Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:20, отчет по практике
История налоговой системы в России связана с возникновением древнерусского государства. Упоминается, что во времена правления князя Олега взималась дань. Основными налогами были дани (подати) – прямой налог и оброки, которые уплачивались натурой – в основном, устанавливались на период военных действий. Со временем новыми источниками дохода казны становятся «кормления». Подать, которая уплачивалась натурой. заменяется на уплату в денежной форме.
Во времена Золотой Орды (1243-1483 гг.) с целью введения централизованной налоговой системы представителями ордынской власти была проведена перепись населения Руси («число»), на основании которой монгольскими баскаками – уполномоченными чиновниками взималась дань. Дань уплачивалась драгоценностями, мехами, скотом, не уплативших налог, жестоко наказывали.
История налоговой системы в России связана с возникновением древнерусского государства. Упоминается, что во времена правления князя Олега взималась дань. Основными налогами были дани (подати) – прямой налог и оброки, которые уплачивались натурой – в основном, устанавливались на период военных действий. Со временем новыми источниками дохода казны становятся «кормления». Подать, которая уплачивалась натурой. заменяется на уплату в денежной форме.
Во времена Золотой
Орды (1243-1483 гг.) с целью введения
централизованной налоговой системы
представителями ордынской
Помимо ордынской дани, собиралась и в княжескую казну дань. За этим следили великокняжеские слуги. С XV века с прекращением платежа дани в Золотую Орду, начинается создание финансовой системы Руси. Во времена Ивана Грозного (1530-1584 гг.), первого русского царя, многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме.
В XVII веке учреждаются центральные органы управления – приказы, в том числе «Счетный приказ», деятельность которого позволила достаточно точно определить государственный бюджет, и «Стрелецкий приказ», на который был возложен сбор стрелецких денег.
В 1646 г. правительство Алексея Михайловича (1645-1676) ввело высокую пошлину на соль, которая должна была заменить стрелецкие и ямские деньги. Предполагалось, что никто не сможет уклониться от уплаты этого налога, так как соль покупают все. Однако, соли, которая стала в два раза дороже прежнего. Стали покупать так мало, что казна ничего не выиграла от нового налога, этот налог отменили в 1647 г.
С 1679 г. по 1681 г. во главе финансовых учреждений Московского государства становится приказ «Большой» казны, а потом из него выделяется Бурмистерская плата, далее Ратуша.
В годы правления Петра
I (1672-1725 гг.) налоговая система Российской
Империи была сложной, она содержала такие
налоги, как налог на бороды, топоры, дубовые
гробы. Существенные изменения в налоговой
системе происходят с изменением административно-
В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода (первый государственный бюджет). Преобразования в сфере финансов позволили увеличить доход казны в 3 раза.
При Елизавете Петровне
(1709-1762 гг.) установились постоянные
акцизы на вино и водку,
При Павле I (1754-1801 гг.) продолжается замена части натуральных повинностей денежными сборами, появляется должность Казначея, восстанавливается деятельность Петровских Коллегий в сфере финансового управления.
При Александре I (1771-1825 гг.) реформируется целый ряд налогов: оброчный сбор, гильдейский сбор, вводится процентный сбор с доходов от недвижимого имущества. Манифестом от 1802 г. «Об учреждении министерств» создано Министерство финансов и определена его роль, а первым министром финансов назначен граф А.И. Васильев.
С именем Александра II (1818-1881 гг.) связаны самые значительные изменения в экономической жизни России XIX века. Так, с проведением крестьянской реформы 1861 г. в налоговой системе были осуществлены следующие важнейшие преобразования: изменена система сбора промыслового налога. Введено налогообложение земли, установлен подоходный налог. Введены земские сборы и налоги – на содержание земских органов самоуправления, школ, больниц.
Во времена Александра III (1845-1894 гг.) изменения в системе налогообложения России продолжаются: отменяется подушная подать, повышается акциз на спирт, вводится акциз на спички и налоги на наследство и на денежный капитал.
В период царствования Николая II (1868-1918 гг.) обращают на себя внимание реформы, проводившиеся по инициативе таких государственных деятелей, как С.Ю Витте и П.А. Столыпин. Была проведена денежная реформа, установившая золотой стандарт. П.А. Столыпин разработал проект преобразования государственного управления и системы налогообложения в России, который можно рассматривать, как самую радикальную программу по преобразованию налоговой сферы в I половине XX в. в мире.
Накануне Первой мировой войны Росси занимала достаточно прочное финансовое положение. За время этой войны из бюджета страны выпали доходы от винно-водочной монополии в связи с введением «сухого закона». Были введены военный налог, налог на прирост прибылей. Основное налоговое мероприятие Временного правительства – повышение ставок подоходного налога. Применялась контрибуция с богатых – высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых пополнялась казна. Местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лощадей и др.
В период новой экономической политики (НЭП) (1921-1930 гг.) происходит восстановление системы налогообложения. Преобладают косвенные налоги. Введены акцизы на ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Всего в период новой экономической политики действовало 86 видов платежей в бюджет.
В 1930 г. создается система областных, районных и городских налоговых инспекций. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. Была полностью упразднена система акцизов. В конце 30-х годов создаются налоговые участки на селе, вводятся должности налоговых агентов.
В период Великой Отечественной
войны (1941-1945 гг.) в связи с необходимостью
мобилизации ресурсов была установлена
стопроцентная ставка к подоходному
и сельскохозяйственному
Очередное реформирование налоговой
системы России приходится на 60-е
годы. Налоговые инспекции
В 70-е годы происходит снижение налогов с населения, отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц. В 80-е годы действовали следующие местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.
В 90-е годы знамениты
полномасштабным укреплением
Во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.
Налоговые органы Российской Федерации являются единой системой контроля за соблюдением предприятиями, физическими лицами налогового законодательства, за правильностью исчисления причитающихся с них налогов и сборов, полнотой и своевременностью их внесения в бюджет, а также контроля за соблюдением валютного законодательства.
Налоговые органы взаимодействуют
с органами исполнительной власти,
тем самым, реализуя свои задачи, так
же взаимодействуют и с
Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через границу России.
Перед Федеральной службой налоговой полиции РФ стоят задачи по предупреждению, пресечению налоговых правонарушений, по обеспечению экономической безопасности государства. Налоговыми органами в России являются только Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные подразделения. Оно осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности нижестоящих территориальных налоговых органов.
Министерство издает обязательные
для своих подразделений
Государственные налоговые инспекции в районах и городах непосредственно осуществляют налоговый контроль на своей территории, так же ведут учет плательщиков налогов, следят за своевременностью представлением документов, а также проверяют достоверность данных этих документов в части определения прибыли, обложения и исчисления налогов, ведут оперативно-бухгалтерский учет, а также учет сумм налоговых санкций и административных штрафов, представляют в вышестоящие налоговые органы отчетность, а в финансовые – ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.
1.3 Организационная структура Федеральной налоговой службы
Важная роль в обеспечении
эффективного функционирования налоговой
системы РФ отводится налоговым
органам, к которым в соответствии
с действующим
Министерство финансов России (Минфин России) | ||
Федеральная налоговая служба (ФНС России) | ||
Управление ФНС России по субъектам РФ | ||
Организации в ведении ФНС России |
Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России |
Схема 1.1 «Структура налоговых органов»
Центральным органом управления
налогообложением в РФ является ФНС
России. ФНС России находится в
ведении Минфина России. ФНС России
руководствуется в своей
ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов. Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему. Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности. Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России. Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России представлены в приложении 1.