Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Деятельность временной творческой группы по проблеме гражданского становления личности приобретает особую актуальность в условиях модернизации образования, предусматривающей совершенствование общественно-государственной системы гражданского, правового и патриотического воспитания детей и молодежи. Развивая свою деятельность в трех обозначенных направлениях, временная творческая группа призвана играть роль координирующего центра в гражданском и правовом воспитании школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
1.1 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
1.2 ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
2.1 СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Особенности организации правового воспитания в 5 9 классах общеобразовательной школы.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Российская  система образования впервые  обретает, но далеко ещё не обрела правовую основу демократического общества в  соответствии со Всеобщей Декларацией о правах человека и Конвенцией о правах ребёнка. Все субъекты образования должны освоить новую правовую основу современной школы и изменить всю образовательную деятельность на этой основе.

Потребность в развитии гуманистической системы  образования несовместима с сохранением технократической, авторитарной педагогики, отчуждённой от свободы личности. Системное освоение прав и свобод человека (ребёнка) соучастниками образовательной деятельности - путь к действительному переходу от технократического к гуманистическому образованию, демократической и эффективной реформе образования.

Требование  Конвенции о правах ребёнка обеспечить наилучшим образом приоритетность интересов детей всеми лицами, ответственными за их воспитание и  развитие, предполагает всестороннее и конкретное обеспечение интересов детей на основе уважения их прав и свобод, устранения всех форм дискриминации детей в семье, школе, обществе. Для этого необходимо иметь правовую культуру не только воспитанникам, но и воспитателям.

Системное правовое воспитание должно стать фундаментом всей системы развивающего образования, и вся система гуманистического образования должна питать и развивать всестороннюю правовую культуру участников образовательной деятельности как субъектов гражданского общества и правового государства 8.

Школа может  стать полноценным субъектом  становящегося гражданского общества России только на основе системного правового  воспитания (СПВ). Основная цель СПВ - развитие правосубъектности всех индивидуальных и коллективных участников образовательной деятельности, а также их правовой и политической культуры как свободных граждан демократического общества. Конечная педагогическая цель СПВ - обеспечить успешный переход к гуманистической системе образования с высоким качеством обучения и воспитания детей как субъектов культуры. В результате СПВ каждый ребёнок должен становиться сознательным носителем своей правовой свободы и обязанностей, правопослушным свободным гражданином, понимающим сущность и ценность правовой системы общества, творческим соучастником развития демократического гражданского общества (в семье, школе, будущей профессиональной деятельности).

Выделим основные направления СПВ в школе:

Последовательное, осознанное принятие руководством и  коллективом школы нового общественного идеала России - демократического гражданского общества и правового государства и согласование с ним нового гуманистического образовательного идеала.

Активное  творческое включение коллектива школы  в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования.

Разработка  комплексной программы юридического и педагогического освоения Конвенции  о правах ребёнка - правового фундамента образования - всеми участниками образовательной деятельности.

Приведение  всей нормативно-правовой базы общественно-административного  управления школой в соответствие с  демократическими принципами и положениями  Конвенции о правах ребёнка (с участием детей).

Систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав.

Последовательное  изживание авторитарного стиля  и развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания в школе.

Постепенное вытеснение субъективно-произвольных отношений участников образовательной  деятельности развитием нравственно-правовых отношений.

Всестороннее  осуществление личностно-деятельного  направления развития образования  и создание условий творческого участия детей во всех формах деятельности школы.

Создание  всего комплекса условий становления  школы субъектом гражданского общества и воспитание детей свободными гражданами, патриотами демократической России.

Разработка программ и методов  развивающего обучения во всех учебных  дисциплинах, побуждающих детей  активно осваивать и развивать  свои права и обязанности.

Создание специальных правоориентированных программ развития детей на базе содержания всех блоков учебных дисциплин.

Разработка интегрированной культурно-исторической, мировоззренческой, психологической, этической, социально-экономической  базы понимания детьми ключевых правовых идей, понятий в системе общественных и гуманитарных дисциплин.

Совершенствование преподавания правоведения, граждановедения в направлении координации СПВ в школе.

Организация кафедр, лабораторий, ПЦС  по проблемам воспитания правовой культуры.

Развитие психологического обеспечения  воспитания детей с девиантным поведением.

Налаживание систематического контакта школы с правоохранительными органами по вопросам правового воспитания детей и профилактике асоциального поведения.

Разработка критериев правовой развитости, воспитанности детей.

Организация и проведение конференций, конкурсов, фестивалей и праздников, посвященных Дню прав человека, ребёнка.

Организация правозащитной деятельности в школе и вне школы (с участием детей) 9.

 

Глава 2. Построение школьного курса обучения праву

2.1 Содержание и основные задачи правового воспитания

 

Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы и воспитателей.

Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

Только в условиях сочетания  правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.

Важнейшими задачами школы и  каждого классного руководителя, воспитателя являются:

ознакомление учащихся с правовыми  актами государства;

воспитание уважительного отношения  к законам страны и убеждение  в необходимости их выполнения;

привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права  и свободы в установленном  порядке;

усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять  в конкретных ситуациях полученные знания.

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

2.2 Необходимость работы по правовому воспитанию

 

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые  им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Необходимость работы по правовому  воспитанию вызвана слабым знанием  прав и обязанностей граждан России, выявленным в ходе диагностики учащихся школы.

 

Таблица 1

 

2004

2005

2006

2007

1. Знание документов о правах человека

50%

70%

73%

85%

2. Знание прав ребенка:

на образование;

на жизнь;

свобода мнений, выбора;

на воспитание в семье;

медицинское обслуживание.

 

42%

38%

29%

10%

30%

 

58%

40%

32%

18%

30%

 

68,7%

43%

36%

20%

41%

 

72%

62%

42%

25%

44%


 

У ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдению прав несовершеннолетних детей.

Работа по правовому воспитанию строится по следующим направлениям:

Мое общество

Ребенок

Мои права

Мое отечество

Моя семья

Главный период формирования правосознания - это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.

В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция.

Социальная роль школьника - нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.

Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования  поведения школьника со стороны  воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.

Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.

Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой "рост", получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для наших детей, живущих и обучающихся в оздоровительном заведении.

В целях усиления качества работы по правовому воспитанию разработана  программа по данному направлению.

 

Таблица 2

1 ступень

Форма работы

 

Правовой статус ребенка (права, обязанности, ответственность) на различных возрастных этапах.

Беседа 5 - 7 классы.

 

Изучение прав ребенка: право на жизнь и воспитание в семье.

7-8 класс

 

"Моя семья - мое богатство".

Праздник 5 - 8 классы

 

Семейный кодекс о правах и обязанностях детей и родителей

8 класс

 

Конвенция о правах ребенка

8 класс, деловая игра

 

Гражданские права детей

Диспут

 

"Я люблю учиться" (право детей на образование). Какой должна быть современная школа?

Диспут

2 ступень

 
 

Всеобщая Декларация прав человека

8-9 классы

 

Конституция России на защите прав граждан

8-9 классы, праздник

 

Деловая игра "Права ребенка"

5-8 классы, праздник

 

Политическое устройство государства

9 класс

 

Что значит быть гражданином России?

8-9 класс, диспут

 

Избирательное право

9 класс, деловая игра

 

Законопослушная страна - миф или реальность

7-9 класс, диспут

 

Организация самоуправления в школе, классе (создание штаба дисциплины и порядка)

Учителя

 

Встречи и беседы, тесное содружество  с работниками правоохранительных органов

В течение года

 

Проведение классных часов, бесед, диспутов:

Уроки Конституции;

Права и обязанности;

Провозглашено и гарантировано;

Закон обо мне. Мне о законе;

Можно и нельзя;

Систематическая пропаганда Правил для  учащихся.

 
 

Уроки-диспуты по изученным художественным произведениям:

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание".

Л.Н. Толстой "Воскресенье", "Анна Каренина".

А.П. Чехов "В суде".

 
 

Просветительская работа среди  родителей:

Законы жизни семьи, законы жизни  класса (родительский тренинг).

Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать? (дискуссия)

Психолог, классный руководитель


 

Реализация данной программы имеет  следующие результаты:

у ребят формируется устойчивый интерес к знанию и соблюдению прав несовершеннолетних детей;

сформирован дружный школьный коллектив;

дети доброжелательны по отношению  друг к другу и взрослым;

уровень воспитанности ежегодно повышается.

 

Заключение

 

Состояние правосознания населения России на протяжении десятилетий определялось той ролью, которая отводилась праву в общественной жизни страны. В условиях тотального преобладания над правом политических клише россияне вспоминали о законе только, когда оказывались в конфликтных ситуациях или в сфере действия "силовых структур", для них была характерна недооценка роли закона как первоосновы отношений в экономике и предпринимательстве. В отличие от населения в целом, молодое поколение, сформировавшееся в годы экономических реформ, приходит к осознанию того, что закон играет большую роль в жизни общества, рассматривает его как средство защиты своих прав и интересов. Изменилось и отношение к правовому образованию, в последние годы наблюдается очевидный "правообразовательный бум": в государственные юридические вузы трудно поступить, получили развитие профильные средние специальные учебные заведения, а также частные юридические институты.

Каких-либо точных данных, характеризующих  распространенность правового образования  в российских регионах, не существует. Однако, по косвенным данным, право в той или иной форме, в том или ином объеме преподают более чем в 50% российских полнокомплектных общеобразовательных школ.

В таких регионах, как Мурманск, Московская область, Ярославль, Екатеринбург, Краснодар, Ростов, Смоленск, этот предмет  школьники изучают довольно активно. Результаты всероссийских олимпиад по правовому образованию (последняя из них состоялась в Смоленске в мае 1999 г) показали, что с каждым годом увеличивается количество школьников, имеющих успехи в овладении правовыми знаниями. Однако победителями олимпиад, за редким исключением, становятся учащиеся профильных правовых учебных заведений - лицеев, гимназий, что говорит о большом разрыве в правовой подготовке учащихся этих учебных заведений и общеобразовательных школ. До последнего времени наиболее востребованными в школах являлись курсы "Основы правоведения", "Политика и право" (старшие классы), "Право и политика" (8-9 классы) и "Граждановедение" (8-9 классы) 10.

Как показывают социологические исследования осведомленности учащихся средних  школ по отдельным отраслям права, наиболее знакомы для них конституционное право и права человека, а также уголовное право, наряду с весьма низкой подготовкой в вопросах правового регулирования имущественных отношений. В целом, социологические исследования правосознания учащихся обнаруживают непонимание важности юридического аспекта хозяйственных отношений в современном российском обществе. В этой связи проблема организации соответствующего правового образования учащихся общеобразовательных школ является социально значимой и чрезвычайно актуальной в рамках общего правового образования.

Информация о работе Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы