Основные принципы права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившуюся закономерность развития общества; вытекают из содержания социальной политики государства; содержат обобщенную характеристику данной отрасли права; фиксируют сущность отрасли и указывают направления развития общества.
Закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства1.

Содержание работы

Введение 2
Понятие принципов права социального обеспечения 3
Содержание принципов права социального обеспечения 4
Всеобщность социального обеспечения 4
Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета 7
Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств 8
Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума 9
Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми 11
Многообразие видов социального обеспечения 12
Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав 15
Заключение 16
Список литературы: 18

Файлы: 1 файл

КР по СОЦ.ОБ..docx

— 48.48 Кб (Скачать файл)

Дифференциация  видов, условий и уровня обеспечения  в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально  значимых обстоятельств

 

Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают  виды социального обеспечения, условия  выплаты, размеры.

Критерии дифференциации могут носить объективный характер — это природно-климатические  условия, вредные, тяжелые и особо  вредные условия труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в  зависимости от целого ряда социально  значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле  Закона РФ «О государственных пенсиях  в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. было закреплено, что основными  критериями дифференциации условий  и норм пенсионного обеспечения  признаются труд и его результаты.

В настоящее время с  определенной продолжительностью трудового  стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Работа в неблагоприятных  условиях дает право на льготные условия  получения пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для  получения особого вида пенсии —  пенсии за выслугу лет. Продолжительность  трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного  обеспечения.

Связь социального обеспечения  с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.).

К социально значимым факторам дифференциации относятся причины  утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального  обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, состояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетность, воспитание детей в неполной семье, проживание на определенных территориях  и в регионах, приобретение статуса  безработного, пребывание в отпуске  по беременности и родам, по уходу  за ребенком и т.д.

 

Обязанность государства  гарантировать уровень социального  обеспечения не ниже прожиточного минимума

 

Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные  выплаты, различные виды социального  обслуживания должны поддерживать уровень  жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом  прожиточного минимума.

В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку  ни одна из выплат по системе социального  обеспечения, назначаемая в фиксированном  размере либо соизмеряемая с минимальной  оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальные пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца, пособия  на детей, компенсационные выплаты  и др.). Однако это не означает, что  государство освобождается от обязанности  гарантировать человеку достойный  уровень жизни. Такая обязанность  вытекает как из международных актов  в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что  пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень  жизни не ниже установленного законом  прожиточного минимума.

24 октября 1997 г. был  принят Федеральный закон «О  прожиточном минимуме в Российской  Федерации», которым установлена  правовая основа для определения  прожиточного минимума в Российской  Федерации и его учета при  установлении гражданам государственных  гарантий получения минимальных  денежных доходов и при осуществлении  других мер социальной защиты  граждан.

Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская  корзина должна включать минимальный  набор продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека и  поддержания его жизнедеятельности.

Согласно Закону прожиточный  минимум в целом по России предназначен для обоснования устанавливаемых  на федеральном уровне минимальных  размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное  повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума.

Для трудоспособного населения  прожиточный минимум установлен в размере 6556 рублей, для пенсионеров - 4821, для детей - 5930, в том числе  детей до шести лет - 5323 рубля, от 7 до 15 лет - 6476.

Таким образом, по сравнению с первым кварталом 2010 года прожиточный минимум  возрос на 10,2 процента, в том числе  за четвертый квартал на 4,2 процента (5535 и 5850 рублей соответственно)5.

Гарантированность социальной помощи в случаях, когда  человек нуждается в ней в  силу обстоятельств, признаваемых социально  значимыми

 

Содержание данного принципа выражается в том, что к числу  оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими  его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это  — достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие  детей в семье; нуждаемость в  медицинской помощи и лечении, в  постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.

Данные обстоятельства выполняют  роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные  с возникновением права на тот  или иной вид обеспечения. Государственная  помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.

Представление о нуждаемости  в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет  расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин  подлежит защите (например, заражение  вирусом иммунодефицита человека медицинским  работником при исполнении своих  служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакцинальных осложнений и др.). Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и  социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную  ситуацию по не зависящим от них  причинам, тем ближе стоит государство  к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.

Многообразие  видов социального обеспечения

 

Данный принцип находит  свое выражение в том, что в  случае наступления того или иного  социального риска государство  оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).

В денежной форме выплачиваются  пенсии, пособия, компенсации, виды которых  постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством  предусмотрены социальные пенсии, досрочные  пенсии безработным.

Заново сформировалась система  социальных пособий на детей. Федеральный  закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. предусмотрел следующие виды государственных  социальных выплат:

Ø     пособие по беременности и родам;

Ø     единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Ø     единовременное пособие при рождении ребенка;

Ø     ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Ø     ежемесячное пособие на ребенка.

Отдельными нормативными актами предусмотрены: пособие по временной  нетрудоспособности; по безработице; единовременное пособие гражданам, привлеченным для  борьбы с терроризмом; работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при  исполнении своих служебных обязанностей; гражданам при возникновении  поствакцинальных осложнений; социальное пособие на погребение.

Система компенсационных  выплат — новое явление для  российского социального обеспечения. Они предоставляются работникам за время вынужденного отпуска без  сохранения заработной платы; за время  отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; студентам, аспирантам за время академического отпуска; женам (мужьям) военнослужащих и женам служащих органов внутренних дел; трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом; на детей, находящихся под опекой и попечительством; на питание учащимся; вынужденным  переселенцам и беженцам; на санаторно-курортное  лечение; инвалидам на обслуживание транспортных средств.

Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы  социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в  виде социальных услуг. В настоящее  время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или  со скидкой, адресованных гражданам  для удовлетворения их специфических  потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это — медицинская помощь и  лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное  лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение инвалидов транспортными  средствами или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства инвалида; протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе социального обеспечения.

Многообразие видов социального  обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной социальной помощи от 17 июля 1999 г. предусматривается  оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них  причинам имеют среднедушевой доход  ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем  субъекте Российской Федерации, в виде денежных выплат ( социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты  и другие виды натуральной помощи).

В связи с введением  в действие Федерального закона «Об  обязательном социальном страховании  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. в Российской Федерации  установлены правовые, экономические  и организационные основы обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок  возмещения вреда, причиненного жизни  и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных  законом случаях.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального  страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Статья 8 настоящего Федерального закона устанавливает перечень видов  обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обеспечение осуществляется в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым  случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболевании; в виде единовременной, ежемесячных страховых выплат застрахованному  лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на: дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной  по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний (специальный медицинский  и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами  его семьи; санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска), на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания; протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному лицу для трудовой деятельности и в быту; обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или уходе6.

Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав

Информация о работе Основные принципы права социального обеспечения