Основные модели социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 14:33, реферат

Описание работы

Под социальной политикой многие сегодня понимают лишь государственную поддержку социально уязвимых групп населения, тем самым отождествляя социальную политику с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Такое зауженное понимание на практике приводит к свертыванию социальных функций государства и снижению его ответственности за протекание социальных процессов в обществе, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни. В последние годы мы как раз и являемся свидетелями того, как зауженное понимание сущности социальной политики выливается в смещение приоритетов государственной деятельности, в искажение социальных ценностей государства, в свертывание социальных программ и мероприятий.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Сущность социального государства......................................................................6
Основные модели социального государства.........................................................8
Либеральная модель..............................................................................................12
Консервативная модель........................................................................................13
Корпоративная модель..........................................................................................15
Социал-демократическая модель.........................................................................15
Заключение.............................................................................................................18
Список литературы.....................................

Файлы: 1 файл

модели.docx

— 34.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Сущность социального государства......................................................................6

Основные модели социального государства.........................................................8

Либеральная модель..............................................................................................12

Консервативная модель........................................................................................13

Корпоративная модель..........................................................................................15

Социал-демократическая модель.........................................................................15

Заключение.............................................................................................................18

Список литературы................................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под социальной политикой многие сегодня понимают лишь государственную поддержку социально уязвимых групп населения, тем самым отождествляя социальную политику с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Такое зауженное понимание на практике приводит к свертыванию социальных функций государства и снижению его ответственности за протекание социальных процессов в обществе, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни. В последние годы мы как раз и являемся свидетелями того, как зауженное понимание сущности социальной политики выливается в смещение приоритетов государственной деятельности, в искажение социальных ценностей государства, в свертывание социальных программ и мероприятий. 

Анализ реформационных процессов и их социальных последствий заставляет по иному подойти к рассмотрению социальных проблем и роли государства в их решении, позволяет сформировать принципиально иное понимание сущности социальной политики, встраивая ее в более широкий контекст деятельности государства как приоритетной стратегической линии. В этом плане социальную политику следует понимать как систему целенаправленных государственных мероприятий по регулированию отношений между различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны.   
Социальная политика охватывает деятельность органов власти, направленную на регулирование положения, отношений и взаимодействия основных элементов социальной структуры общества, а ее функции заключаются в согласовании долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с интересами общества как целостности. В данном случае социальная политика не сводится лишь к отдельной узкой функции государства, направленной только на некоторые группы общества, ее сущность видится в регулировании государством комплекса универсальных социальных отношений, складывающихся в обществе, и в обеспечении условий для полноценного развития всех социальных групп и граждан общества. В связи с этим, социальную политику можно определить как целенаправленную, организованную деятельность государства, обеспечивающую повышение уровня социальной справедливости в обществе и создание равных условий для развития и реализации потенциала каждого из его членов. Государство в цивилизованном обществе является центральным, но не единственным субъектом социальной политики. Его роль в значительной степени подкрепляется ролью множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует широкий спектр функций. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, общества в целом. Это обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий. Говоря о государстве как об основном общественном институте, берущем на себя ответственность за социальное согласие и благополучие всех граждан и, следовательно, как об основном субъекте социальной политики, понимаемой в широком смысле, мы вплотную подходим к вопросу о социальном государстве.  
Идея социального государства, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйствования, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества. Степень социальности государства всегда зависит от непосредственных размеров финансового участия государства в реализации социальной политики. В значительно большей степени факторами, определяющими степень социальности государства, являются первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства, присутствие сильных демократических политических институтов, наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования разнообразных субъектов хозяйствования и их экономическая эффективность. Поэтому социальное государство - это прежде всего сильное государство, основанное на эффективной рыночной экономике. Это определяет и характер реализации в нем основных гражданских прав, в том числе права на труд и занятость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность социального государства

 

Социальное государство - закономерный этап эволюционного развития государственных форм общественного устройства. На современном этапе исторического развития человечества социальное государство является одним из высших достижений цивилизации в сфере государственного устройства и призвано воплощать в жизнь общечеловеческие гуманистические ценности. Социальное государство целесообразно соединяет принципы свободы и правовой законности для обеспечения благополучия личности и процветания общества в целом.

Для социального государства ключевой идеей является идея социального гражданства и социальных прав. Социальное гражданство - это аспект юридического гражданства, который выражается в том, что человек, получая гражданство, вместе с ним приобретает право пользоваться всеми привилегиями и защитными механизмами, которое государство предоставляет в социальной сфере. Социальным правам придается такой же правовой статус, как и правам собственности. Эти права предоставляются на основе гражданства, независимо от качества и результатов деятельности.

В то же время нельзя оценивать социальное государство только с точки зрения гарантируемых им прав. Необходимо учитывать, каким образом деятельность государства переплетена с ролью рынка и семьи в социальном обеспечении, насколько благодаря деятельности социального государства уменьшается зависимость каждого индивидуума - гражданина от рынка.

Идея признания за каждым гражданином социальных и экономических прав и необходимости их защиты со стороны государства возникла на волне резкого обострения отношений труда и капитала. Многомиллионные массы людей наемного труда нуждались в защите от эксплуатации со стороны работодателей. Такую защиту могло обеспечить только государство. Это стало возможным благодаря появлению в конце XIX - начале XX веков социального законодательства, т.е. совокупности определенных законов, которые давали гражданам гарантии в некоторых сферах жизни. Например, законы о медицинском страховании, пенсионном обеспечении, семейных пособиях. Данные законы были приняты во многих странах Европы, США, СССР и других странах. Кроме того, начиная с 70-х годов XX века, социальное законодательство стало одной из важных частей международного права. Например, в рамках Евросоюза было создано и действует общеевропейское социальное законодательство - Европейская социальная хартия. Организация Объединенных Наций приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Можно выделить ряд факторов, определяющих степень социальности государства:

1) первостепенность социальных ценностей в официальной идеологии государства;

2) обеспечение реальных равных прав, равных условий и гарантий для свободного устройства каждым членом общества совей жизни, сопровождающихся наличием личной ответственности за свою судьбу;

3) социальная сбалансированность в обществе, отсутствие разрывов в социальной структуре и поляризация в уровне жизни различных групп населения;

4) наличие условий для самообеспечения экономически активной части населения и развитых систем социальной помощи слабым;

5) присутствие сильных демократических политических институтов;

6) наличие административных условий и правового пространства для свободного функционирования различных субъектов хозяйствования и субъектов социальной ответственности, их экономическая и социальная эффективность;

7) развитое гражданское общество и местное самоуправление;

8) высокий уровень благосостояния, качества жизни населения и развития человеческих ресурсов.

В современном мире идея социального государства представлена тремя основными моделями, которые различаются как объемами государственных расходов, так и тем, насколько зависит индивидуум от рынка, исходя из уровня предоставляемых ему государством социального обеспечения и услуг.

 

Основные модели социального государства

В большинстве развитых стран мира наличие гражданского общества позволило существенно увеличить уровень человеческого потенциала и социальной защищенности граждан. Это объясняется тем, что структуры гражданского общества в наибольшей степени приближены к потребностям конкретного человека и, поэтому, способны более чутко реагировать на них, с большим разнообразием, чем государство, решать задачи по нахождению социального баланса и распределению социальной справедливости между группами и слоями общества. 

За послевоенные годы в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели социальных государств и, соответственно, различные механизмы реализации социальной политики. Среди них можно выделить три основных модели: либеральную, корпоративную и общественную (солидарную). Они отличаются друг от друга ролью и степенью участия в реализации социальной политики, во-первых, трех ее основных субъектов – государства, корпорации, личности, а, во-вторых – иных институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики ее основных субъектов. 

В основе либеральной модели социального государства лежит индивидуальный принцип, который предполагает личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации – социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу реализации социальных программ при данной модели составляют, в первую очередь, частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета.  
При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Таким образом, при данной модели государство участвует в реализации социальной политики в большей степени опосредованно, не через финансирование социальных программ из своего бюджета, а через организационно-правовую институциализацию негосударственных финансовых потоков на социальные нужды (на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, пособия по безработице, социальная защиту и др.) и, одновременно, через развитие всей рыночной инфраструктуры получения доходов в обществе. Подобная модель социального государства присуща США, Англии, Ирландии.  
Вторая модель социального государства – корпоративная. В ее основе лежит корпоративный принцип, который предполагает максимум ответственности корпорации (предприятия, учреждения) за судьбу своих работников. Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования. В данном случае и государство, и негосударственные организации, и личность также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.  
Финансовой основой данной модели социального государства являются в первую очередь страховые взносы корпораций. При корпоративной модели большую роль в осуществлении социальной политики играют организации-работодатели, для которых последняя, в свою очередь, является существенным элементом системы управления трудовыми ресурсами. Классическим представителем корпоративной модели социального государства сегодня является Япония. 

И последняя типологическая модель социального государства – общественная (социал-демократическая), в основе которой лежит принцип солидарности. Этот принцип означает ответственность всего общества за судьбу своих членов. Это – перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно, в данном случае, берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан.

Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме. В условиях рыночной экономики наличие развитой государственной системы социального обеспечения и социального обслуживания не исключает возможность существования негосударственных (частных и корпоративных) институтов социальной политики, однако большую роль в ее обеспечении все же играет государство.  
        Солидарный принцип осуществления социальной политики предполагает солидарность в нескольких планах. Во-первых, это солидарность межу различными социальными группами и слоями общества, между различными поколениями, между государством и гражданским обществом, которая осуществляется за счет системы перераспределения финансовых средств. Во-вторых, это солидарность между тремя основными субъектами социальной политики – государством, корпорацией, личностью, которые каждый в своей определенной пропорции участвует в ее реализации, через систему бюджетных отчислений, страховых взносов работников, работодателей.  
        Среди современных европейских государств можно выделить как минимум два типа стран с принципиально различным соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ. С одной стороны, это страны социально ориентированной рыночной экономики, типа Германии и Франции, где бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются государственные и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. С другой стороны, это страны так называемого рыночного социализма, типа Швеции, Швейцарии, Дании, где значительная часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является бюджет. Таким образом, можно заметить, что даже при солидарной модели социального государства непосредственная финансовая роль самого государства в осуществлении социальных программ и мероприятий может быть различной. Однако в любом случае при солидарной модели основную ответственность за социальное благополучие своих граждан несет государство, а не корпорация или сам человек, так как именно государство организует и реализует в обществе систему перераспределения (будь то бюджет или социально-страховые фонды) и осуществляет сам принцип социальной солидарности. 

Информация о работе Основные модели социального государства