Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 18:56, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование особенностей порядка приобретения гражданства и места жительства гражданином Российской Федерации или иных лиц.
В работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятия гражданства,
2) исследовать общие условия приобретения гражданства;
3)раскрыть понятие места жительства в гражданском праве;
Введение
Глава 1
1)Понятие гражданства физического лица
2) Понятие места жительства в гражданском праве
глава 2
1) Гражданин Российской Федерации
2) Порядок приобретения гражданства
3) Регистрация граждан по месту жительства
Заключение
Глава 2
1)Гражданин Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая политическая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Гражданами России, то есть физическими лицами, обладающими гражданством Российской Федерации, по действующему законодательству являются:
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются:
Конституцией России установлено, что вопросы гражданства относятся к компетенции Российской Федерации.
Статья 4 Федерального закона содержит принципы гражданства:
Состояние гражданства - есть политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений между личностью и государством. Государственное право связывает с гражданством целый ряд важнейших правовых последствий, главным из которых является то, что физические лица могут быть субъектами государственно-правовых отношений только обладая правовым статусом гражданина данной страны.
В унитарных государствах существует единое гражданство, так как гражданин вступает в отношения только с одним государством, существующим на данной территории. В странах с федеративной формой государственного устройства гражданство, как правило, двойное - гражданство союза и гражданство субъектов федерации. Во многих случаях провозглашение гражданства субъекта федерации остается чистой декларацией. Гражданином субъекта федерации считается каждый гражданин союза, постоянно проживающий на территории данного субъекта. Переезд, например, в США из одного штата в другой на постоянное жительство автоматически влечет изменение гражданства штата [30. С.24].
Известны два основных способа приобретения гражданства (см. приложение 1): лицо становится гражданином страны либо в силу происхождения, либо путем натурализации. Вопросы приобретения гражданства регулируются национальным законодательством и целым рядом международных конвенций.
Гражданство в силу происхождения приобретается по рождению помимо воли индивидуума. В этом случае применяются два основных принципа, которые могут выступать как в чистом виде, так и комбинироваться.
Согласно "праву крови" гражданами данного государства являются все лица, рожденные от граждан этого государства; согласно "праву почвы" гражданами данного государства являются все лица, рожденные на его территории. Гражданство в силу натурализации приобретается лицом по его воле, выраженной в соответствующем ходатайстве уполномоченным на то компетентным государственным органом [51. С.155].
Практика знает приобретение гражданства рядом других способов, в числе которых можно назвать вступление в брак, оптацию, занятие определенных должностей.
Сам способ приобретения гражданства может оказать определенное влияние на последующий правовой статус индивидуума, причем, как правило, это влияние сводится к определенным ограничениям правоспособности тех лиц, которые приобрели гражданство по натурализации. Так, в Конституции США сказано: "Ни одно лицо, кроме гражданина по рождению или гражданина Соединенных Штатов, на момент принятия настоящей Конституции не подлежит избранию на должность президента" (ст.2, разд.1). Иногда натурализация обусловливается рядом сложных требований, в том числе имущественного характера. Например, ст.75 конституции Восточной Республики Уругвай постановляет: "Право на гражданство по закону имеют: а) мужчины и женщины - иностранцы, пользующиеся хорошей репутацией, имеющие на территории Республики семьи, владеющие капиталом в деньгах или имуществом в стране либо занимающиеся наукой, искусством или ремеслом и в течение трех лет имеющие постоянное местожительство в стране". Различного рода политические, экономические, религиозные, расовые и другие ограничения натурализации предусматриваются законодательством многих стран [40. С.82].
В Российской Федерации первый Закон о гражданстве 1991 г. закреплял следующие основания приобретения гражданства Российской Федерации:
1) в результате его признания (в основном это касалось бывших граждан СССР, постоянно проживающих на территории России на день принятия этого закона, если они в течение года после этого дня не отказываются от российского гражданства);
2) по рождению (определялось гражданство детей:
а) родители которых являются гражданами Российской Федерации;
б) один из родителей которых является российским гражданином;
в) родители которых неизвестны;
г) родители которых не состоят в гражданстве Российской Федерации);
3) в порядке его регистрации;
4) в результате восстановления
в гражданстве Российской
5) в результате приема в гражданство (здесь предусматривались обычные условия приема в гражданство:
дееспособность лица;
достижение им возраста 18 лет;
постоянное проживание на территории Российской Федерации (для иностранцев и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, для беженцев - указанные сроки сокращались вдвое), а также обстоятельства, облегчающие прием в гражданство, и обстоятельства, при которых ходатайство о приеме в гражданство отклонялось);
6) выбор гражданства при
изменении территории
Новый Закон о гражданстве 2002 г. почти наполовину сократил перечень оснований приобретения гражданства Российской Федерации. Теперь российское гражданство можно приобрести: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.
К общим условиям приобретения гражданства относятся:
1) дееспособность лица;
2) достижение им возраста 18 лет;
3) проживание на территории
Российской Федерации
Дееспособность лица можно определить как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В данном случае следует отметить, что дееспособность как таковая рассмотрена в гражданском праве. В области конституционного права понятие конституционной дееспособности не рассмотрено, поэтому, комплексный анализ положений Закона о гражданстве позволяет трактовать дееспособность лица, обратившегося за получением гражданства, как совокупность его психических свойств, дающих ему возможность самостоятельно, своими действиями осуществлять права и нести обязанности. То есть лицо, обратившееся за получением гражданства, должно быть вменяемым, не лишенным дееспособности. И если, например, в гражданском праве понятие дееспособности связывается, прежде всего, с возрастом лица, то в конституционном праве, видимо, понятие дееспособности связано исключительно с отсутствием у лица каких-либо недостатков, обуславливающих невозможность осуществлять свои права и нести обязанности лично.
Интересно на проблему право - и дееспособности в области гражданства изложена точка зрения у С.С. Кишкина, автора первого монографического исследования о советском гражданстве. Касаясь понятия гражданства, писал: «Очень трудно дать более или менее удовлетворительное, не только определение, но хотя бы даже описание понятия гражданства. Понятие это юридически представляется весьма трудно уловимым. В самом деле, что такое гражданство? Есть ли это известная совокупность прав и обязанностей, или это есть нечто в роде наиболее общей правоспособности, или, может быть, определенное юридическое отношение, или, наконец, особое состояние? Видимо, на все эти вопросы можно было бы ответить отрицательно. Гражданство, конечно, не есть определенная совокупность прав и обязанностей. Скорее можно было бы пойти обратным путем и перечислить те, в буквальном смысле, единичные права и обязанности, которые характеризуют граждан в отличие от иностранцев (защита со стороны своего государства за границей, обязанность участвовать в составе вооруженных сил государства). Но, очевидно, этими перечислениями вовсе не разрешается проблема гражданства.
Гражданство также не есть наиболее общая правоспособность - наибольший объем правоспособности и дееспособности. Как известно, гражданин может быть неправоспособным и недееспособным, а иностранец может быть и тем и другим. Очевидно, проблема гражданства не имеет ничего общего с проблемой правоспособности и дееспособности. Дальше - сказать, что гражданство есть юридическое отношение, это еще ровным счетом ничего не сказать. И в особенности неправильно предполагать, что отношение между государством и иностранцем есть всегда фактическое, а не юридическое. Наконец, если гражданство есть некоторое состояние, то этот статус является во всяком случае весьма предварительным и формальным. Гражданство - это только формально-предварительный статус, который лишь в дальнейшем, в зависимости от целого рода условий и обстоятельств, заполняется уже конкретным содержанием. Можно лишь отметить, что этот статус действительно является первоначальным статусом лица, который подлежит установлению в первую очередь, ибо он обосновывает порядок и границы определяемости данного лица соответствующими элементами правовой и политической системы страны»2.
Вторым условием приема в гражданство является достижение возраста 18 лет. Возраст проверяется по документам о рождении лица, обратившегося за получением гражданства Российской Федерации.
Третьим условием приобретения гражданства является проживание на территории России в течение определенного времени. Для иностранных граждан и лиц без гражданства такой срок составляет пять лет непрерывно, начиная со дня получения вида на жительство, заканчивая днем обращения с заявлением о приеме в гражданство России. При этом срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Указанный срок может быть сокращен до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий о сроке проживания.
Льготное предоставление гражданства производится также в отношении граждан государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах. Такие граждане вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий о длительности проживания и без представления вида на жительство.
Таким образом, общими условиями приобретения гражданства являются: дееспособность лица, достижение им возраста 18 лет, а также проживание на территории России в течение определенного срока. При этом последнее условие является наиболее мобильным, - при определенных обстоятельствах оно не учитывается при рассмотрении заявления о приеме в гражданство.
3) Регистрация граждан по месту жительства
Регистрация по месту жительства (то что в обиходе называют «пропиской») или регистрация по месту пребывания вовсе не являются обязательным атрибутом российского гражданина. Если гражданин РФ не имеет места жительства или пребывает в каком либо конкретном жилом помещении не больше 90 дней, то он вовсе не обязан обращаться за регистрацией и абсолютно спокойно может иметь паспорт совершенно без регистрационных штампов.
Регистрация ни по месту пребывания, ни по месту жительства никаких прав вам не дает3.
Право пребывать в Москве, в Петербурге, в Урюпинске, а равно во всех иных городах России принадлежит ее гражданам от рождения либо с момента принятия гражданства (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ) это право может быть ограничено только федеральным законом и только в узко ограниченных местах, перечисленных в ст.8 Закона.
Граждане, изменившие место
жительства, обязаны не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место
подать заявление о регистрации в территориальное
подразделение Федеральной миграционной
службы (ФМС).
В результате оказания услуги
в паспорте гражданина РФ ставится отметка
о регистрации по месту жительства установленной формы
Отдел Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) по городу Москве по новому месту жительства.
Информация о работе Особенности порядка приобретения гражданства и места жительства