Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 18:56, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование особенностей порядка приобретения гражданства и места жительства гражданином Российской Федерации или иных лиц.
В работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятия гражданства,
2) исследовать общие условия приобретения гражданства;
3)раскрыть понятие места жительства в гражданском праве;
Введение
Глава 1
1)Понятие гражданства физического лица
2) Понятие места жительства в гражданском праве
глава 2
1) Гражданин Российской Федерации
2) Порядок приобретения гражданства
3) Регистрация граждан по месту жительства
Заключение
Содержание
Введение
Глава 1
1)Понятие гражданства физического лица
2) Понятие места жительства в гражданском праве
глава 2
3) Регистрация граждан по месту жительства
Заключение
Введение:
Актуальность рассмотрения настоящей темы определяется существенно возросшим интересом к гражданству и месту жительства. Гражданство – служит «мостом» между народным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.
Современное российское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитием отношений с другими странами и народами. Структурные преобразования государства вследствие распада Советского союза повлекли за собой необходимость приобретения статуса гражданства лицами, проживающими на той или иной территории, входящей в состав бывшего СССР. Законодательство этого периода характеризуется упрощенной процедурой приобретения российского гражданства выходами из бывших союзных республик. За время действия Федерального Закона о гражданстве 1991 г. население государств сформировалось на первоначальном этапе и перед государством возникли иные проблемы - препятствие чрезмерной миграции со стран дальнего и особенно ближнего зарубежья, увеличению населения России за счет иностранных граждан. При этом проблемным вопросом является соблюдение баланса жесткости процедуры приема в гражданство и необоснованного ущемления прав и свобод лиц, претендующих на получение гражданства Российской Федерации.
Институт гражданства России, носивший в советский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета. Появилась необходимость научного обоснования и глубокой проработки вопросов приобретения гражданства, восстановления в гражданстве, отказа от приема в гражданство России. Поэтому тема гражданства и сегодня продолжает оставаться исключительно актуальной, требующей пристального внимания исследователей.
Целью настоящей работы является исследование особенностей порядка приобретения гражданства и места жительства гражданином Российской Федерации или иных лиц.
В работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятия гражданства,
2) исследовать общие условия приобретения гражданства;
3)раскрыть понятие места жительства в гражданском праве;
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих порядок приобретения гражданства Российской Федерации и регистрации по месту жительства.
Теоретическую основу работы составляют научные труды и публицистические материалы, а так же труды известных ученых специалистов в области гражданства.
Нормативную базу работы составили положения Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", ведомственные акты.
Глава 1
1)Понятие гражданства
Гражданство- важнейший и первый по месту
в системе элемент комплексного института
основ правового положения личности в
обществе и государстве. Вместе с тем,
гражданство, его характер, содержание,
принципы и пр. связаны с другими институтами
и, в частности, с государственно- территориальным
устройством Российской Федерации.
В преамбуле Федерального закона «О гражданстве
Российской Федерации» (2002 год) определена
гражданско- правовая связь человека с
государством, выражающаяся в совокупности
их взаимных прав, обязанностей и ответственности,
основанную на признании и уважении достоинства,
основных прав и свобод человека. Из этого
следовало, что гражданином лицо является
не в силу проживания на территории государства,
а вследствии сложившихся и закрепленных
законодательно или в ином правовом порядке
особых устойчивых связей, составляющих
содержание гражданства. Закрепив понятие
гражданства, законодатель ограничился
лишь одной частью этого определения,
видимо посчитав для государства неудобным
находиться в состоянии ответственности
перед своими гражданами. Удивительно,
но получается, что в результате всех многотрудных,
прямо выстраданных народом демократических
переустройств мы пришли к тому, как показывает
новый закон о гражданстве, государство
не очень- то хочет, чтобы правовые отношения
России с человеком, по вопросам гражданства
по прежнему формировались на основе признания
и уважения достоинства, основных прав
и свобод личности.
К государственным органам, ведающим
делами о гражданстве Российской Федерации,
законом были отнесены : Президент Российской
Федерации; комиссия по вопросам гражданства
при Президенте Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской
Федерации; министерство иностранных
дел Российской Федерации; Дипломатические
представительства и консульские учреждения
Российской Федерации.
Федеральный закон «О гражданстве Российской
Федерации» (1 июня 2002 года) вызвал неоднозначные
оценки политиков, юристов, политологов,
журналистов, высказанные как в научной
литературе, так и в средствах массовой
информации. Это не удивительно. Институт
гражданства может быть отнесен к одному
из наиболее чувствительных, чрезвычайно
показательных и ёмких критериев истинного
отношения государства к своим гражданам,
как личностям, чьи права и свободы являются
в соответствии со ст.2 Конституции Российской
Федерации высшей ценностью.
Институт гражданства показывает, действительно
ли признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина воспринимаются
государством, как обязанность, как приоритетная
программа своих действий.
Если исходить из конституционных положений,
то это несомненно так. Однако не всегда
даже законодательные формулировки соответствуют
провозглашенных конституцией положениям.
Противоречивость и непоследовательность
некоторых положений нового закона свидетельствует
о незавершенности процесса оптимизации
многих его содержательных характеристик.
Весьма показательны в этом отношении,
те изменения, которые внесены новым законом
в уже сложившееся гражданство.
Основное внимание закон уделяет регламентации
принципов гражданства. Исходная посылка
здесь такова: принципы гражданства и
правила, регулирующие вопросы гражданства
Российской Федерации, не могут содержать
положений, ограничивающих права граждан
по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности.
В таком многонациональном государстве
как Россия, этот подход представляется
объективно оправданным и жизненно необходимым.
Следует признать, что в законе сохранена
преемственность многих выдержавших проверку
временем принципов гражданства. Это принципы
единого и равного гражданства; сохранения
своего гражданства гражданами Российской
Федерации, проживающими за пределами
нашего государства; невозможности лишения
гражданина Российской Федерации гражданства
или права изменить его; невозможности
выдачи гражданина России иностранному
государству; представления государственной
защиты и покровительства Российским
гражданам, находящимся за рубежом. С учетом
негативной практики советского периода
в законе закреплено, что гражданин Российской
Федерации не может быть выслан за пределы
Российской Федерации. Наше государство
будет благожелательно относиться и даже
поощрять приобретение российского гражданства,
проживающими на территории лицами без
гражданства. Впрочем, это весьма распространенная
международная практика: каждое государство
должно стремиться к сокращению числа
лиц без гражданства.
Единство гражданства как принцип закреплен
в ст.4 п.2 Федерального закона «О гражданстве
Российской Федерации» (2002год) обусловлен
федеративным характером национального
государственного устройства России,
в которой наряду с общефедеральным гражданством
существует гражданство республик как
субъектов федерации. Принцип также закреплен
в Конституции Российской Федерации и
означает, что каждый гражданин республики
в составе Российской Федерации одновременно
является гражданином России. В этой же
статье, также в п.» Федерального закона
«О гражданстве Российской Федерации»
обозначен принцип равенства гражданства
и означает равенство всех граждан в правах,
свободах и обязанностях, независимо от
оснований приобретения гражданства.
Недопустимость выдачи гражданина Российской
Федерации иностранному государству как
принцип закреплен в ст.4 п.5 Федерального
закона Российской Федерации: Гражданин
Российской Федерации не может быть выдан
другому государству иначе, как на основании
закона или международного договора. Данное
положение вытекает из общеправового
принципа ответственности гражданина
перед своим государством. В силу этого
гражданин Российской Федерации, совершивший
правонарушение за границей, подлежит
ответственности по законам Российской
Федерации. Федеральный закон «О гражданстве
Российской Федерации» закрепляет ещё
один принцип в ст.4 п.5 недопустимость
высылки гражданина Российской Федерации
за её пределы. Данный принцип глубоко
гуманен и означает, что ни при каких условиях
человек не может быть лишен Родины. Принцип
сохранения гражданства Российской Федерации
лицами, проживающими за границей установлен
в ст.4 п.3 Федерального Закона «О гражданстве
Российской Федерации»: Проживание гражданина
Российской Федерации за пределами Российской
Федерации не прекращает его гражданства
Российской Федерации.
Гражданство, как составной элемент основ
правового положения личности опирается
на те же принципы, что и другие их институты.
Вместе с тем эти общие начала в законодательстве
о гражданстве выражаются в своих специфических
формах, адекватных ему. Здесь есть также
ряд общих положений, предваряющих конкретные
установления1.
Как уже отмечалось, наиболее авторитетным
определением является установленное
законом. Согласно преамбуле закона 2002
года, под гражданством понимается устойчивая
правовая связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных
прав, обязанностей и ответственности,
основанная на признании и уважении достоинства,
основных прав и свобод человека.
2) Понятие места жительства в гражданском праве
Местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Определение места жительства имеет значение для осуществления и защиты прав гражданина. В подтверждение этого можно привести ряд примеров. Так, с местом жительства связано место исполнения обязательств. По общему правилу, если иное не определено законом и иными правовыми актами, денежное обязательство исполняется в месте жительства кредитора в момент возникновения обязательства. Если же кредитор изменил место жительства и известил об этом должника – в его новом месте жительства с отнесением на счет кредитора расходов, связанных с переменой места жительства.
Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим лишь тогда, когда в месте его жительства на протяжении установленных законом сроков нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 и 45 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
В случае смерти гражданина местом открытия наследства признается место его жительства (ст. 529 Гражданского Кодекса СССР 1964 года).
Необходимость определения места жительства ни в коей мере не ограничивает гражданина в праве на свободное передвижение и свободу выбора места жительства. Законом РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не только провозглашено это право, но и установлен порядок его защиты: гражданин, чье право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства нарушено, может обратиться за его защитой в вышестоящий в порядке подчиненности орган, к вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд. Названным Законом наряду с «местом жительства» введено понятие «место пребывания» – то место, где гражданин находится временно. Вместо прописки установлен регистрационный учет граждан, а также определены основные правила регистрации и снятия с учета как по месту жительства, так и по месту пребывания.
Пункт 2 ст. 20, устанавливающий, что местом жительства малолетнего, а также лица, находящегося под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов, дает основание сделать вывод, что место жительства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет определяется на общих основаниях в соответствии с п. 1 ст. 20.
В п. 2 ст. 20 установлено общее правило. Однако это правило знает и исключения. Например, при расторжении брака между родителями малолетнего место жительства ребенка определяется местом жительства того из родителей, с кем остается проживать ребенок. Но если между родителями не достигнуто согласие по этому поводу, проживание ребенка с одним из родителей не влечет за собой автоматически утрату его права на жилую площадь второго родителя, если он уже приобрел это право. Такой вывод подтверждается ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Наряду с именем место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта гражданского права. Так, нередки случаи полного совпадения имени, фамилии и отчества у различных граждан, однако совпадение места жительства встречается крайне редко. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Если гражданин постоянно проживает в одном и том же месте, его место жительства определяется довольно просто. Однако бывают случаи, когда гражданин проживает в разных местах, переезжая по различным обстоятельствам с одного места на другое. В этом случае закон предусматривает определение места жительства по преимущественному месту нахождения гражданина, т.е. тому месту, где он находится наиболее часто и наиболее продолжительное время. Например, гражданин проживает в Петергофе, ездит на работу в Санкт-Петербург, где у него также имеется жилье, а в летнее время живет на даче в Токсово. Исходя из времени преимущественного пребывания, вероятнее всего его местом жительства будет признан Петергоф. Не имеют значения место прописки гражданина, место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты, поскольку закон не связывает с ними определение места жительства гражданина. Особо следует подчеркнуть, что прописка является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решения вопроса о месте жительства гражданина. Так, если гражданин прописан в Москве, а проживает преимущественно в Саратове, то его местом жительства будет признан Саратов.
Граждане вправе сами выбирать себе место жительства, что, как уже говорилось, является одним из элементов правоспособности гражданина. Единственным исключением, установленным в законе, является определение места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Их местом жительства признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
В силу различных обстоятельств гражданин может быть вынужден против его желания покинуть свое место жительства. Если гражданин покидает место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, то в соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от 20 декабря 1995 г. таким гражданам придается особый статус на период до определения нового места жительства гражданина. Право самостоятельного выбора места жительства в данном случае государством не ограничивается. Напротив, в связи с вынужденной необходимостью оставить прежнее место жительства гражданину гарантируется возможность выбрать новое место жительства и получить государственную поддержку для обзаведения жильем.
Иные обстоятельства, вынуждающие гражданина покидать место жительства: отсутствие работы, неприязненные отношения с соседями, медицинские показания и т.п., не имеют юридического значения и полностью охватываются правом гражданина самостоятельно определять место жительства.
Месту жительства гражданское и гражданское процессуальное законодательство придают значение в целом ряде случаев. Так, опекун или попечитель назначается по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве (ст. 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации); место исполнения обязательства определяется местом жительства кредитора или должника (ст. 316, 497, 499 Гражданского Кодекса Российской Федерации); местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 1115 Гражданского Кодекса Российской Федерации); если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личным законом является российское право (ст. 1195 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и так далее. Место жительства определяет подсудность разрешения споров в судах общей юрисдикции (ст. 28 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и арбитражных судах (ст. 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Для правильного применения названных и других норм необходимо прежде всего определить само понятие «место жительства». В соответствии со ст. 27 Конституции РФ «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Эту конституционную норму развивает ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. №32. Ст. 1227). Несмотря на то, что каждый гражданин имеет право свободно передвигаться по территории РФ, в его обязанности входит уведомление соответствующих государственных органов о месте своего пребывания и жительства (см.: Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. №30. Ст. 2939; 1996. №18. Ст. 2144; 1997. №8. Ст. 952; 2000. №13. Ст. 1370; 2002. №34. Ст. 3294).
Названные нормативные акты различают понятия «место пребывания» и «место жительства». Первое характеризует место, в котором гражданин находится временно (например, гостиница, в которой гражданин поселяется на период командировки). Второе – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии с ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» к месту жительства относятся: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ (ст. 2 Закона). На практике зачастую презюмируется, что гражданин постоянно или преимущественно проживает там, где он зарегистрирован, однако эта презумпция может быть опровергнута.
Информация о работе Особенности порядка приобретения гражданства и места жительства