Основные теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в рассмотрении понятия и отличительных признаков государства, изучении причин и условий происхождения государства, характеристике основных теорий происхождения государства.
Цель исследования определяет необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрыть содержание понятия государства, выявить его отличительные признаки, раскрыть основные функций государства;
- рассмотреть основные подходы к типологии государства;

Содержание работы

Введение …………...………………………………………………………….…. 3
1 Понятие государства ………………………………………………………...... 5
1.1 Отличительные признаки и основные функции государства ….……… 5
1.2 Типология государства …………………………………………………... 9
2 Предпосылки возникновения государства …………………………………. 12
2.1 Причины и условия происхождения государства ..…………………… 12
2.2 Возникновение государств на современном этапе …………………… 16
3 Основные теории происхождения государства …………………………… 19
3.1 Теологическая теория происхождения государства ………………….. 19
3.2 Насильственная теория происхождения государства ………………… 21
3.3 Договорная теория происхождения государства ……………………... 25
Заключение ...…………………………………………………………………… 31
Список использованных источников ………

Файлы: 1 файл

ПРАВКА 4 ТЕМА 1.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение …………...………………………………………………………….…. 3

1 Понятие государства ………………………………………………………...... 5

1.1 Отличительные признаки и основные функции государства ….……… 5

1.2 Типология государства …………………………………………………... 9

2 Предпосылки возникновения государства …………………………………. 12

2.1 Причины и условия происхождения  государства ..…………………… 12

2.2 Возникновение государств на  современном этапе …………………… 16

3 Основные теории происхождения  государства …………………………… 19

3.1 Теологическая теория происхождения  государства ………………….. 19

3.2 Насильственная теория происхождения  государства ………………… 21

3.3 Договорная теория происхождения  государства ……………………... 25

Заключение ...…………………………………………………………………… 31

Список использованных источников ……………….………………………… 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования заключается в том, что вопрос происхождения государств волновал теоретиков всех времён и народов. На протяжении столетий выдвигались различные мнения и теории о происхождении государства.

Вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Изучение данной темы позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты.

Цель настоящей работы состоит в рассмотрении понятия и отличительных признаков государства, изучении причин и условий происхождения государства, характеристике основных теорий происхождения государства.

Цель исследования определяет необходимость постановки и решения следующих задач:

- раскрыть содержание понятия государства, выявить его отличительные признаки, раскрыть основные функций государства;

- рассмотреть основные подходы к типологии государства;

- выявить причины и условия происхождения государства, охарактеризовать особенности возникновения государств на современном этапе;

- рассмотреть основные теории происхождения государства, выявить особенности теологической, насильственной и договорной теорий происхождения государства.

Объект исследования. Объектом исследования являются причины происхождения и типология государств.

Предметом исследования являются теоретические проблемы правовой природы и содержания функций государства, вопросы их классификации, а также способы осуществления функций государства.

Методы исследования. Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него и частнонаучные методы: сравнительно-правовой, технико-юридический, логический в их различном сочетании.

Теоретическое значение работы заключается в исследовании понятия государства, рассмотрении его основных функций и отличительных признаков, изучении основных теорий происхождения государства.

Практическое значение работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе могут послужить для дальнейшего исследования данной проблемы.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие государства

    1.  Отличительные признаки и основные функции государства

 

Наиболее распространённое в настоящие время воззрение сводит определение государства к трём моментам: союз людей, власть и территория.

       Первым и самым важным признаком государства является учреждение такой власти, которая с населением непосредственно не совпадает (в отличие от коллективной власти родового общества). Она персонифицируется в виде особого социального слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определённой организации – формирования государственных учреждений, становления специального аппарата. Она немыслима без её оснащения материально-техническими средствами и неизбежно предполагает возможность применять принуждение, психическое или физическое насилие, обеспечиваемое репрессивными органами.  Государственная власть суверенна [2, с. 38]. 

Второй признак государства – разделение населения по административно-территориальному принципу.

В результате территориальное распределение населения как следствие замены родовых связей общественными (соседскими, производственными, обменными, политическими, культурно-бытовыми) превращается в административно-территориальное, а индивид становится подданным или гражданином. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, неотчуждаема, исключительна.

Третий признак государства – налоги.

Государственные налоги – это учреждённые публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определённые сроки. Иногда к налогам добавляются внутренние и внешние займы.

Государство – единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная  т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, и приобретает обязанность подчиняться государственно-властным велениям и право на покровительство и защиту государства.

    Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним – независимостью от всякой иной власти  внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

    Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права [2, с. 57].

    Наличие специального аппарата принуждения.

Только государство включает такие структуры, как суд, прокуратура, органы внутренних дел и т.п., которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе по необходимости и принудительными средствами.

    Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, постановления и т.п.[3, с. 35].

Аппарат власти – это тот самый государственный механизм, который обладает государственно-властными полномочиями и в котором концентрируется принудительная сила государства. Такого аппарата нет у иных организаций. Причем государство применяет в первую очередь так называемое «легализованное принуждение», то есть предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Такие меры применяются через суд или другие органы, наделенные правом использовать юридические санкции. Принуждение может носить и не легализованный характер, но обусловливаться общественной справедливостью и целесообразности, например, в целях предотвращения государственного переворота, ликвидации хаоса и распада общества, когда могут быть использованы не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства. В зависимости от целей такого принуждения оно может быть вполне оправдано в глазах общественного мнения [4, с. 87].

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задачи и функции являются взаимосвязанными. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых – к возникновению других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание.

Объект – определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства.

Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.

В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.

Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, право исполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

От право исполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др [4, с. 98].

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что государством является союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории. В понятие государства входят три следующих элемента: власть, обладающая признаками самостоятельности и исключительности; совокупность лиц, подчиненных этой власти (народ); территория.

К признакам государства относятся: наличие аппарата управления (принуждения); разделение населения по территориальным единицам; суверенитет; принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цеди общего благополучия и др.); существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.).

Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства.

К числу основных функций государства относятся внутренние (обеспечение общественного порядка, безопасности, прав и свобод граждан; финансовое регулирование; сбор налогов; распределение доходов и расходов в бюджете) и внешние (реализация глобальных интересов страны посредством дипломатической деятельности; зашита и поддержка экономических интересов страны за рубежом).

 

    1.  Типология государства

 

Тип государства - это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками. Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс). Выделяют следующие формационные типы государства:

- рабовладельческое государство  – есть орудие поддержания  власти над рабами, которые были  собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

- феодальное государство – диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

- буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

- социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу [3, с. 119].

Информация о работе Основные теории происхождения государства