Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 06:20, курсовая работа
Целью настоящего исследования является системный научный анализ правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих в силу договора транспортной экспедиции
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
•проанализировать действующее российское законодательство по проблемам правового регулирования договора транспортной экспедиции;
•изучить и обобщить имеющийся исторический и современный материал по вопросам возникновения и развития института договора транспортной экспедиции
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 6
1.1 Понятие сущность транспортной экспедиции 6
1.2 Стороны по договору транспортной экспедиции 10
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 21
2.1 Заключение договора транспортной экспедиции 21
2.2 Изменение и прекращение договора транспортной экспедиции 22
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
3.1 Соотношение договора транспортной экспедиции и иных договоров о возмездном оказании услуг 25
3.2 Проблемы квалификации договора транспортной экспедиции 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 38
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский
(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)
Институт экономики и права
Юридический факультет
Кафедра Гражданско-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Гражданское право»
на тему: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
выполнил: студент очной формы обучения группы 570-2
Цыденов Олег Баирович
Руководитель: Бадмаева И.Г____________
Оценка:_______________________
Дата:_________________________
Улан-Удэ, 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ
1.1 Понятие сущность транспортной экспедиции
1.2 Стороны по договору транспортной экспедиции
10
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
2.1 Заключение договора транспортной экспедиции
21
2.2 Изменение и прекращение договора транспортной экспедиции 22
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ
3.1 Соотношение договора транспортной экспедиции
и иных договоров о возмездном оказании
услуг
3.2 Проблемы квалификации договора транспортной экспедиции 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 38
ВВЕДЕНИЕ
В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации договору транспортной экспедиции посвящена глава 41 «Транспортная экспедиция» (ст.801–806). Договор транспортной экспедиции по месту расположения регулирующих его норм, избранной законодателем схеме регулирования вытекающих из этого договора правоотношений, а также по его специфическим признакам, нашедшим отражение в ГК1, представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор. Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил о заключении договора транспортной экспедиции. Единственную норму, имеющую отношение к заключению этого договора, можно обнаружить в п.1 ст.802 ГК, согласно которому договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Однако указанная норма не носит специального характера, а скорее констатирует применение к договору транспортной экспедиции общих положений о форме сделки. Ведь в соответствии с п.1 ст.161 ГК сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме.
Основным признаком
договора транспортной экспедиции, выделяющим
его из числа всех остальных договоров,
относящихся к категории
Интересная особенность
правового регулирования
экспедитором может быть предусмотрено договором. Единственное императивное требование, предъявляемое к этим услугам, состоит в том, что они должны быть связаны с перевозкой груза. Данное обстоятельство предопределило чрезвычайно широкую сферу применения договора транспортной экспедиции, поскольку позволяет квалифицировать в качестве указанного договора всякое соглашение, заключенное грузоотправителем или грузополучателем с экспедиторской организацией, содержащее любой набор операций и услуг, связанных с перевозкой груза.
В связи с этим актуальность настоящего курсового исследования обусловлена необходимостью осуществления системного научного анализа правовых норм, регулирующих договор транспортной экспедиции и вынесению практических рекомендаций по решению проблемы надлежащей квалификации данного договора.
Целью настоящего исследования является системный научный анализ правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающих в силу договора транспортной экспедиции
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
•проанализировать действующее российское законодательство по проблемам правового регулирования договора транспортной экспедиции;
•изучить и обобщить имеющийся исторический и современный материал по вопросам возникновения и развития института договора транспортной экспедиции;
•проанализировать правовую природу договора транспортной экспедиции как одного из видов гражданско-правовых договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности;
•определить понятие, предмет и существенные условия по договору транспортной экспедиции;
•определить порядок заключения и прекращения договора транспортной экспедиции;
•выявить основные проблемы правоприменительной и судебной практики, определить соотношение договора транспортной экспедиции и иных договоров о возмездном оказании услуг.
Объектом исследования являются совокупность общественных отношений возникающих в сфере применения и заключения договора транспортной экспедиции.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие применение договора транспортной экспедиции, особенности правовой природы и место договора транспортной экспедиции в системе договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности.
Методологическую основу исследования составляют основные теоретические положения общей теории права и гражданского права. В процессе работы использованы общенаучные и частнонаучные методы: исторический, статистический, социологический, структурно-функциональный анализ, методы моделирования и прогнозирования, сравнительно-правовой, формально-юридический.
При написании работы были исследованы и проанализированы работы следующих авторов: Иоффе О.С., Витрянского В.В., Садикова О.Н., Егизарова В.А., Козловой Е.Б.. Нормативную базу исследования составляют Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
1.1 Правовая природа
договора транспортной
Договор транспортной экспедиции впервые регулируется Гражданским Кодексом в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, которому посвящена отдельная глава. Суть обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоит в том, что одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента), в качестве которой выступает грузоотправитель или грузополучатель, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Транспортно-экспедиционное (экспедиторское)
обслуживание необходимо рассматривать
во взаимосвязи двух составляющих –
транспортного и
Под транспортным обслуживанием подразумевается деятельность, связанная с перемещением грузов в пространстве и во времени. При этом обязательными элементами процесса доставки грузов являются погрузочно-разгрузочные работы, складские услуги и непосредственно перевозка.
Экспедиционное обслуживание – деятельность, обеспечивающая своевременную и качественную доставку грузов. Основными операциями (обязательными) являются приемо-сдаточные и само экспедирование (сопровождение и охрана) грузов.
Ранее транспортно-экспедиционное обслуживание рассматривалось законодательством в качестве определенного набора дополнительных к перевозке груза операций и услуг, выполняемых для грузоотправителя или грузополучателя транспортной или иной специализированной организацией. Регулировались указанные правоотношения в минимальной степени транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами перевозок грузов.
Одним из наиболее развитых
было правовое регулирование транспортно-
Во-первых, на автомобильном транспорте перевозка груза производится автотранспортной организацией, как правило, без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя), а функции экспедитора возлагаются на водителя автотранспортной организации - т.е шофера-экспедитора (ст. 49-50 УАТ2).
Во-вторых, в свое время после долгих дискуссий между транспортными министерствами и ведомствами на Министерство автомобильного транспорта РСФСР было возложено выполнение функций по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей при централизованном завозе (вывозе) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты. В связи с этим в УАТ был включен раздел VIII «Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования». В соответствии с УАТ отношения, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием, регламентировались специальным нормативным актом: Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР, утвержденными Министерством автомобильного транспорта РСФСР 13 ноября 1980 г. по согласованию с Госпланом РСФСР и Государственным арбитражем РСФСР. Впоследствии указанные Правила стали самостоятельным разделом Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
УАТ и Правила определили нормы, регулирующие транспортно-экспедиционное обслуживание, дифференцированно применительно к прямому автомобильному сообщению и смешанному автомобильно-железнодорожному, автомобильно-водному и автомобильно-авиационному сообщению.
В настоящее время глава 41 ГК РФ включает в себя лишь самые общие положения, регулирующие договоры транспортной экспедиции, составляющие необходимую основу для последующего детального правового регулирования иными законами и правовыми актами, такими как Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта3, Федеральный Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»4 и др.
В соответствии со статьей 801 (п.1) ГК РФ под договором транспортной экспедиции понимается такой договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку или получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено также осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение операций и услуг, предусмотренных договором.
С точки зрения общей характеристики всякого гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.
Консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, соответствующие обязательства возникают в силу самого факта подписания соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора.
Информация о работе Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции