Особенности системы пенсионного обеспечения населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы формирования и использования пенсионного фонда.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть теоретические основы функционирования и формирования пенсионной системы Российской Федерации;
2) Провести анализ действующего механизма формирования средств пенсионного фонда РФ;

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1.Сущность системы пенсионного обеспечения населения…………………..5
1.1. Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование....5
1.2. Развитие негосударственных пенсионных фондов в России…………...15
2. Анализ действующего механизма формирования средств
Пенсионного фонда РФ……….………………………………………………..20
2.1. Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда РФ за 2010 – 2011г…20
2.2. Пути совершенствования пенсионной системы РФ,………………….....21
Заключение...........................................................................................................28
Список использованной литературы………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.98 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации  
Федеральное агентство по образованию

ФГАОУ ВПО «Северо – Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Финансово – экономический  институт 
Кафедра «Финансы и банковское дело».

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»

 на тему

«Особенности системы пенсионного обеспечения населения»

 

 

Выполнила: студентка

3-го курса ГМУ – 10,

очной формы обучения

Алексеева Айталина Николаевна.

Шифр - 102445

Проверила: Элякова И. Д.,

к.э.н. профессор кафедры ФиБД..

 

 

 

 

 

 

 

Якутск, 2013

Содержание 

 

Введение..................................................................................................................3

1.Сущность системы пенсионного обеспечения населения…………………..5

1.1. Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование....5

1.2. Развитие негосударственных пенсионных фондов в России…………...15

2. Анализ действующего механизма  формирования средств 

Пенсионного фонда РФ……….………………………………………………..20

2.1. Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда РФ за 2010 – 2011г…20

2.2. Пути совершенствования пенсионной  системы РФ,………………….....21

Заключение...........................................................................................................28

Список использованной литературы………………………………………….30

Приложение……………………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современной России пенсионное обеспечение - первоочередная социально-экономическая  проблема, затрагивающая жизненно важные интересы почти 40 млн. престарелых, инвалидов  и семей, потерявших кормильца. Государственная  пенсионная система Российской Федерации  переживает кризис. Она предоставляет  гражданам лишь некоторые минимальные  гарантии и не обеспечивает российским пенсионерам достойный уровень  жизни. Главная причина в том, что эта система носит сугубо распределительный характер и основывается на принципе «солидарности поколений», согласно которому пенсионное обеспечение  осуществляется за счет работающих сегодня. Стабильность такой системы находится  в прямой зависимости от соотношения  численности плательщиков взносов  и пенсионеров. Бескризисное существование  пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности поколений», как правило, обеспечивается при  соблюдении пропорции десять плательщиков - один получатель, поэтому с сокращением  первых и увеличением вторых уменьшается  размер пенсий (сегодня в России десять плательщиков страховых взносов  содержат шесть пенсионеров). Распределительный  принцип формирования пенсионного  фонда эффективно работать уже не может. К тому же проблему пенсионного  обеспечения усугубляет и экономическая  ситуация в стране - доходы пенсионеров  уменьшаются из-за роста инфляции. Наиболее эффективным путем решения  данной проблемы является рационализация и оптимизация самой пенсионной системы, создание новых форм негосударственного пенсионного обеспечения, переход (полностью  или частично) на накопительный принцип  формирования пенсионной системы.

Таким образом, все вышесказанное  в совокупности и раскрывает актуальность рассматриваемой темы курсовой работы.

 Цель курсовой работы  – рассмотреть проблемы  формирования  и использования пенсионного  фонда.

Задачи курсовой работы:

1) Рассмотреть теоретические основы функционирования и формирования пенсионной системы Российской Федерации;

2) Провести анализ действующего  механизма формирования средств  пенсионного фонда РФ;

3) Раскрыть проблемы и  основные направления по совершенствованию  системы пенсионного обеспечения  в России;

4) Рассмотреть зарубежный опыт пенсионного обеспечения.

Объект исследования - пенсионная система РФ.

Предмет исследования - реформирование пенсионной системы РФ.

Теоретико-методологической основой в работе являются труды отечественных экономистов В.П. Литовченко, А.Г. Грязновой, Мысляевой И.Н, Зурабовой М.Ю.

Информационно-аналитической  базой в работе являются – нормативно-правовые акты ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год", ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья).

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и  приложения. В первой главе раскрыты особенности пенсионного обеспечения РФ, во второй сделан анализ действующего механизма формирования средств пенсионного фонда РФ. В приложении представлены таблицы в которой указаны основные показатели, характеризующие деятельность ПФ РФ в 2010—2011 гг. и диаграмм представляющих доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010—2011 годах.

 

 

 

 

1. Сущность системы пенсионного обеспечения населения.

1.1. Пенсионный  фонд РФ, его функции, формирование  и использование.

Пенсионный фонд РФ —  это централизованный фонд пенсионного  обеспечения населения.

Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ и Положением о Пенсионном фонде  РФ (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. федерального закона от 5 августа 2000 г.).

Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого  фонда находятся в государственной  собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд имеет  в регионах Российской Федерации  свои отделения.

Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:

  • получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
  • организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся  в государственной собственности  и не входят в состав федерального и территориальных бюджетов.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением фонда  и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.

Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного  фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.

В основе пенсионного обеспечения граждан России лежит пенсионное законодательство, которое включает следу­ющие законы:

1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О  государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об  обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации".

4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании  средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской  Федерации".

В 2006 г. объем получаемых ПФ доходов и выполняемых им пенсионных платежей составил 1,1 трлн. руб. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. Кро­ме того, в соответствии с действующим  законодательством, ПФ России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тыс. граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тыс. граждан пенсии переводятся по месту их постоянного  проживания в 63 государствах.

В настоящее время в  системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и  свыше 38 млн. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей.[11. c.272-273]

Средства ПФ формируются за счет следующих источников:

1) страховых взносов работодателей,  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью, в том  числе фермеров адвокатов (85-90% всех доходов ПФ);

2) ассигнований из бюджета  на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и  компенсаций (5-6%);

3) добровольных взносов  физических и юридических лиц  (1-2%);

4) доходов от капитализации  средств ПФ и других поступлений  (2-3%);

5) средств, возмещаемых  ПФ Государственным фондом занятости  населения Российской Федерации  в связи с назначение досрочных  пенсий безработным (1%);

6) пеней, штрафов, финансовых  санкций, а также банковских  начислений по остаткам средств  на счетах региональных ПФ (1%).

Бюджет ПФ формируется  в основном за счет страховых взносов  субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

-  работодатели - предприятия,  учреждения, организации;

- крестьянские хозяйства;

- родовые семейные общины  малочисленных народов Севера, занимающихся  традиционными отраслями хозяйствования;

-   индивидуальные предприниматели;

-   нотариусы, занимающиеся  частной практикой, адвокаты, частные  детективы.

За счет средств ПФ осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжа­ющим  за пределы России;

2) выплата социальных  пенсий и пособий (1,5% расходов  ПФ). Социальные пенсии - это пенсии  людям, не имеющим заработка  (например, инвалиды с детства), трудовой  книжки: пенсии при потере кормильца.  Пособия на детей военнослужащих  срочной службы; пособия на детей  в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия  на де­тей одиноким матерям;  пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим  и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются  из госбюджета (5% расходов ПФ);

4) содержание аппарата  ПФ (0,7%);

5) расходы по доставке  пенсий (3,6%),

6) выплата пособий на  погребение (0,5%).

ПФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.[24.c.275-276]

Согласно закону "О  государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные  служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной  войны;

4) граждане, пострадавшие  в результате радиационных или  техногенных катастроф.

Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным государственным служащим назначается пенсия при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75% среднего заработка.

Закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы обязательного пенсионного страхования, регулирует финансовые правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно закону бюджет Пенсионного  фонда РФ формируется за счет страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств пенсионного страхования, добровольных взносов.

Закон "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации" устанавливает  права граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях.

В законе определены виды трудовых пенсий:

1) по старости;

2) по инвалидности;

3) по случаю потери  кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих частей:

1) базовой;

2) страховой;

3) накопительной.

Право на трудовую пенсию имеют  мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее  пяти лет страхового стажа.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает  индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

Каждому застрахованному  лицу выдается страховое свидетельство.

Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые включаются в лицевой счет застрахованного лица.

Новая функция Пенсионного  фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений в него страховых взносов предприятиями и организациями.

Начиная с 2002 г. в России проводится пенсионная реформа. Задача этой реформы - перейти от распределительной государственной  пенсионной системы к смешанной, распределительно-накопительной. Таким образом, в определенной мере распределительная система будет сохранена, но она будет дополнена добровольным пенсионным обеспечением граждан через негосударственные пенсионные фонды. В 2003 г. граждане получили возможность выбора - оставить деньги в Пенсионном фонде России для вложений в государственные ценные бумаги или передать их частным управляющим компаниям. В 2004 г. появилась возможность направлять средства формирующие накопительную часть трудовых пенсий, в негосударственные пенсионные фонды.

Информация о работе Особенности системы пенсионного обеспечения населения