Особенности российской вертикали исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:17, реферат

Описание работы

Современная стратегия совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации с учетом географического положения страны, экономической и демографической ситуации основывается на задачах укрепления государственности и повышения управляемости, поиске оптимальных форм федеративных отношений. Совершенствование федеративных отношений является составной частью реформирования общества и системы осуществления государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
Особенности российской вертикали исполнительной власти 4
2 Проблемы укрепления вертикали исполнительной власти 7
Заключение 14
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ МОЙ.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                       3

  1. Особенности российской вертикали исполнительной власти           4

2   Проблемы укрепления вертикали исполнительной власти               7

Заключение                                                                                                 14

Список использованных источников                                                       15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная стратегия совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации с учетом географического положения страны, экономической и демографической ситуации основывается на задачах укрепления государственности и повышения управляемости, поиске оптимальных форм федеративных отношений. Совершенствование федеративных отношений является составной частью реформирования общества и системы осуществления государственной власти.

Следовательно, в последние годы основной задачей России стало укрепление вертикали исполнительной власти. Однако наше государство в достижении этой цели сталкивается с некоторыми проблемами, которые будут рассмотрены в данном реферате.

Вертикаль исполнительной власти есть государственно-правовой способ обеспечения  единства системы исполнительной власти в общегосударственном масштабе, определенным образом упорядоченная система должностей и должностных лиц, связанных между собой едиными принципами, целями и задачами государственного управления. В РФ к этой системе власти относятся Президент страны, глава Правительства, глава администрации региона, глава администрации сельского района (города), руководители сел и поселков.

Общество и государство в  целом должно стремиться к укреплению вертикали исполнительной власти, учитывая историю и все особенности нашей страны. Так как вертикаль исполнительной власти является неотъемлемой частью любого устойчивого государства. Вне зависимости от формы правления и формы государственного устройства ни одна государственная власть не может успешно функционировать без устойчивой исполнительной вертикали. К этому следует добавить, что отсутствие сильной и эффективной исполнительной власти ведёт к развалу государства. Ни законодательная, ни судебная власти не в состоянии обеспечить его единство. Именно исполнительный аппарат является квинтэссенцией государства.

 

  1. Особенности российской вертикали исполнительной власти

Россия является федеративным государством, которое состоит из нескольких государственных образований. Федеративное устройство призвано обеспечить политическое единство страны с большой территорией. Оно изначально сочетает в себе государственное единство и централизованную власть со сбалансированной самостоятельностью членов. Поскольку о государстве можно говорить только тогда, когда оно обладает суверенитетом, то можно сказать, что федерация «делит» суверенитет со своими субъектами. В этом случае возникает вопрос о качестве и объеме суверенитета на двух властных уровнях. Имеет место, определенное разделение власти по вертикали, которое призванное сдерживать и уравновешивать влияние различных уровней и органов управления.

Осуществление власти есть процесс  управления. Согласно принципу разделения властей государственная власть включает в себя три ветви – законодательную, исполнительную, судебную. Начиная с восемнадцатого столетия, каждой из них уделялось пристальное внимание. В современных условиях особое значение придается исполнительной власти, анализу которой в российской государствоведческой науке посвящен ряд работ. В начале нового столетия понятие «исполнительная власть» было дополнено категорией «исполнительная вертикаль». Последняя стала трактоваться как система должностей исполнительных органов, посредством которой осуществляется контроль и управление государством. Главным для исполнительной вертикали является строгое следование нижестоящих органов управления директивным предписаниям вышестоящих органов власти.

Для наилучшего понимания данной темы нужно разобраться, что же является вертикалью исполнительной власти. ВЕРТИКАЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — группа иерархически установленных законом по прямой линии государственных и муниципальных должностей, которые предоставляют возможность занимающим их лицам осуществлять руководство и контроль на подчиненной территории, имеющей государственные или административно-территориальные границы.

Значение исполнительной вертикали  состоит в том, что отношения, которые  базируются на началах «власти – подчинения» сверху вниз, являются неотъемлемым элементом любой устойчивой государственности. Вне зависимости от формы правления и формы государственного устройства ни одна государственная власть не может успешно функционировать без устойчивой исполнительной вертикали. К этому следует добавить, что отсутствие сильной и эффективной исполнительной власти ведёт к развалу государства. Ни законодательная, ни судебная власти не в состоянии обеспечить его единство. Именно исполнительный аппарат является основополагающим в государстве.

Когда речь заходит о государственной  власти в России, то почти всегда имеется в виду исключительно исполнительная власть. И в этом нет ничего удивительного, поскольку в России ничего не зависимого от государственной исполнительной власти нет. В целом, население России заражено апатией, средний класс слаб, партийная система неразвита. Результатом всего этого является монополия исполнительной власти со всеми неизбежными последствиями: застоем и вечным ощущением, что смена первого лица есть почти сдвиг тектонических плит под Россией.

Главными особенностями российской исполнительной власти являются, во-первых, ее закрытость. Она таинственна и сакральна. Недаром Черчилль назвал ее «тайной, завернутой в загадку». Во-вторых, как пишет

Л. Радзиховский, наша власть слишком  персоналистична. Должность у нас  не отделима от человека, ее занимающего. Так власть воспринимают и «низы», и «верхи».1

Сегодня имперская сущность России реализована в рамках смешанной  полупрезидентской республики, построенной  по деголлевской модели, наиболее подходящей для страны, в которой отсутствуют  плюралистические формы демократического участия. В этих условиях ситуация «наверху» получает зеркальное отражение на местах. Полпреды, губернаторы, мэры – это те лица, с которыми ассоциируется власть в федеральных округах, субъектах и муниципальных образованиях.

Вертикаль исполнительной власти представляет собой жесткую систему государственного управления, основанную на подчинении нижних уровней управления верхним. Существует объективная необходимость в большей централизованности системы органов исполнительной власти на всей территории РФ. Поэтому целесообразно указать несколько причин для усиления вертикали исполнительной власти:

• Несовершенство законодательной базы.

• Незрелость гражданского общества, так же является вполне естественной причиной для укрепления вертикали исполнительной власти.

• Характерная для федеративного государства децентрализация власти получила своеобразное воплощение в преобладании формы над демократическим содержанием государственной организации. Неэффективность государственного управления на региональном уровне и, как следствие этого, социальное недовольство тех или иных групп населения региональная бюрократия всякий раз склонна объяснять издержками управления федерального центра.

• На сегодняшний день большинство  регионов России зависят от дотаций из федерального бюджета. В конечном счете, вопрос управляемости заключается не столько в возможности отстранить от должности какого-либо руководителя, сколько в четком разграничении функций, компетенций, финансовых средств и, соответственно, ответственности за результат своей деятельности, прежде всего, перед населением.

 

 

 

 

2. Проблемы  укрепления вертикали исполнительной  власти 

В 2000-х годах В.В. Путиным была предпринята попытка нормативного воссоздания государства, которая была сгруппирована по двум не совпадающим между собой направлениям. Первое направление означало строгое следование принципам существующей Конституции, попытку установления единообразного применения правовых норм. Такая попытка была не только правильным шагом в направлении отхода от средневековых методов управления Б. Ельцина, но и представляла собой отражение подлинной приверженности к либеральному универсализму.

Второе направление может быть обозначено как плюралистическая идеология. С одной стороны, она полностью проистекала из Послания Президента РФ о положении в стране от 8 июня 2000 г., в котором утверждалось, что сильное государство должно опираться на либеральную экономику и активное гражданское общество. С другой стороны, речь шла о создании сильной вертикали исполнительной власти, что означало введение системы федеральных округов и изменение статуса полпредов Президента РФ в регионах, ликвидацию прямых выборов глав субъектов РФ, реформу Совета Федерации и, наконец, изменение срока пребывания Президента РФ у власти с 4 до 6 лет.

Кризис власти, как свидетельствует история современной России, преимущественно происходит на уровне субъектов федерации. Выбирая губернатора, население поддавалось красивым предвыборным обещаниям, ярким агитационным листовкам. Победа на выборах во многом зависела от популистских лозунгов и от финансовых возможностей кандидата, а не от предыдущих достижений. Поэтому, предпринятые меры укрепления вертикали исполнительной власти в 2000-х были обоснованы и своевременны. Ведь до реформы отсутствовал инструмент, позволяющий принять меры в случае, если люди на местах не в состоянии справиться с возложенными на них обязанностями. Для любого руководителя любого уровня такой инструмент – веская причина с ответственностью подходить к своей работе.

Оппозиция в обществе жестко критиковала  новую реформу по укреплению вертикали власти, ссылаясь на «попрание демократических ценностей» (имеется в виду отмена прямых выборов губернатора). Данный способ наделения полномочий губернаторов ставил под прямую зависимость исполнение указов Президента руководителями регионов, повышал их ответственность. При этом стало очевидно, что в большинстве случаев выбор кадров осуществлялся по принципу личной преданности, ведь одним из важных качеств губернатора всегда считался налаженный контакт с Москвой. Кроме того, назначенные главы регионов доказывали свою лояльность центру путем достижения высоких показателей на федеральных выборах.

 На сегодняшний день, данная  «демократическая ценность» снова  передана в руки народа. Это  указано в ч.3 ст. 18 ФЗ от 6 октября  1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При любом способе наделения  полномочий высших должностных лиц  субъектов именно на Президента ложится основная доля ответственности за происходящее в регионе.

В конечном счете, для развития субъекта важен не столько путь приведения к власти региональных руководителей, сколько возможности в их руках  – финансовые и экономические. По сути, спрос с губернаторов напрямую зависит от объема финансирования из федерального бюджета. При таких условиях необходимо не столько укреплять вертикаль власти, сколько расширять свободы в горизонтали жизни, развивать местное самоуправление.

Укрепление вертикали в рамках исполнительной ветви власти сводится, по существу, к укреплению иерархической подчиненности, на основе которой и построена сама исполнительная власть. Это нормальный принцип работы государственного механизма, принятый во всех демократических странах. И именно характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами влияет на устойчивость политической системы России как федеративного государства.

Несомненно, введение поста  Полномочного представителя Президента РФ в субъекте Федерации явилось элементом укрепления вертикали исполнительной власти. Но важным шагом в дальнейшем укреплении вертикали стало создание федеральных округов и как следствие, обеспечившее дальнейшее укрепление позиций Президента РФ в сфере исполнительной власти на местах, стало издание Указа №849 от 13 мая 2000 г. В Указе было сказано о преобразовании института полномочного представителя Президента РФ в субъекте Федерации в институт полномочных представителей в федеральных округах.

Необходимо особо подчеркнуть, что до сих пор институт полномочных  представителей страдает концептуальной неопределенностью, что является следствием неопределенности в общей схеме  системы государственной власти.  

Для реализации задач, поставленных Президентом  Российской Федерации своим полномочным  представителям в федеральных округах, необходимо было создать механизм взаимодействия полномочных представителей с федеральными министерствами и ведомствами и  их территориальными структурами. Первый шаг в этом направлении был сделан Правительством Российской Федерации, которое с целью координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и действий полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе по контролю и координации федеральных органов исполнительной власти в федеральных округах издало постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

Информация о работе Особенности российской вертикали исполнительной власти