Основные принципы права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившуюся закономерность развития общества; вытекают из содержания социальной политики государства; содержат обобщенную характеристику данной отрасли права; фиксируют сущность отрасли и указывают направления развития общества.
Закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства1.

Содержание работы

Введение 2
Понятие принципов права социального обеспечения 3
Содержание принципов права социального обеспечения 4
Всеобщность социального обеспечения 4
Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета 7
Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств 8
Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума 9
Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми 11
Многообразие видов социального обеспечения 12
Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав 15
Заключение 16
Список литературы: 18

Файлы: 1 файл

КР по СОЦ.ОБ..docx

— 48.48 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «Российская  академия народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Пермский  филиал

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по  дисциплине: Право социального обеспечения

на  тему: «Основные принципы права социального обеспечения»

 

 

 

 

Николаева Екатерина  Станиславовна

Номер учебной группы Ю-442

Проверил:  Чиртулова Е.Ю., К.Ю.Н.,старший преподаватель

Отметка о зачете_______________

Подпись преподавателя_______________

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь

2011

 

Оглавление

Введение 2

Понятие принципов  права социального обеспечения 3

Содержание  принципов права социального  обеспечения 4

Всеобщность социального обеспечения 4

Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и  средств бюджета 7

Дифференциация  видов, условий и уровня обеспечения  в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально  значимых обстоятельств 8

Обязанность государства гарантировать уровень  социального обеспечения не ниже прожиточного минимума 9

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда  человек нуждается в ней в  силу обстоятельств, признаваемых социально  значимыми 11

Многообразие  видов социального обеспечения 12

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и  осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав 15

Заключение 16

Список литературы: 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стержнем всей системы  права, в том числе и права социального обеспечения, являются правовые принципы, в которых выражаются наиболее существенные признаки права. Юридическая наука уделяет большое внимание принципам права. Каждая отрасль изучает их применительно к регулированию соответствующей области общественных отношений. Очень важное значение имеет определение самого понятия принципов. В толковом словаре В.Даля дается следующее определение термина принципы: «научное или нравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают». В других толковых словарях русского языка слово принципы определяется так: «Основное начало, на котором построено что-нибудь, убеждение, точка зрения, правило поведения».

Изучение вопроса о  принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Принципы права социального  обеспечения отражают объективно сложившуюся  закономерность развития общества; вытекают из содержания социальной политики государства; содержат обобщенную характеристику данной отрасли права; фиксируют сущность отрасли и указывают направления  развития общества.

Закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства1.

 

Понятие принципов права социального обеспечения

 

Под принципами права  социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие  начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции  ее развития.

В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению  находят проявление все группы правовых принципов. К общеправовым относятся принципы: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Для ряда отраслей права, нормы  которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение  достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, запрещение принудительного  труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные  институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность2.

Содержание  принципов права социального  обеспечения

 

С учетом реалий сегодняшней российской действительности можно назвать следующие принципы права социального обеспечения:

1.     Всеобщность социального обеспечения.

2.     Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета.

3.     Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.

4.     Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.

5.     Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

6.     Многообразие видов социального обеспечения.

7.     Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Всеобщность социального обеспечения

 

Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным  Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают  равную и одинаковую для каждого  возможность при наступлении  конкретных социально значимых обстоятельств  получить определенные виды социального  обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает  ограничений в праве на получение  тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при  которых они предоставляются. Этому  не противоречит то обстоятельство, что  право на отдельные виды обеспечения  поставлено в зависимость от участия  гражданина в прошлом или настоящем  в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т.д.

Наиболее полно принцип  всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии — это наиболее распространенный и характерный  вид социального обеспечения  престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как  правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные услуги либо со скидкой услуги и т.п.), а иногда частично взамен ее.

Закон РФ «О государственных  пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу  лет, по случаю потери кормильца) право  на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.

В настоящее время в  России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение  в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права3.

Всеобщность социального  обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей  Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство  и детство, семья находятся под  защитой государства, каждому гарантируется  социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной  нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон  « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается  единая система государственных  пособий гражданам в связи  с рождением и воспитанием  детей, которая обеспечивает гарантированную  государством материальную поддержку  материнства, отцовства и детства.

В соответствии с российским законодательством каждая семья  независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального  достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в  виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе  социального обеспечения.

Принцип всеобщности обеспечения  проведен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и  лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст.1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях — иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Осуществление социального  обеспечения за счет как страховых  платежей, так и средств бюджета

 

Конституционное право граждан  на социальное обеспечение гарантируется  системой обязательного социального  страхования. Как показывает опыт стран  с рыночной экономикой, практика российской Федерации, социальное страхование  является наиболее рациональной, проверенной  временем формой социального обеспечения  работников при наступлении страховых  рисков.

Обязательное  социальное страхование — это  основной организационно-правовой и  финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.

Система обязательного социального  страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования  обеспечивает защиту застрахованным и  членам их семей от определенного  вида социального риска.

Финансовую базу указанных  видов страхования составляют государственные  внебюджетные страховые фонды —  Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный и  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования. Эти фонды  обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов —  основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые  работникам по системе обязательного  социального страхования.

Социальное страхование  носит обязательный характер, что  находит выражение в обязанности  уплаты страховых взносов и в  обязанности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных.

Все работники подлежат обязательному  социальному страхованию. На них  распространяются все виды социального  страхования независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями.

Средства обязательного  социального страхования расходуются  на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т. д.

По российскому законодательству многие виды социального обеспечения  предоставляются человеку как члену  общества без всякой связи с его  трудовой деятельностью. Поэтому параллельно  с системой социального страхования  существуют виды социального обеспечения, которые непосредственно финансируются  за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия  на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).

По мере развития рыночных отношений все большее место  в источниках финансирования социального  обеспечения занимают страховые  платежи работодателей4.

Информация о работе Основные принципы права социального обеспечения