Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 14:33, реферат
Под социальной политикой многие сегодня понимают лишь государственную поддержку социально уязвимых групп населения, тем самым отождествляя социальную политику с социальной защитой и социальным обеспечением населения. Такое зауженное понимание на практике приводит к свертыванию социальных функций государства и снижению его ответственности за протекание социальных процессов в обществе, за социокультурное развитие всех своих граждан, за рост их благосостояния и качества жизни. В последние годы мы как раз и являемся свидетелями того, как зауженное понимание сущности социальной политики выливается в смещение приоритетов государственной деятельности, в искажение социальных ценностей государства, в свертывание социальных программ и мероприятий.
Введение...................................................................................................................3
Сущность социального государства......................................................................6
Основные модели социального государства.........................................................8
Либеральная модель..............................................................................................12
Консервативная модель........................................................................................13
Корпоративная модель..........................................................................................15
Социал-демократическая модель.........................................................................15
Заключение.............................................................................................................18
Список литературы.....................................
Либеральная модель
Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно- коммунального обеспечения населения. Но не для каждого гражданина. Либеральное государство - это государство социальных услуг, социального страхования и социальной поддержки. Такое государство берет на себя заботу только о социально уязвимых и обездоленных членах общества. Главный акцент делается не на вопросах безвозмездных социальных гарантий, а на защите индивидуальной экономической, личной свободы и достоинства человека. Сторонники либеральной модели социального государства исходят из того, что либеральная социальная политика и высокий уровень законности в обществе гарантируют устойчивое развитие общества. Своевременно улаживание возникающих конфликтов гарантирует устойчивое развитие отношений солидарности, партнерства и социального спокойствия. Высокий уровень жизни людей обеспечивается за счет трудовых доходов и доходов от собственности. Государство берет на себя обязанность только восполнять гражданину недостаток социальных благ, если этого не могут сделать рыночные структуры, общественные объединения и семья. Таким образом регулирующая роль государства сведена до минимума. Его деятельность в вопросах социальной политики заключается в установлении размера и выплате пособий. В таких странах существует много благотворительных организаций, частных и религиозных фондов помощи нуждающимся, церковных общин. Действуют различные федеральные программы помощи бывшим заключенным, национальным меньшинствам и т.д. Существует развитая система социального страхования, включающая в себя медицинское страхование частными фирмами и государством, пенсионное страхование, страхование работников от несчастных случаев и т.д., которая снимает значительное бремя расходов с государственного бюджета. Но такой вид услуг доступен не всем гражданам из-за его дороговизны.
Либеральная модель не предполагает достижение социального равенства, но, тем не менее, существует поддержка малообеспеченных слоев населения. Система социального обеспечения не подрывает трудовую мотивацию граждан, т.е. человек должен прежде всего своим личным трудом улучшать свое благосостояние. Перераспределение благ основывается на принципе признания за гражданином права на минимально достойные условия жизни. Существует нижняя граница благосостояния, и она очерчивает объем гарантируемых для всех прав.
Примером стран с либеральной моделью являются Австралия, Канада, США.
Консервативная модель
«В основе данной концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие в индустриальных странах Запада уже достигнуто. Остальные же страны рано или поздно встанут на аналогичный путь экономического и социального развития или окажутся аутсайдерами навсегда».
Главная мысль заключается в том, чтобы мирно проводить публичную политику с такой эффективностью, которая постепенно выводит экономику и социальную сферу на уровень потребностей и интересов большинства граждан. Речь идет о разумных потребностях, которые соответствуют возможностям государства.
При такой модели социального государства осуществляется прагматичный подход к предоставлению государством социальных услуг. Это позволяет сконцентрироваться на решении насущных, острых социальных проблем.
Основной задачей государства становится обеспечении всем гаржданам равных стартовых условий и возможностей для развития. Фундаментом консервативной политики служит идея партнерства между государством, частным сектором, общественными и благотворительными организациями В экономической сфере господствует принцип смешанной экономики, которая создает социальное рыночное хозяйство. Оно обеспечивает личную свободу, предупреждает концентрацию экономической власти, развивая конкуренцию и помощь самым нуждающимся группам населения. Социальная политика должна состоит не в том, чтобы все большее число бедных обеспечить лучшим, а в том, чтобы устранить причины бедности, которые носят структурный характер и не могут быть ликвидированы только политикой распределения.
В консервативном социальном государстве существует широкий охват различных групп населения многообразными формами социальной защиты, высокий уровень социальных гарантий, когда сумма выплат действительно обеспечивает реализацию целей, для которых они предназначены (жилье, образование). Частное социальное страхование играет гораздо меньшую роль, чем в либеральной модели. Государство готово заменить рынок там, где он не может обеспечить благосостояние граждан. Однако социальные гарантии в консервативном социальном государстве зависят от социального статуса индивида, и многие социальные обязанности перекладываются на семью. Государство вмешивается только тогда, когда возможности семьи исчерпаны. На такую модель ориентированы Великобритания и Япония.
Например, в Японии в основе социальной политики лежит принцип обеспечения равенства возможностей, удержание низкого уровня безработицы, активного создания рабочих мест, сокращения дифференциации доходов. Японское государство ведет политику широкомасштабных инвестиций в социальную сферу. Материальной базой активной социальной политики служит перераспределение богатства. Это осуществляется за счет введения налога на богатство, который может составлять до 80 % от совокупного дохода. В Японии нет слоя сверхкрупных собственников и один из самых низких уровней бедности в мире.
Корпоративная модель
Социальное государство корпоративного типа - это государство, которое берет на себя ответственность за благополучие своих граждан, но при этом большую часть социальных обязанностей делегирует в частный сектор, принуждая его к участию в реализации государственных социальных программ. При этом получается, что значительную часть социальной заботы о своих работниках берут на себя непосредственно сами предприятия и организации - оплачивают расходы на обучение персонала, реализуют программы пенсионного обеспечения, берут на себя оплату медицинских и других социальных услуг. Эта модель успешно реализуется в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Ирландии, Нидерландах, Франции.
Социал-демократическая модель
В таком государстве граждане имеют равные возможности для удовлетворения не только своих материальных потребностей, но и запросов духовной жизни. Государство обеспечивает гражданские, политические, экономические и социальные права, рассматривает сближение доходов и жизненных возможностей в качестве главного материального и правового условия свободы каждого гражданина. Ведущий принцип в таком государстве: государство и экономика существуют для людей, а не наоборот. Социальная государственная политика не является услугой или милостью власти, это - прямая обязанность государства. Именно такая модель социального государства существует в ряде скандинавских стран - в Дании, Норвегии, Швеции.
Социал-демократическая модель социального государства предназначена для того, чтобы уничтожить нищету, стимулировать экономический рост каждого индивида, развить социальную интеграцию и поощрить альтруизм в обществе. Социал - демократическая модель отвергает мысль о всесилии рынка, как регулятора общественно - экономических процессов. Она выступает за интервенционистскую политику государства в социальных вопросах.
Чтобы достичь этой цели, социальные услуги должны предоставляться на универсальной, бесплатной для всех основе, а не в зависимости от нуждаемости граждан. Тем не менее, учитывается уровень доходов и адресное предоставление услуг. Модель ориентирована на предупреждающую социальную политику, в рамках которой проводят политику полной занятости населения, смягчающей трудности финансирования пенсионного обеспечения, борются с заболеваниями, вызванными условиями труда, принимают меры, направленные на создание и сохранение «ячеек» общества - семьи, общины и т.д. Это препятствует распространению социальных проблем. Цели проводимой социал - демократами политики состоят в справедливом и равномерном распределении доходов, обеспечении всем гражданам достойных условий жизни, урегулировании отношений между различными общественными слоями и стимулировании экономического роста.
Наиболее ярким примером социал-демократического государства является Швеция. Она представляет собой так называемую «скандинавскую модель». Социальная политика этой страны основана на государственном перераспределении с высокой степенью вмешательства государства в социальные и экономические процессы. Вмешательство государства в Швеции направлено на перераспределение доходов всех слоев населения и создание государства всеобщего благосостояния. Перераспределение осуществляется через налоговую и трансфертную политику с учетом принципа социальной справедливости и уменьшения дифференциации доходов независимо от их источников, доступности социальных благ. Общество благосостояния создавалось путем перераспределения налогов на прибыль, полученную в условиях конкурентной рыночной экономики. В результате функционирования налоговой системы в Швеции разрыв в доходах между различными категориями населения не превышает 1:2. Высокие социальные расходы шведского государства обеспечивают всему населению гарантии социальной защиты.
Заключение
Конечно же обрисованные
модели социального государства представляют
собой идеальные типы и в чистом виде вряд
ли где имеют место. В реальности в каждом
конкретном государстве присутствуют
элементы и либеральной, и корпоративной,
и солидарной модели, но все же доминирует
какая-то одна из них, по которой мы и относим
ту или иную страну к конкретному типу
социального государства.
Можно также заметить, что степень социальности
государства не всегда зависит от непосредственных
размеров финансового участия государства
в реализации социальной политики. В значительно
большей степени факторами, определяющими
степень социальности государства, являются
первостепенность социальных ценностей
в официальной идеологии государства,
присутствие сильных демократических
политических институтов, наличие административных
условий и правового пространства для
свободного функционирования различных
субъектов хозяйствования и их экономическая
эффективность. Поэтому социальное государство
– это прежде всего сильное государство,
основанное на эффективной рыночной экономике.
Это определят и характер реализации в
нем основных гражданских прав, в том числе
права на труд и занятость.
В странах с рассмотренными
выше моделями социального государства
основную ответственность как за поиск
работы, так и за реализацию других возможностей,
обеспечивающих заработок, несут сами
люди (с помощью государства), так как снижение
гарантий занятости является неизбежной
платой за повышение эффективности предприятий
и более высокий уровень жизни. Эффективный
рынок труда возлагает издержки структурной
перестройки на определенную часть рабочей
силы – на безработных. Государство же
компенсирует им это бремя путем перераспределения
доходов от работающих к безработным,
а также путем создания условий для профессиональной,
отраслевой и территориальной мобильности
рабочей силы.
Выбор конкретной модели осуществления
социальной политики всегда зависит от
исторических, социокультурных и экономических
условий, а также определяется конкретным
типом общественно-политического устройства
государства, его идеологическими, духовными
принципами, особенностями переживаемого
исторического этапа. Но в любом случае
социальное государство в современных
условиях с необходимостью предполагает
наличие, с одной стороны, сильного государства,
способного нести ответственность за
развитие человеческих ресурсов, а, с другой,
наличие развитых институтов гражданского
общества, способных поставить государство
под свой контроль.
Список литературы
1. Авцинова Г.И. Социально - правовое государство: сущность, особенности становления. М.,- 2010.- №3.
2. Иваненко В.А. Социальные права
человека и социальные
3. Калашников С.В. Социальное государство: эволюция и этапы становления. М.,- 2012.- № 10.
4. Охотский Е.В. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат. М.,- 2012.- № 5 (95).