Основные социально-экономические права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы. Во-первых, изучение права может следовать за изучением основ прав человек, так как это история формирования человека, история становления человечества, история возникновения публичной гуманитарной культуры, которая в конечном итоге и порождает право. Во-вторых, с вступлением в силу Лиссабонского договора Хартия об основных правах имеет юридическую силу, в её преамбуле говорится о единстве всех прав человека, поэтому социально-экономические права уже не рассматриваются как вторичные.

Содержание работы

1. Введение 3
2.Источники основных социально-экономических прав граждан Европейского Союза 4
3.Система и содержание основных социально- экономических прав. 10
4.Заключение 16
5. Список литературы ............................................................................................18

Файлы: 1 файл

европ.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Свобода экономической деятельности включает в себя: 
Свободы профессиональной деятельности, предпринимательства и право на труд (статья 15, 16 Хартии).23 Право на труд распространяется на всех людей.

Отдельно закрепляется право для граждан Союз, а также для граждан третьих стран, которые получили разрешение заниматься  трудовой деятельностью на территории государств-членов, осуществлять поиск работы, трудиться, учреждать предприятия и предоставлять услуги во всех государствах-членах.

Трудовые и связанные с ними права наемных работников — основываются на статьях Европейской социальной хартии, на Хартии Сообщества об основных социальных правах работников, а также на Директивах, принятых в этой области.24

Положение о равенстве мужчин и женщин закреплено в статье 23 Хартии,25 а также в статьях учредительных документах, 26оно обеспечивается во всех сферах, в том числе, в трудовой деятельности и оплаты труда.

Работникам или их представителям на соответствующих уровнях предоставляется право на  доступ к информации и консультация (статья 27).27

Право на коллективные переговоры и коллективные действия включает в себя право на ведение переговоров и заключение коллективных соглашений, а также право на забастовку, в целях защиты собственных интересов (статья 28).28 Статьи138-139 Договора о ЕС содержит нормы о социальных партнерах на уровне ЕС. Норма о социальном партнерстве в различных формах участия регулирует объединения нанимателей и профсоюзы в процессе установления и обмена европейским трудовым и социальным правом. Статья 139 Договор ЕС предоставляет социальным партнерам заключать коллективные договора на уровне ЕС. Такие соглашения могут заключаться или в отдельных государствах-членах или на уровне ЕС.29

Каждому предоставлено право на обращение к службам, оказывающим бесплатную  помощь в трудоустройстве (статья 29), право на защиту от необоснованного увольнения (статья 30), на условия труда, которые обеспечивают его здоровье, безопасность и достоинство, на ограничение максимальной продолжительности рабочего времени и право на ежедневное и еженедельное время отдыха, а также на ежегодный оплачиваемый отпуск (статья 31).30

Социально-экономические права категорий населения, нуждающихся в повышенной социальной защите. Это такие права, которыми обладают отдельные категории лиц, которые от рождения, в силу болезни, или старости не в состоянии обеспечивать себя средствами к существованию. Недостаточно предприимчивые люди, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода, лечения и т.д.

Право на социальное обеспечение и социальную помощь включает в себя право каждого человека на пособия по социальному обеспечению и на меры социальной поддержки.. За всеми, кто не располагают достаточными средствами признается право на помощь в получении жилья. (ст. 35 Хартии)31

Права ребенка закреплены в  статьях 24 (данная статья основывается на Нью-Йоркской Конвенции о правах ребенка, подписанной 20 ноября 1989 г. и ратифицированной всеми государствами-членами) и 32 Хартии. Обеспечивается право детей на защиту и заботу, которые необходимы для их благосостояния, а также запрещается применение детского труда.32

Права пожилых людей гарантированы статьей 25 Хартии. Признается и уважается право вести на достойную и независимую жизнь, а также на участие в общественной и культурной жизни. Разъяснение к данной статье дополняет - «участие в социальной и культурной жизни, разумеется, включает в себя участие в политической жизни»33

Права нетрудоспособных лиц признаются Хартией в статье 26, это помощь в обеспечении самостоятельной социальной, профессиональной интеграции и участия в общественной жизни.34

Право на защиту семьи, материнства и детства

В статье 33 Хартии дана гарантия правовой, экономической и социальной защиты семьи, право на защиту от увольнения по мотиву, связанному с беременностью, право на оплачиваемый отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком в связи с рождением или усыновлением (удочерением) ребенка.35

Право на здравоохранение

Каждый человек имеет право иметь доступ к системе профилактических мер в сфере здравоохранения и право пользоваться медицинской помощью на условиях, предусмотренных национальным законодательством и обычаями.36 Союза поддерживает высокие стандарты защиты человеческого здоровья (параграф 1 статьи 168 Договора о функционировании Европейского Союза).37

Право на образование — право, которое в статье 14 Хартии 38 признается за всеми лицами, и включает в себя несколько правомочий. Право на образование — возможность человека свободно выбирать форму, место обучения. Статья 2 дополнительного Протокола № 1 к ЕКПЧ, гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование».  Право на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации; право на бесплатной основе получать обязательное образование; «При соблюдении демократических принципов» свобода создания публичных или частных образовательных учреждений гарантируется как один из аспектов свободы предпринимательства, но она ограничена соблюдением демократических принципов и осуществляется согласно условиям, определенным национальными законодательствами. Право родителей на определение характера образования своих детей в соответствии со своими религиозными, философскими и педагогическими взглядами.39

Права потребителей признаются и гарантируются статьей 38 Хартии, обеспечивается высокий уровень их защиты, путем того, что Союз вносит вклад в охрану здоровья, безопасности и экономических интересов потребителей, а также в развитие их права на информацию, на обучение и на самоорганизацию для защиты своих интересов. Принцип, содержащийся в данной статье, был основан на статье 169 Договора о функционировании Европейского Союза.40

Весьма интересной представляется и ст. 36 Хартии: «Доступ к услугам общеэкономического значения», под которыми, в первую очередь, понимаются услуги, играющие ключевую роль для экономики и жизнедеятельности современного общества, оказываемые в таких сферах, как телекоммуникации, транспорт и энергетика. Это, как справедливо отмечает  С. Кашкин, «права последнего поколения, вызванные к жизни научно-техническим прогрессом и достижением социальной функции государства» 41

Подавляющее большинство прав и свобод, закрепленных в Хартии 2000 г., так же как и в ЕКПЧ 1950 г., являются правами человека, т.е. не связаны с принадлежностью к определенному гражданству. Таким образом, гражданин России, находящийся на территории Европейского Союза, вправе рассчитывать на соблюдение в отношении его принципов и норм указанных документов, кроме отдельных правомочий, зарезервированных исключительно для местных граждан.

Однако и в последнем случае ДФЕС и Хартия 2000 г. иногда приравнивают к гражданам Союза других физических и юридических лиц, имеющих место жительства (местонахождение) на его территории. Это относится, например, к праву петиций в Европейский парламент, праву на подачу жалоб Европейскому омбудсману, на обращение к институтам и органам Союза и на доступ к их документации.42

Хартия, кроме того, разрешает предоставлять иностранцам некоторые дополнительные права, которые в прошлом распространялись только на "европейских" граждан, в частности право на свободу передвижения по территории разных стран Союза (ст. 45).43

В Хартии Европейского Союза содержатся также отдельные положения, адресатами которых выступают прежде всего иностранцы:

- граждане третьих стран, получившие разрешение заниматься трудовой деятельностью на территории государств-членов, имеют право на условия труда, аналогичные гражданам Союза (ст. 15).44

Заключение

ЕС всегда гордился своей ролью стойкого защитника и проводника демократии, прав человека и верховенства права.45 Действительно, миссия продвижения этих ценностей закреплена в Лиссабонском договоре, где говорится, что одной из целей общей внешней политики и политики в сфере безопасности Евросоюза является «развитие и укрепление демократии, верховенства права и уважение прав человека и основных свобод»46

В последние годы растёт критика подхода ЕС к вопросу о правах человека со стороны третьих стран. Многие упрекают ЕС за применение двойных стандартов и менторский тон. Россия же постоянно критикует ЕС за якобы практикуемую им дискриминацию в отношении русских меньшинств в странах Балтии.

Европейский парламент, регулярно проводящий оживлённые обсуждения по вопросам прав человека,  является самым мощным публичным сторонником твёрдой политики ЕС в области прав человека. С 1988 года он присуждает премию имени А. Д. Сахарова людям или организациям, которые посвятили себя защите прав человека.47

Договор о ЕС различает четыре основания специальной компетенции Евросоюза на правовое сближение трудового и социального права государств-членов. К первому основанию такой компетенции отнесены вопросы: улучшения производственной среды, условий труда; информирования и консультирования работников; интеграции лиц, исключенных из профессиональной деятельности; равенства мужчин и женщин в трудовой сфере. Ко второму – вопросы социального обеспечения и социальной защиты работников; защиты работников после истечения действия трудового договора; представительства и коллективной защиты интересов работников и работодателей; условий найма граждан третьих стран; финансирования программ занятости и создание рабочих мест. Третье основание – Договор о ЕС предусматривает возможность оформления соглашений, заключаемых социальными партнерами на европейском уровне (абз. 2 ст. 139). Это способствует сближению договорного регулирования отношений в социальной сфере. Четвертое – особое место занимает проведение в жизнь принципа равенства мужчин и женщин в трудовых отношениях.

Конституция РФ в широком объеме провозглашает все общепризнанные социально-экономические права человека. Это право свободного труда  (статья 37), право на создание профсоюзов и на разрешение трудовых споров с использованием различных способов, включая забастовку (статья 37), право частной собственности и свободы предпринимательской деятельности (статьи 34, 35); право на отдых (статья 37); право на социальное обеспечение (статья 39); право на жилище (статья 40); право на охрану здоровья (статья 41); право на образование (статья 43); свобода творчества и право на участие в культурной жизни (статья 44).48

В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие (ст. 7)

Ч. 2 ст. 7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий; иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран.

 

Список использованной литературы

Нормативно правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009
  1. Договор о функционировании Европейского Союза 1957 г. в редакции Лиссабонского договора 2007 г. //  http://eu-law.ru
  1. Договор о Европейском Союзе 1992г. в редакции Лиссабонского договора 2007 г. // http://eu-law.ru
  2. Хартия Европейского союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., утвержденная 12 декабря 2007 г. в связи с подписанием Лиссабонского договора//http://eu-law.ru
    1. Разъяснения к Хартии Европейского союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., утвержденная 12 декабря 2007 г. в связи с подписанием Лиссабонского договора// http://eu-law.ru
  1. Протокол № 30 о применении Хартии Европейского Союза об основных правах к Польше и Соединенному Королевству// http://eu-law.ru

 

Литература

 

    1.  Глотов, С.А. Права человека в условиях глобализации: европейское измерение плюс Россия / С. А. Глотов // Новое в российском и международном праве. М.: Институт национальной стратегии реформ, 2003. - С.4-21
    2. Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997. № 3., С.5-14
    3. Кашкин Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. — М.: ИНФРА-М. 2010, c. 698
    4. Лепешков Ю.А. Европейский Союз и права человека//Журнал международного права и международных лтношений. 2007. № 3. С.
    5. Лорна Вудс Европейский Союз и права человека  Введение в вопросы международной защиты прав человека  Учебное пособие Под редакцией Райя Хански и Маркку Сукси Институт прав человека Университет «Або Академи» Турку/Або 1997, 406 с.
    6. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права – М.: Юристъ, 2004. - 541 с.
    7. Новицкий М. О правах и свободах человека //Введение в права человека под ред. Костенко Н. МХГ, Москва С. 21-50
    8. Туманов В.А., Этин Л.М. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения. - М.:Издательство НОРМА, 2002. - 336 с.
    9. Фрейзер Кэмерон, Ева ванн Велзен ЕС и права человека в глобальном формате//Политика ЕС в отношении защиты прав человека в России, ноябрь 2010. С. 6 - 13
    10. Энтин Л.М. Лиссабонский договор и реформа Европейского союза // Журнал российского права. 2010. N 3. С. 104-115

Информация о работе Основные социально-экономические права граждан