Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:57, реферат
Объектом исследования является: мусульманская правовая система.
Предметом исследования стало становление мусульманской системы права и ее отраслевое разграничение.
Цель исследования: показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская правовая система.
Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
- определить отличительные особенности мусульманского права.
Введение 3
Глава 1. Основы мусульманского права 4
1.1 Происхождение мусульманской правовой системы 5
1.2 Структура и источники мусульманского права 8
Глава 2. Отрасли мусульманского права 10
2.1 Право личного статуса 10
2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений 11
2.3 Гражданско-правовые отношения 14
Заключение 16
Библиографический список 18
СОДЕРЖАНИЕ
Мусульманская
правовая система - это правовая система,
которая со временем приобрела мировое
значение, возникла и оформилась в
рамках Арабского халифата. Процесс
ее развития был тесно связан с
эволюцией арабской государственности
от небольшой патриархально-
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Оттоманская империя и т.д.).1
На сегодняшний день ислам является третьей религией после христианства и буддизма по количеству верующих, исповедующих эту религию. Это не только граждане тех стран, где ислам имеет статус государственной или официальной религии. Значительное количество мусульман проживает на территории государств, которые придерживаются иных религиозных и философских взглядов, что имеет огромное значение для мирного и благополучного развития межконфессиональных взаимоотношений. Религия и право у мусульман имеют общие (единые) источники, которые, в конечном счете, регулируют как обрядовую, так и бытовую сторону жизни общества, регламентируя практически все сферы общественных взаимоотношений. Такими источниками являются священная книга для мусульман - Коран; собрание хадисов - предания о поступках и словах Мухаммеда, его ближайших родственников, а также сподвижников; иджма - соборное мнение богословов, а также мнение авторитетных религиозных деятелей и органов.
В последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России (война в Чечне), так и в других странах (война в Ираке, Косовский конфликт, противостояние Израиля и Палестины). Можно сказать, что в этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой аспект тоже исключать никак нельзя. И чтобы эти конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, необходимо знать те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека.
Объектом исследования является: мусульманская правовая система.
Предметом исследования
стало становление
Цель исследования: показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская правовая система.
Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права;
- проанализировать
источники мусульманского
- определить
отличительные особенности
Методологические основы исследования данной работы составляют: общенаучные методы, такие как анализ, моделирование, частнонаучные - логический, исторический методы, а также системный, сравнительный, исторический и социологический.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Мусульманское право изначально формировалось как важнейшая часть религии, носило конфессиональный характер. Важнейшей особенностью было то, что шариат регулировал отдельные сферы общественной и церковной жизни, а выступал как всеохватывающая нормативная система, имевшая относительно цельный характер. Единственный бог – Аллах обеспечивает единый и универсальный правовой порядок. Шариат является неотъемлемой частью мусульманской религии.2
Мусульманское право - это не только одна из старейших и наиболее распространенных в мире религиозно-правовых систем, но и значительная часть мировой правовой культуры. Истоки мусульманского права связывают с пророком Мухаммедом (571–632 гг. нашей эры), который в своих публичных проповедях изложил систему религиозных и правовых взглядов, полученных им, якобы, непосредственно от Аллаха. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. «Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и Сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда».3 В случаи же «молчания» Корана и Сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.
Во второй половине VIII в. выделилась группа богословов-законоведов, взявших на себя создание системы мусульманского права. На раннем этапе становления мусульманской юриспруденции выделились 2 школы. Первая - мекканская - получила наименование. Сторонники священного предания» (аскабаль-хадис), так как она делала упор на Коран и Сунну. Вторая, действовавшая преимущественно на территории Ирана, называлась «сторонники самостоятельного суждения» (асхаб ар-рай). Или был разработан метод аналогической дедукции (кийяс, араб.сопоставление, сравнение), который позволил упростить анализ правовых явлений. Значение этого принципа было столь велико, что он был принят в качестве одного из корней- источников мусульманского права, наряду с Кораном и Сунной. Наряду с принципом суждения по аналогии был выдвинут принцип иджма, обозначавший согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. В соответствии с установленным порядком решения конкретных вопросов, отдельное толкование получило силу закона при одобрении мусульманской общины. До Х существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи-кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значимым, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые проблемы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний. В X в. мусульманское правоведение окончательно сложилось как самостоятельная дисциплина, относящаяся к категории религиозных наук.
Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религий ислама. Некий автор вправе был сказать: «Там где перестали применять мусульманское право, ислам больше не существует».
К XIII в. мусульманское право практически утратило свою целостность и стало правом полидоктринальным, разделенным на разные ветви. Обязанность придерживаться конкретной юридической школы обеспечивалась государством, его правовой политикой. В результате национальное мусульманское право оказалось раздробленным и разведенным по разным национально-государственным «квартирам», получило территориальную «прописку». Подобно романо-германскому праву, периода кодификации, оно стало правом национальным. Дальнейшее развитие мусульманской правовой доктрины шло по пути последовательного устранения внутренних противоречий, несогласованностей, существующих в рамках того или иного толка, а также создание общих положений, принципов единых для всех мусульманских правовых школ. Эти нормы-принципы придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивный потенциал.
Со второй половины XIX столетия происходит активное заимствование европейского права, в частности романо-германского, которое в настоящее время в отдельных арабских странах (например, в Турции) практически вытеснило мусульманские правовые нормы. В других странах (Алжир, Египет и другие) мусульманское право сохранилось в отдельных сферах социальных отношений, в частности в сфере «личного статуса» мусульман. В тех странах, где доминируют фундаментальные позиции (Иран, Пакистан, Ливия, Судан), границы мусульманского права более широки, включают различные институты, гражданского, уголовного, государственного права, других отраслей. «Здесь наблюдается своеобразный ренессанс исламско-правовой культуры, возврат к традиционным исламским ценностям, что закономерно влечет за собой расширение предмета регулирования мусульманского права».4
Наука мусульманского права, или, точнее, доктринальное изложение мусульманских законов (фикх), имеет два раздела. Она изучает "корни" и объясняет, каким образом, и благодаря каким источникам возник комплекс правил, составляющих божественный закон - шариат; и изучает "содержание", то есть решения, содержащие нормы материального мусульманского права. По всей структуре, по своим категориям и понятиям мусульманское право весьма оригинально по сравнению с иными правовыми системами.
Источниками мусульманского права выступают Коран, Сунна, иджма, фетва, кияс, кануны – законы, принимаемые светской властью, фирманы – указы и распоряжения халифов.
Основой мусульманского права, как и всей мусульманской цивилизации, является священная книга ислама - Коран, состоящая из высказываний и проповедей Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету.
Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6 219 стихов (аята).
Вторым авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна, состоящая из рассказов о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие. Сунна - это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников. Два крупных доктора ислама - Эль-Бокхари и Мослем - в IX веке нашей эры проделали кропотливую работу, чтобы выявить действительные высказывания пророка. Работа, проведенная ими и рядом других авторов того же периода, создала солидную основу, хотя сегодня вызывает сомнение, все ли из собранных ими адатов действительно относятся к Магомету.5 Таким образом, "Сунна посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь Магомета, его слова и дела, а в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей - один из главных критериев авторитетных предводителей верующих.
Третьим по значимости источником мусульманского права является Иджма, представляющая собой совокупность мнений авторитетов ислама по вопросам толкования Корана и Сунны, по которым достигнуто общее согласие мусульманской общины. В силу общезначимости и единодушия в оценке положения иджмы становятся законом для мусульманина. Поскольку развитие общественных отношений после смерти пророка требовало выработки дополнительных способов их регулирования,ведущие богословы-юристы имели возможность пополнять их с помощью иджмы.
Кануны, фирманы, правовые обычаи относятся к дополнительным источникам права. Они не должны противоречить религиозным принципам, заложенным в основных источниках. Однако развитие внутригосударственных и межгосударственных отношений все больше усиливает роль светских источников права.6
Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины.
Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможности участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданская дееспособность рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.7
Брачно-семейным отношениям ислам уделяет особое внимание, поскольку семья, а не индивид является основным субъектом права. Главенствующее положение в семье принадлежит мужу – главе семейства. Родство определяется по отцовской линии. Жена не входит в род мужа и обладает родовой автономией. Основное назначение семьи – продолжение рода, поскольку в условиях постоянных войн гибло большое количество народа. Безбрачие считается крайне нежелательным, а брак рассматривается как религиозная обязанность мусульманина.
Заключение брака и состояние в нем тщательно регламентировалось. Брачный возраст был неопределенным, например сам Мухаммед вступил брак с 9-летней девочкой. Брачный возраст мужчины определяется половым созреванием. Хотя брак имел форму купли-продажи, он как вид договора имел и определенное отличие. Это, прежде всего наличие определенных условий:
- отсутствие прямых запретов – кровного родства, в том числе молочного; нельзя было заключать брак с женами приемных сыновей, достаточно часто и с иноверцами. Брак с христианками и иудейками доступен был только для мужчин, женщина могла выходить замуж только за мусульманина;
- у всех мусульман, кроме шиитов, требовалось формальное согласие жениха и невесты. На практике обязательным было согласие родителей, а при их отсутствии – лиц, их заменявших. Достижение половой зрелости часто игнорировалось, особенно при заключении принудительного брака (джебра);
- определяется
выкуп за невесту (саадак или
махр). Его размер зависел от
социального положения