Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 06:20, курсовая работа

Описание работы

Деятельность временной творческой группы по проблеме гражданского становления личности приобретает особую актуальность в условиях модернизации образования, предусматривающей совершенствование общественно-государственной системы гражданского, правового и патриотического воспитания детей и молодежи. Развивая свою деятельность в трех обозначенных направлениях, временная творческая группа призвана играть роль координирующего центра в гражданском и правовом воспитании школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
1.1 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
1.2 ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
2.1 СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Особенности организации правового воспитания в 5 9 классах общеобразовательной школы.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

До 90-х годов в нашей стране существовала мощная, признанная во всем мире, школа авторов, создававших  учебники по естественно-математическим предметам. Что касается преподавания гуманитарных дисциплин, то зачастую оно подменялось общественно-политическим образованием. Эта тенденция находила свое отражение не только в учебниках истории и обществоведения, но и в учебниках литературы и иностранных языков, в целом обедняя качество образования.

С появлением новых политических и  экономических реалий в начале 90-х  годов проблемам развития гуманитарного  образования и созданию новых  учебников по всем предметам гуманитарного  цикла стало уделяться особое внимание. Остро встал вопрос о написании учебника, который бы заменил снятый в 1992 году учебник "Основы государства и права". В том же 1992 году Министерство образования РФ и Министерство юстиции РФ планировали проведение конкурса на создание учебника по правовому образованию, но ни одного авторского предложения не поступило. Лишь позже стали появляться пособия и учебники, многообразие которых отражает плюрализм позиций тех, кто так или иначе озабочен повышением правовой культуры учащихся.

В настоящее время создается  много новых учебников и учебных пособий. К сожалению, процесс формирования школы авторов школьных учебников по обществоведению и, прежде всего, по праву, пока еще находится на начальном этапе.

Уже созданные учебные пособия  проходят практическую проверку в школе, и работа над ними продолжается. Этот процесс нельзя считать завершенным. Альтернативные учебники как бы дополняют друг друга, закладывая фундамент курса, который мог бы обусловить реальные жизненные ориентиры учащихся. Какие-то из них могут остаться невостребованными, при этом может возникнуть необходимость создания новых.

В последнее время активно обсуждается  вопрос о форме трансляции обществоведческого (в том числе правового) материала в основной и средней школе. Судя по опубликованному проекту Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), Министерство образования РФ отдает предпочтение интегративной форме обучения. Очевидно, что выбор этого пути во многом вынужденный. На школу обрушился поток предложений самых разнообразных курсов, в основе которых лежат практически все общественно-гуманитарные науки: этика, правоведение, политология, философия, социология, экономика, экология, религиоведение, социальная психология и т.д. Как министерству определиться со всем этим? Да и действительно, где взять учебные часы для стольких курсов?

Конечно, оптимальным вариантом  было бы сочетание интегративных  и модульных курсов, в чем-то дополняющих  друг друга. В этом случае учитель имел бы возможность выбрать то, что он считает наилучшим с точки зрения реальных возможностей региона, школы, уровня подготовленности класса, целей образования, как он их сам видит и понимает. Сегодня, с этим классом, он изучал бы интегративный курс "Обществоведение", а завтра, с другим (или с этим же, но продвинувшемся в учебных результатах), - более углубленно тот или иной модуль.

Если говорить о праве, то в нынешних социально-экономических условиях знание его приобретает все более  ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, кроме законов, у них нет и не будет в меняющемся обществе средств защитить свои права и законные интересы. А задача образования - снабдить молодое поколение теми знаниями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.

 

Библиографический список

 

  1. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений средних профессиональных учебных заведений. - М., 1998.
  2. Березина В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. - 1994. - № 2.
  3. Бойкова А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., Знание, 1973.
  4. Болотов В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-24 мая 2002 года М., 2002.
  5. Володина С.И. Правовые знания в современном обществе: значение и актуальность. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.12-13 апреля 2000 года М., 2000.
  6. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. - 1996. - № 5.
  7. Гомлешко Б.М. Как вызвать интерес ребят к вопросам права? Правовое просвещение и воспитание школьников (Материалы областной научно-практической конференции. - Майкоп, 1977.
  8. Давыдова Г.П. Формирование правосознания и поведения учащихся. - М., Просвещение, 1981.
  9. Детское управление школой // Первое сентября - 1999г. - №9.
  10. Дьячкова С. Игры по праву в школе. - Учитель, №5, 2001.
  11. Карельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М., 1999.
  12. Кацубо С.П. Изучаем право: пособие для воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школ. - Мн., 2002.
  13. Методика правового воспитания учащихся: Уч. пособие для студентов /Под ред. А.В. Мицкевича, В.М. Обухова. - М., 1982.
  14. Методическое пособие по организации обучения учителей преподаванию права. /Под ред. Суворовой Н.Г., Никитина А.Ф. - М., 1999.
  15. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. - М., 2002.
  16. Несмелова МЛ. Методика дифференцированного обучения учащихся VI класса на уроках истории: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук. - М., 1998.
  17. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М., "Владос", 2003.
  18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасисктого. - М., 2000.
  19. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.
  20. Права человека: книга для чтения в 3-х частях для 5-9 классов средней школы М., 1998-2000.
  21. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики. - Ростов, Изд-во Ростовского ун-та, 1973.
  22. Саркисова Э.А., Чередниченко А.Ф. Нравственно-правовое воспитание школьников - Мн., 1993.
  23. Содержание правового образования в средней школе. // Система правового образования в школе. Концепция. Учебные программы. Под общей ред. Элиасберг Н.И. - СПб, 1994.
  24. Суворова Н.Г., Никитин А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений. - Обществознание в школе, №7, 1999.
  25. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.
  26. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия // Воспитание школьников, 1993, №6.
  27. Элиасберг Н.И. Содержание правового образования в средней школе // Преподавание истории в школе - 1996. - № 4.

1 Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.

2 Давыдова Г.П. Формирование правосознания и поведения учащихся. — М., Просвещение, 1981.

3 Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. — М., «Владос», 2003.

4 Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений средних профессиональных учебных заведений. — М., 1998.

5 Кацубо С.П. Изучаем право: пособие для воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школ. — Мн., 2002.

6 Суворова Н.Г., Никитин А.Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений. — Обществознание в школе, №7, 1999.

7 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.

8 Содержание правового образования в средней школе. //Система правового образования в школе. Концепция. Учебные программы. Под общей ред. Элиасберг Н.И. — СПб, 1994.

9 Методическое пособие по организации обучения учителей преподаванию права./Под ред. Суворовой Н.Г., Никитина А.Ф. — М., 1999.

10 Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. — М., «Владос», 2003.



Информация о работе Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы