как смешанного института гражданского, семейного и в некоторой части административного права (например, в части контроля местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей).6 Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства является обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
Информация о работе Основания и порядок установления опеки и попечительства