Особенности системы пенсионного обеспечения населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 06:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть проблемы формирования и использования пенсионного фонда.
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть теоретические основы функционирования и формирования пенсионной системы Российской Федерации;
2) Провести анализ действующего механизма формирования средств пенсионного фонда РФ;

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
1.Сущность системы пенсионного обеспечения населения…………………..5
1.1. Пенсионный фонд РФ, его функции, формирование и использование....5
1.2. Развитие негосударственных пенсионных фондов в России…………...15
2. Анализ действующего механизма формирования средств
Пенсионного фонда РФ……….………………………………………………..20
2.1. Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда РФ за 2010 – 2011г…20
2.2. Пути совершенствования пенсионной системы РФ,………………….....21
Заключение...........................................................................................................28
Список использованной литературы………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.98 Кб (Скачать файл)

Таким образом, чтобы предотвратить  в ближайшее время крах государственною  пенсионного обеспечения, который  может повлечь за собой серьезнейшие социальные последствия, необходимо сделать  переоценку ценностей, пересмотреть традиционную точку зрения преимущественного  финансирования социального обеспечения  за счет бюджета и на основе принципов  распределения. Необходима новая философия  пенсионного обеспечения, ориентированная преимущественно на собственные сбережения и на финансирование за счет частных фондов.[17.c.238]

Следует отметить, что в мире существует три базовых института пенсионного  обеспечения.

Институт социальной помощи как форма защиты престарелых была единственной в советские времена. Недостатки этой системы, порождающей социальное иждивенчество и безответственность людей за собственное материальное благополучие, очевидны. Кроме того, ни одно, даже самое благополучное государство не в состоянии решить проблему пенсионного обеспечения граждан лишь за счет бюджетных средств. В рамках института социальной помощи следует осуществлять выплаты лишь наиболее уязвимым категориям граждан, которые не способны самостоятельно заработать себе достойную пенсию.

«Финансирование на ходу» (система pay-as-you-go). Речь идет о системе распределения, когда работающее население и работодатели платят взносы в пенсионные фонды, из которых средства тут же расходуются на выплату пенсий неработающему населению. Это система носит, разумеется, государственный централизованный характер, так как ее невозможно создать на уровне предприятия или отрасли. Многие специалисты склонны рассматривать эту систему как систему обязательного социального страхования на принципах солидарности. Однако в данной системе отсутствует главный страховой принцип - эквивалентность взносов и выплат. Кроме того, система «страховых взносов» больше похожа на взимание налога с работников и работодателей на функционирование пенсионной системы. Данная система также усиливает социальное иждивенчество и отрицательно воздействует на общий уровень сбережений в стране, поскольку граждане, рассчитывая на государственные пении, несклонны делать сбережений на будущее. И еще, в моменты обострения экономической ситуации правительство пытается всячески ограничивать размер пенсий, что снижает покупательную способность пенсионеров. Подобное положение дел возможно вследствие того что государственная система пенсионного обеспечения занимает монопольное положение, не давая пенсионерам права выбора. Недостатком этой системы также является и то, что она может стать объектом манипулирования со стороны различных политических сил.

Институт пенсионного  страхования (накопительная система). Суть данной системы заключаются в следующем. Граждане уплачивают в течение активной трудовой деятельности страховые взносы, взносы аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных счетах, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане получают пенсии из созданного ими «личного пенсионного фонда».[30.c.504]

Соответственно, чем больше средств  на счету - тем больше пенсия. Государство  при этом несет ответственность  за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных фондов и страховых компаний, а также  гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил достаточно средств  на своем счету. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных  средств и/или отчислений работодателей  Именно данная пенсионная система, на наш взгляд, наиболее полно соответствует  принципам социального страхования - самоответственности, солидарности и  субсидиарности. Трудовое население  несет ответственность за собственное  материальное благополучие, солидарно  с государством помогая самым  необеспеченным слоям. Следует отметить, что речь идет лишь о трудовых пенсиях. Что касается социальных выплат инвалидам (в том числе детства), многодетным, одиноким матерям и так далее, то выплаты им должно производить  государство в рамках института  социальной помощи. При этой системе  полностью соблюдается принцип  эквивалентности страховых взносов  и выплат. Наконец, именно эта система  наилучшим образом повышает ответственность  людей за собственное материальное благополучие. Такова пенсионная система, функционирующая на данный момент в  Чили, Перу, Польше, Венгрии и других странах.

Нынешняя российская пенсионная система  представляет собою «среднее арифметическое»  первых двух институтов с преобладанием  социальной помощи. В основу модернизации системы пенсионного обеспечения  России, на наш взгляд, должны быть положены страховые принципы.[15.c.40-14]

Мировой опыт пенсионного обеспечения  и опыт последнего десятилетия пенсионного  обеспечения в России сводится к  необходимости введения накопительных  элементов пенсий наряду с одновременным  уменьшением роли распределительной  пенсионной системы. Причина тому - как демографические факторы (старение населения), так и осознание того факта, что в долгосрочной перспективе  частные (негосударственные) пенсионные системы должны занять ведущее место.

Накопительные пенсионные системы  также лучше соответствуют принципу распределения благ «каждому по труду». Этот принцип, последовательно и  разумно реализуемый, является одним  из обязательных условий создания конкурентоспособной  экономики.

Применение накопительных принципов  в случае страхования (пенсионного  обеспечения) работников с особыми  условиями труда будет стимулировать  работодателя к улучшению условий  труда и сокращению числа работников, занятых на вредных производствах.

Анализ существующих связей между  налогообложением, дополнительным пенсионным обеспечением и развитием производства в условиях структурного кризиса  определяет основополагающую роль налогообложения  в существующих дополнительных пенсионных системах, а также при становлении  рынка дополнительного пенсионного  обеспечения в Российской Федерации. Создание системы дополнительного  пенсионного обеспечения эффективно только при наличии налоговых  льгот. Это означает, что пенсионные фонды могут создавать финансовые ресурсы для покрытия пенсионных прав, вытекающих из обещания выплачивать  пенсии, до наступления времени их выплаты таким образом, чтобы  производимые предприятиями вкладчиками  пенсионные взносы не облагались налогом  и эти взносы не рассматривались как налогооблагаемый доход работников предприятий. Наличие налоговых льгот, кроме того, подразумевает, что в дополнение к освобождению от налогообложения взносов предприятий, также освобождались от налогообложения взносы, уплачиваемые самими работниками предприятий.

Наиболее распространенным и важным является налогообложение инвестиционного  дохода. Налог на инвестиционный доход  существенно снижает доходы от инвестиций и является важным стоимостным фактором, регулирующим деятельность дополнительных пенсионных систем.

Налогообложение пенсионных выплат является наиболее естественным и приемлемым для стран с развитой рыночной экономикой, поскольку позволяет  контролировать реальные доходы граждан, в том числе пенсионеров, направляемые на потребление. Налогообложение пенсионных выплат, как составная часть системы  налогообложения дополнительных пенсионных систем, применяется повсеместно, но изменяется от страны к стране.

Наиболее перспективным, по нашему мнению, является именно налогообложение  выплат, дестимулирующих выплату  полных капитализированных пенсионных сумм. Анализ вопросов налогообложения  на уровне взносов, активов, инвестиционного  дохода и выплат подтверждает положение, что дополнительные пенсионные системы  «управляются налогами». В этой связи  наиболее целесообразно было бы разработать  положение об особенностях налогообложения  в негосударственных пенсионных фондах, которое учитывало бы специфическую  структуру НПФ, объединяющую в себе функции финансового института  и организации страховой защиты.

С учетом вышеизложенного предлагается внести следующие изменения в  действующее налоговое законодательство:

    • при взимании налога на прибыль налогооблагаемая база уменьшается на суммы пенсионных взносов, вносимых вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, в размере не более 150 минимальных размеров оплаты труда в год в пользу каждого участника пенсионной схемы;
    • при взимании подоходного налога с физических лиц в совокупный доход не включаются суммы пенсионных взносов, уплаченных вкладчиками в пользу граждан - участников пенсионных схем, а также инвестиционной прибыли, направляемой на увеличение пенсионных накоплений. Налогообложению подлежит выплачиваемая участнику пенсия.[26.c.40-41]

Необходимо законодательно закрепить  норму о праве собственности  вкладчиков и участников негосударственных  пенсионных фондов на пенсионные взносы, отраженные на именных пенсионных счетах, с целью предотвращения обращения  взысканий на пенсионные активы негосударственных  пенсионных фондов в случае недобросовестной деятельности фонда.

Основной задачей пенсионной реформы  на современном этапе является переход  от строго распределительной системы  начисления пенсий к накопительной, имея в виду получение дополнительного  дохода будущими пенсионерами через  инструменты инвестирования на фондовом рынке. В Республике Татарстан в  настоящее время значительно  ускорился темп пенсионной реформы. В то же время лишь небольшая часть  застрахованных лиц сделали свой выбор в пользу передачи накопительной  части трудовой пенсии в управление негосударственных управляющих  компаний. Сложившаяся ситуация по существу сдерживает возможность повышения  уровня жизни будущих пенсионеров  и ограничивает доступ к дополнительным источникам средств в экономику  Республики Татарстан.

Таким образом, исследование состояния  действующей системы пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  выявило ее существенные недостатки, основным из которых следует отметить низкий размер как абсолютных, так  относительных размеров пенсий при  достаточно высоком уровне страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения, а также наличие большого числа пенсионеров, получающих пенсии на льготных основаниях. Для устранения указанных недостатков необходимо поэтапное реформирование системы пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Самым крупным из социальных внебюджетных фондов является Пенсионный, осуществляющий свою деятельность в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде для государственного управления пенсион­ным обеспечением. Сегодня в России пенсию получают 38,3 млн. человек. В рамках программ социальной защиты оказывается адресная материальная помощь престарелым и нетрудоспособным гражданам. На выплату пенсий и пособий населению используется основная часть всех средств Пенсионного фонда.

В настоящее время в  деятельности Пенсионного фонда  существуют определенные проблемы, в  частности минимальный размер пенсий по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения неуклонно  снижается. Вариант уменьшения этого  разрыва за счет увеличения поступлений  в Пенсионный фонд РФ также не является оправданным, так как увеличение страховых тарифов, прежде всего, повлияет на деятельность законопослушных работодателей, численность которых будет неуклонно  снижаться. Тариф страховых взносов  на цели пенсионного обеспечения  и так достаточно высок, что может  привести к неблагоприятному соотношению  численности плательщиков страховых  взносов и пенсионеров.

Поэтому, на сегодняшний  день назрела необходимость реформы  пенсионной системы, в рамках которой  минимальный размер пенсии был бы доведен до уровня прожиточного минимума, размеры пенсий дифференцировались в зависимости от прошлого трудового  вклада пенсионера, а взносы, уплачиваемые работодателями в Пенсионный фонд РФ, в составе единого социального  налога были бы ограничены.

Пенсионному обеспечению  более 100 лет. За это время в мировой  практике разработаны различные  модели пенсионных систем. Социальная модель предоставляет пенсионерам  определенный минимум средств независимо от трудового вклада: стажа работы, уровня оплаты, суммы страховых взносов и т.д. Другие модели пенсионной системы считаются трудовыми пенсиями. Первая устанавливает зависимость величины пенсии от трудового стажа, оплаты труда, суммы страховых платежей. Вторая предполагает формирование пенсии по накопительному принципу: страховые взносы за­числяются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая для увеличения этих средств размещает их на финансовом рынке.

По накопительной системе  каждый человек формирует пен­сию  сам, т.е. его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет специализированной страховой  компании. Государство лишь контролирует деятельность компании и обеспечивает правовые гарантии для пенсионных накоплений.

Информация о работе Особенности системы пенсионного обеспечения населения