Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 14:33, реферат
Под социальной политикой многие сегодня понимают лишь государственную поддержку социально уязвимых групп населения, тем самым отождествляя социальную политику с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Такое зауженное понимание на практике приводит к свертыванию социальных функций государства и снижению его ответственности за протекание социальных процессов в обществе, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни. В последние годы мы как раз и являемся свидетелями того, как зауженное понимание сущности социальной политики выливается в смещение приоритетов государственной деятельности, в искажение социальных ценностей государства, в свертывание социальных программ и мероприятий.
Введение...................................................................................................................3
Сущность социального государства......................................................................6
Основные модели социального государства.........................................................8
Либеральная модель..............................................................................................12
Консервативная модель........................................................................................13
Корпоративная модель..........................................................................................15
Социал-демократическая модель.........................................................................15
Заключение.............................................................................................................18
Список литературы.....................................
Содержание
Введение......................
Сущность социального государства...................
Основные модели
социального государства...................
Либеральная модель........................
Консервативная модель........................
Корпоративная модель........................
Социал-демократическая модель........................
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Под социальной политикой многие сегодня понимают лишь государственную поддержку социально уязвимых групп населения, тем самым отождествляя социальную политику с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Такое зауженное понимание на практике приводит к свертыванию социальных функций государства и снижению его ответственности за протекание социальных процессов в обществе, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни. В последние годы мы как раз и являемся свидетелями того, как зауженное понимание сущности социальной политики выливается в смещение приоритетов государственной деятельности, в искажение социальных ценностей государства, в свертывание социальных программ и мероприятий.
Анализ реформационных
процессов и их социальных последствий
заставляет по иному подойти к рассмотрению
социальных проблем и роли государства
в их решении, позволяет сформировать
принципиально иное понимание сущности
социальной политики, встраивая ее в более
широкий контекст деятельности государства
как приоритетной стратегической линии.
В этом плане социальную политику следует
понимать как систему целенаправленных
государственных мероприятий по регулированию
отношений между различными социальными
группами населения в части повышения
общественного благосостояния, улучшения
качества и уровня жизни, рационального
использования трудового потенциала и
на этой основе роста эффективности функционирования
экономики страны.
Социальная политика
охватывает деятельность органов власти,
направленную на регулирование положения,
отношений и взаимодействия основных
элементов социальной структуры общества,
а ее функции заключаются в согласовании
долгосрочных интересов социальных групп
как друг с другом, так и с интересами общества
как целостности. В данном случае социальная
политика не сводится лишь к отдельной
узкой функции государства, направленной
только на некоторые группы общества,
ее сущность видится в регулировании государством
комплекса универсальных социальных отношений,
складывающихся в обществе, и в обеспечении
условий для полноценного развития всех
социальных групп и граждан общества.
В связи с этим, социальную политику можно
определить как целенаправленную, организованную
деятельность государства, обеспечивающую
повышение уровня социальной справедливости
в обществе и создание равных условий
для развития и реализации потенциала
каждого из его членов. Государство в цивилизованном
обществе является центральным, но не
единственным субъектом социальной политики.
Его роль в значительной степени подкрепляется
ролью множества институтов гражданского
общества, которым государство делегирует
широкий спектр функций. Однако особенность,
уникальность роли государства заключается
в его ответственности за социальную стабильность
в обществе, устойчивость социального
положения граждан, семей, социальных
групп, общества в целом. Это обусловлено
самой природой государства как единственного
политического и правового субъекта, обладающего
всем спектром властных полномочий. Говоря
о государстве как об основном общественном
институте, берущем на себя ответственность
за социальное согласие и благополучие
всех граждан и, следовательно, как об
основном субъекте социальной политики,
понимаемой в широком смысле, мы вплотную
подходим к вопросу о социальном государстве.
Идея социального
государства, сформулированная международным
сообществом для современного типа рыночного
хозяйствования, заключается в политическом
и правовом упорядочении жизни общества
на принципах гуманизма, выполнении комплекса
социально-защитных функций, создании
условий для развития гражданского общества. Степень
социальности государства всегда зависит
от непосредственных размеров финансового
участия государства в реализации социальной
политики. В значительно большей степени
факторами, определяющими степень социальности
государства, являются первостепенность
социальных ценностей в официальной идеологии
государства, присутствие сильных демократических
политических институтов, наличие административных
условий и правового пространства для
свободного функционирования разнообразных
субъектов хозяйствования и их экономическая
эффективность. Поэтому социальное государство
- это прежде всего сильное государство,
основанное на эффективной рыночной экономике.
Это определяет и характер реализации
в нем основных гражданских прав, в том
числе права на труд и занятость.
Сущность социального государства
Социальное государство - закономерный этап эволюционного развития государственных форм общественного устройства. На современном этапе исторического развития человечества социальное государство является одним из высших достижений цивилизации в сфере государственного устройства и призвано воплощать в жизнь общечеловеческие гуманистические ценности. Социальное государство целесообразно соединяет принципы свободы и правовой законности для обеспечения благополучия личности и процветания общества в целом.
Для социального государства ключевой идеей является идея социального гражданства и социальных прав. Социальное гражданство - это аспект юридического гражданства, который выражается в том, что человек, получая гражданство, вместе с ним приобретает право пользоваться всеми привилегиями и защитными механизмами, которое государство предоставляет в социальной сфере. Социальным правам придается такой же правовой статус, как и правам собственности. Эти права предоставляются на основе гражданства, независимо от качества и результатов деятельности.
В то же время нельзя оценивать социальное государство только с точки зрения гарантируемых им прав. Необходимо учитывать, каким образом деятельность государства переплетена с ролью рынка и семьи в социальном обеспечении, насколько благодаря деятельности социального государства уменьшается зависимость каждого индивидуума - гражданина от рынка.
Идея признания за каждым гражданином социальных и экономических прав и необходимости их защиты со стороны государства возникла на волне резкого обострения отношений труда и капитала. Многомиллионные массы людей наемного труда нуждались в защите от эксплуатации со стороны работодателей. Такую защиту могло обеспечить только государство. Это стало возможным благодаря появлению в конце XIX - начале XX веков социального законодательства, т.е. совокупности определенных законов, которые давали гражданам гарантии в некоторых сферах жизни. Например, законы о медицинском страховании, пенсионном обеспечении, семейных пособиях. Данные законы были приняты во многих странах Европы, США, СССР и других странах. Кроме того, начиная с 70-х годов XX века, социальное законодательство стало одной из важных частей международного права. Например, в рамках Евросоюза было создано и действует общеевропейское социальное законодательство - Европейская социальная хартия. Организация Объединенных Наций приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Можно выделить ряд факторов, определяющих степень социальности государства:
1) первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства;
2) обеспечение реальных равных прав, равных условий и гарантий для свободного устройства каждым членом общества совей жизни, сопровождающихся наличием личной ответственности за свою судьбу;
3) социальная сбалансированность в обществе, отсутствие разрывов в социальной структуре и поляризация в уровне жизни различных групп населения;
4) наличие условий для самообеспечения экономически активной части населения и развитых систем социальной помощи слабым;
5) присутствие сильных демократических политических институтов;
6) наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и субъектов социальной ответственности, их экономическая и социальная эффективность;
7) развитое гражданское общество и местное самоуправление;
8) высокий уровень благосостояния, качества жизни населения и развития человеческих ресурсов.
В современном мире идея социального государства представлена тремя основными моделями, которые различаются как объемами государственных расходов, так и тем, насколько зависит индивидуум от рынка, исходя из уровня предоставляемых ему государством социального обеспечения и услуг.
Основные модели социального государства
В большинстве развитых стран мира наличие гражданского общества позволило существенно увеличить уровень человеческого потенциала и социальной защищенности граждан. Это объясняется тем, что структуры гражданского общества в наибольшей степени приближены к потребностям конкретного человека и, поэтому, способны более чутко реагировать на них, с большим разнообразием, чем государство, решать задачи по нахождению социального баланса и распределению социальной справедливости между группами и слоями общества.
За послевоенные годы в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели социальных государств и, соответственно, различные механизмы реализации социальной политики. Среди них можно выделить три основных модели: либеральную, корпоративную и общественную (солидарную). Они отличаются друг от друга ролью и степенью участия в реализации социальной политики, во-первых, трех ее основных субъектов – государства, корпорации, личности, а, во-вторых – иных институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов.
В основе либеральной модели социального
государства лежит индивидуальный принцип,
который предполагает личную ответственность
каждого члена общества за свою судьбу
и судьбу своей семьи. В данном случае
роль государственных структур в непосредственной
реализации социальной политики минимизирована.
Ее основными субъектами являются личность
и различные негосударственные организации
– социально-страховые фонды и ассоциации.
Финансовую основу реализации социальных
программ при данной модели составляют,
в первую очередь, частные сбережения
и частное страхование, а не средства государственного
бюджета.
При либеральной модели
социальной политики государство берет
на себя ответственность лишь за сохранение
минимальных доходов всех граждан и за
благополучие наименее слабых и обездоленных
слоев населения. Но с другой стороны,
оно максимально стимулирует создание
и развитие в обществе различных форм
негосударственного социального страхования
и социальной поддержки, а также различных
средств и способов получения и повышения
гражданами своих доходов. Таким образом,
при данной модели государство участвует
в реализации социальной политики в большей
степени опосредованно, не через финансирование
социальных программ из своего бюджета,
а через организационно-правовую институциализацию
негосударственных финансовых потоков
на социальные нужды (на образование, здравоохранение,
пенсионное обеспечение, пособия по безработице,
социальная защиту и др.) и, одновременно,
через развитие всей рыночной инфраструктуры
получения доходов в обществе. Подобная
модель социального государства присуща
США, Англии, Ирландии.
Вторая модель социального
государства – корпоративная. В ее основе
лежит корпоративный принцип, который
предполагает максимум ответственности
корпорации (предприятия, учреждения)
за судьбу своих работников. Создавая
систему пожизненного найма, предприятие
стимулирует работников к внесению максимального
трудового вклада, за что предлагает ему
различные виды социальных гарантий в
виде пенсионного обеспечения, частичной
оплаты медицинских, рекреационных услуг
и образования. В данном случае и государство,
и негосударственные организации, и личность
также несут долю ответственности за социальное
благополучие в обществе, но все же большую
роль здесь играют предприятия, которые
имеют собственную разветвленную социальную
инфраструктуру, собственные социально-страховые
фонды.
Финансовой основой
данной модели социального государства
являются в первую очередь страховые взносы
корпораций. При корпоративной модели
большую роль в осуществлении социальной
политики играют организации-работодатели,
для которых последняя, в свою очередь,
является существенным элементом системы
управления трудовыми ресурсами. Классическим
представителем корпоративной модели
социального государства сегодня является
Япония.
И последняя типологическая модель социального государства – общественная (социал-демократическая), в основе которой лежит принцип солидарности. Этот принцип означает ответственность всего общества за судьбу своих членов. Это – перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно, в данном случае, берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан.
Финансовыми механизмами
перераспределения служат государственный
бюджет и государственные социально-страховые
фонды, средства которых идут на обеспечение
широкого спектра государственных социальных
гарантий, выступающих для населения в
большей части в бесплатной (безвозмездной)
форме. В условиях рыночной экономики
наличие развитой государственной системы
социального обеспечения и социального
обслуживания не исключает возможность
существования негосударственных (частных
и корпоративных) институтов социальной
политики, однако большую роль в ее обеспечении
все же играет государство.
Солидарный принцип осуществления социальной
политики предполагает солидарность в
нескольких планах. Во-первых, это солидарность
межу различными социальными группами
и слоями общества, между различными поколениями,
между государством и гражданским обществом,
которая осуществляется за счет системы
перераспределения финансовых средств.
Во-вторых, это солидарность между тремя
основными субъектами социальной политики
– государством, корпорацией, личностью,
которые каждый в своей определенной пропорции
участвует в ее реализации, через систему
бюджетных отчислений, страховых взносов
работников, работодателей.
Среди современных европейских государств
можно выделить как минимум два типа стран
с принципиально различным соотношением
доли участия государства, работника и
работодателя в финансировании социальных
программ. С одной стороны, это страны
социально ориентированной рыночной экономики,
типа Германии и Франции, где бюджетные
отчисления и страховые взносы работника
и работодателя на социальные мероприятия
примерно равны, и основными каналами
перераспределения являются государственные
и частные (но находящиеся под контролем
государства) социально-страховые фонды.
С другой стороны, это страны так называемого
рыночного социализма, типа Швеции, Швейцарии,
Дании, где значительная часть расходов
на социальные нужды берет на себя государство,
и основным каналом перераспределения
является бюджет. Таким образом, можно
заметить, что даже при солидарной модели
социального государства непосредственная
финансовая роль самого государства в
осуществлении социальных программ и
мероприятий может быть различной. Однако
в любом случае при солидарной модели
основную ответственность за социальное
благополучие своих граждан несет государство,
а не корпорация или сам человек, так как
именно государство организует и реализует
в обществе систему перераспределения
(будь то бюджет или социально-страховые
фонды) и осуществляет сам принцип социальной
солидарности.