Особенности российской вертикали исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:17, реферат

Описание работы

Современная стратегия совершенствования системы государственного управления в Российской Федерации с учетом географического положения страны, экономической и демографической ситуации основывается на задачах укрепления государственности и повышения управляемости, поиске оптимальных форм федеративных отношений. Совершенствование федеративных отношений является составной частью реформирования общества и системы осуществления государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
Особенности российской вертикали исполнительной власти 4
2 Проблемы укрепления вертикали исполнительной власти 7
Заключение 14
Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ МОЙ.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

В этом постановлении  сказано, что федеральные органы исполнительной власти, имеющие территориальные органы межрегионального уровня, наделенные правоприменительными функциями и полномочиями по управлению деятельностью нижестоящих структур этого органа, обеспечивают взаимодействие с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе. На федеральные органы исполнительной власти, имеющие территориальные органы межрегионального и другого уровня, которые размещаются во всех центрах федеральных округов, возлагаются сводно-аналитические, контрольные функции, ответственность за обеспечение взаимодействия. 
          В целом, можно сказать, что при помощи института полпредов Президент решал следующие основные задачи:

1) приведение законодательства  субъектов Федерации в соответствие  с Конституцией России и федеральным  законодательством;

2) проведение через  полпредов необходимых антикризисных  мероприятий, предотвращающих техногенные  катастрофы и социальные катаклизмы;

3) проведение в районах  назревших и не всегда популярных  социально-экономических реформ;

4) «чистка» региональных органов власти, противодействие срастанию власти и криминала, коррупции;

5) в перспективе –  укрупнение субъектов Федерации  на базе федеральных округов;

6) развитие межрегиональной  интеграции.

Создание института  полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с более высоким статусом по сравнению с полномочными представителями Президента в регионах может рассматриваться как переход от двухзвенной (центр – субъект) к трехзвенной (центр – округ – субъект) структуры управления в системе исполнительной власти.

Особого внимания требуют  федеративные аспекты структурных  преобразований государственного аппарата. Организация системы исполнительной власти является одним из важнейших  элементов самой концепции федерализма. «Наличие федеративной структуры, — отмечает С.Н.Бабурин, — обусловливает более сложную, чем закреплена действующим законодательством, схему распределения полномочий исполнительной власти: 
   1. Собственно федеральное управление. 
   2. Управление от лица Федерации. 
   3. Управление совместными задачами федерации земель (регионов). 
   4. Исполнение федеральных законов землями (регионами). 
   5. Исполнение земельных законов землями (регионами)».2 
         Реальных систем государственной власти в условиях федеративного государства ровно столько, сколько субъектов федерации плюс еще одна система власти — федеральная. Органы исполнительной власти субъектов РФ и федеральные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти РФ — в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Соответственно, вне указанных пределов органы исполнительной власти имеют собственную сферу компетенции, устанавливаемую региональным законодательством. Таким образом, с одной стороны, органы исполнительной власти субъектов РФ самостоятельны, а с другой— образуют определенную иерархию различных уровней. 
          Наряду с неопределенностью критериев отнесения управления той или иной сферой государственной и общественной жизни к ведению федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, неустойчивостью их организационно-правовых форм существует и взаимосвязанная с отмеченным выше проблематика рационализации состава и схемы размещений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Множество факторов, которые следует принимать во внимание (политические, правовые, экономические, социальные, национальные, демографические, исторические, культурные и др.), затрудняет оптимизацию выбора модели образования и функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Для того чтобы создать определенную «матрицу» (модель) рационального обоснования размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, следует обобщить деятельность в масштабе страны, проведя многофакторный анализ всех позитивных и отрицательных следствий их работы с учетом затрат из федерального бюджета, а также обосновать способ оценки их эффективности. 
          Нуждается в дополнительном анализе ряд вопросов: 
   1. Могут ли полномочия территориального органа федерального органа исполнительной власти быть переданы при определенных условиях органам исполнительной власти субъектов Федерации и успешно реализовываться? 
   2. Достаточно ли оптимален юридический статус, набор прав и обязанностей территориального органа федеральных органов исполнительной власти? 
   3. Каковы пути рационализации взаимоотношений территориальных органов с головными федеральными органами исполнительной власти, с одной стороны, и с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, с другой стороны?

Особую группу органов  исполнительной власти на региональном уровне составляют представительства  федеральных министерств и ведомств. В основном они финансируются  за счет федерального бюджета, но некоторая часть – за счет бюджетов субъектов Федерации. Поскольку контроля за расходованием этих средств в обоих случаях практически нет, то штатная численность персонала в данных органах обычно раздута. Кроме того, их статус и соподчиненность до настоящего времени в должной мере не определены. В результате деятельность региональных органов федеральных министерств и ведомств носит нередко избирательный и малополезный для субъектов Федерации характер. 
          Сосредоточиваясь на решении федеральных задач, они часто дублируют друг друга, а главное – упускают из виду цели региональной политики. Неопределенность механизмов подчинения этих органов осложняет взаимодействие с ними и не всегда позволяет в необходимой степени координировать их действия с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации. Решение данной проблемы возможно главным образом за счет нормативного введения принципа двойного подчинения данных органов исполнительной власти. 
          В этом случае первые руководители исполнительных органов субъектов Федерации (губернаторы, главы, президенты республик) будут напрямую подчиняться федеральному президенту и федеральному правительству, а также будут подотчетны региональным законодательным органам. В свою очередь, региональные отраслевые исполнительные органы будут непосредственно подчинены главам региональных исполнительных органов (губернаторам, главам администраций, президентам), а также федеральным отраслевым министерствам и ведомствам.

Я считаю, что укреплять вертикаль власти следует, не освобождая ее от противовесов и тем самым, ослабляя конструкции, а наоборот, наращивая и усиливая их.  

 Реформирование системы  федеральных органов исполнительной  власти должно иметь в качестве  одного из своих результатов  (наряду с обеспечением действенности, эффективности управления государством) утверждение такого государственного механизма и таких правовых процедур, которые бы обеспечили незыблемость единства системы исполнительной власти в Российской Федерации. Как представляется, одной из главных причин недостаточной эффективности осуществления государственной власти в стране является отсутствие реального фактического единства исполнительной власти. 

 

 

 

 

 

Заключение

Одной из проблем современной  России является слишком сильное  государство и неразвитое гражданское общество. По причине расширения процессов глобализации государство сегодня должно двигаться по пути к открытому обществу. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, а именно: признание неустранимости политической роли бюрократии и поиск новых форм контроля над ней со стороны общества, оптимального сочетания политических и профессиональных начал во власти.

В последние годы, с  одной стороны, были сделаны решительные  шаги в сторону укрепления единства государства, с другой – произошло упорядочение бюджетного федерализма и системы межбюджетных отношений. Направленность этих мер была очевидной – в сторону существенного усиления роли федерального центра, в том числе, президентской линии власти. Характерно, что эти изменения осуществлялись не столько на основе целенаправленного внедрения новых эффективных решений, сколько путем ликвидации наследия «дикого регионализма» 90-х гг. Идея усиления вертикали власти была сильным противовесом сепаратистским настроениям.  

 Нам еще предстоит  последовательно укреплять систему исполнительной власти. И здесь первостепенное значение имеет научное определение типологии и критериев построения исполнительных органов. Их строгая классификация по функциям, полномочиям, структуре и порядку принятия решений позволит точнее связать объем компетенции Федерации и ее субъектов с «наборами» (классификаторами) функций органов, которые должны ее осуществлять. 
  

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (с изм. и доп. от 30.12.2008г. N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс] /СПС «Консультант Плюс»
  2. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 138.
  3. Вертикаль власти (властная вертикаль) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www. politike.ru/dictionaru/865/word/vertical-vlasti-vlastnaya-vertical
  4. Гаджиев К.С. Политология: конспект лекций /К.С. Гаджиев.- М.: Высшее образование: Юрайт-Издат, 2009.- 207с.- (Хочу все знать!).
  5. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / отв. ред. И.Л. Бачило. М., 1998; Бельский К.С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении. М., 1990; Бобылёв А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика её осуществления. М., 2003 и др.
  6. Казанцев В.Г. Новая вертикаль власти как условие дальнейшего общественного развития /В.Г. Казанцев.- Ростов н/Дону: СКАГС, 2001.- 344с
  7. Лысенко В.Н. Развитие федеральных округов и будущее федеративного устройства России  //Казанский федералист. 2002. №2.   
  8. Радзиховский Л. «Вопросы без ответов» \\ "Российская газета" - Федеральный выпуск №4528 27.11.2007
  9. Мухаев Р.Т. Политология: учебное пособие для студентов вузов /Р.Т. Мухаев.- в3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 495с.
  10. Политический словарь [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www. mirslovarei.com/content_pol/vertical-vlasti-589

 

1 Л. Радзиховский «Вопросы без ответов» \\ "Российская газета" - Федеральный выпуск №4528 27.11.2007

2 Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1997.  
С. 138. 




Информация о работе Особенности российской вертикали исполнительной власти