Отрасли мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Объектом исследования является: мусульманская правовая система.
Предметом исследования стало становление мусульманской системы права и ее отраслевое разграничение.
Цель исследования: показать всю сложность, многогранность, специфичность такого феномена, как мусульманская правовая система.
Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
- определить отличительные особенности мусульманского права.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы мусульманского права 4
1.1 Происхождение мусульманской правовой системы 5
1.2 Структура и источники мусульманского права 8
Глава 2. Отрасли мусульманского права 10
2.1 Право личного статуса 10
2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений 11
2.3 Гражданско-правовые отношения 14
Заключение 16
Библиографический список 18

Файлы: 1 файл

НИРС.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

У шиитов допускался временный брак. Сама процедура заключения брака не отличалась сложностью. Он удостоверялся кади в присутствии двух дееспособных свидетелей-мужчин. Мужчины должны быть мусульманами, лично свободными и достигшими половой зрелости. Нередко браку предшествовал брачный договор, в котором оговаривались взаимные права и обязанности супругов.

Коран разрешает  мусульманину иметь четырех жен  и неограниченное количество наложниц-рабынь. Обязательным условием при этом должно быть полное обеспечение жен в  соответствии с их положением. Хотя положение женщины в исламе достаточно приниженное, замужние  мусульманки обладают дееспособностью, могут приобретать, отчуждать имущество, выступать в суде с исковым заявлением, независимо от мужа. Коран содержит предписания не только для жены, но и для мужа. Муж обязан постоянно сожительствовать с женой. Его отсутствие в течение двух лет может служить основанием для развода. Муж обязан создать индивидуальные условия для проживания каждой жены, включая отдельную жилплощадь. Коран требует от мужа заботливого обращения с женой, предостерегает от жестокого с ней обращения, но допускает наказание жен, в том числе телесные, в качестве средства исправления.8

Наиболее распространенное формой  наказания является психологическое  насилие. В мусульманских странах оно может включать устные угрозы развестись с женой, вступить в новый брак или забрать детей у жены, если она не будет исполнять указания мужа, запугивание, унижение, оскорбление, высмеивание с целью внушить женщине ощущение своей неполноценности. Психологическое насилие происходит как дома, так и на людях. Оно порождает чувство беспомощности, бессилия и угнетенности.

Физическое  насилие включает рукоприкладство, нанесение ударов, в том числе  с использованием предметов, связывание, отказ в предоставлении медицинской помощи, физическое изгнание из дома и пр.

Именно среди  мусульман допустимость применения насилия в семье по отношению  к жене и детям оправдывается  ссылками на Откровение  Аллаха. Вопрос остается дискуссионным не только на правовом, но и на богословском уровне и ключевым текстом в Коране является 34 аят 4 суры «Ан-Ниса» («Женщины»). Обратимся к первоисточнику. Ниже будет приведен русский перевод данногоаята (4:34):  «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, -  поистине Аллах возвышен, велик!»9 (перевод И.Ю. Крачковского). Таким образом, буквальный текст Корана не оставляет сомнений в том, что телесные наказания жен являются допустимыми в исламе.10

Причинами расторжения  брака могли служить смерть или отказ от ислама одного из супругов, длительное (не мене двух лет) отсутствие мужа, обращение одного из супругов в рабство, признание брака недействительным, развод по инициативе мужа (талак), обоюдное желание прекращения брачных отношений. Жена могла требовать развода при наличии определенных физических недостатков мужа, его отказа от супружеских отношений, жестокого обращения с ней или лишения ее содержания. Развод в таком случае допускался только по решению суда.

После развода  жена остается в доме мужа на три месяца на предмет установления факта или отсутствия беременности. Если после развода рождается ребенок, он остается в доме отца.  В случае смерти мужа вдова могла через четыре месяца и десять дней снова выйти замуж.11

2.3 Гражданско-правовые отношения

 

В сфере гражданско-правовых отношений наиболее полно разработаны  право собственности, обязательственные  отношения, вопросы наследования.Гражданская  дееспособность напрямую связана с  религиозной принадлежностью, возрастом  и психическим здоровьем.  Немусульмане и рабы дееспособностью не обладали. Дееспособность считалась главным условием приобретения имущественных прав.

В мусульманской  правовой доктрине дается разделение вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, имеющие  индивидуальные признаки либо без таковых. В ней четко обозначены вещи, изъятые из гражданского оборота. К ним относились воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.д., а также так называемые «нечистые» вещи – вино, свинина, книги, противоречащие установкам ислама. Подробно в исламе дана классификация земельного имущества, способов возникновения права собственности на землю и другие виды имущества.

Частная собственность  считается священной и неприкосновенной, поскольку она, прежде всего земельная  собственность, ниспослана свыше, хотя и добыта трудом. Поначалу этим правом обладали только мусульмане, но со временем оно распространилось и на иноверцев, находившихся под их защитой. Хотя принудительное отчуждение имущества в общественных целях применялось крайне редко, тем не менее, при необходимости этой акции требовалось адекватное вознаграждение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Историческая  роль мусульманского права определяется в первую очередь характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Она несет на себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и

запутанностью, что обусловливает  плюрализм и противоречивость содержания как системы  в целом, так и  многих отдельно взятых норм. Поэтому  существуют объективные основания  для акцента, как на пережиточных, так и на относительно прогрессивных элементах мусульманского права. Тот факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге Аллахе - утвердилась идея единогоправового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы шариата, хранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.

Наиболее важна  глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе  в сравнении с другими правовыми  системами вообще, и с каноническим правом в частности. Мусульманское право, как и каноническое,- это право церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее идут существенные различия между мусульманским правом и правом каноническим. Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права стран Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей,- неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права,- еретик, который изгоняется из общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульманское право.

Мусульманское право и его идеология еще могут сыграть положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований.

Ислам за довольно короткий исторический период сумел  превратиться в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен выросла огромная этноконфессиональная культурная общность, так называемый «мусульманский мир», с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. В средние века одним из важных инструментов создания такой культуры явилась арабизация. Можно даже сказать, что арабизация – неотъемлемая составная часть исламизации мира. Дело в том, что исламизация предполагала чтение Корана. Коран же написан по-арабски, и переводить запрещалось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский язык и читать Коран в подлиннике.

По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической, международной точки зрения. Подводя итоги проделанной работы, обобщу: раскрыто происхождение, природа мусульманского права, структура и основные источники, а так же представлены отрасли мусульманского права.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно-правовые акты

  1. Коран (Перевод:И.Ю. Крачковский) [электронный ресурс] http://www.arabic.com.ua/koran.php?tr=1
  2. Основной Низам Объединенных Арабских Эмиратов.Публичная бесплатная политико-правовая интернет-библиотека Пашкова Романа[электронный ресурс] http://constitutions.ru/archives/859
  3. Закон об исламских уголовных наказаниях  Исламской Республики Иран. СПб., 2008. - 343 c.

 

Специальная литература

 

  1. Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 343 с.
  2. Крашенинникова И.А и Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009 ,  – с. 544-545
  3. Махарамов Я.А. Наказание по мусульманскому уголовному праву: понятие, цели, виды: диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Махарамов Яхья Алянович; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад.].- Москва, 2009 [электронный ресурс] http://www.disserr.com/contents/360182.html
  4. Соломатин А.Ю. История государства и права зарубежных стран. – М.: Норма, 2009. – 496 с.
  5. Артемов В.Ю. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. -2010. №2. - с.88-90
  6. Артемов В.Ю. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2010. №5. - с.106

1Крашенинникова И.А и  Жидков О.П. История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009 ,  – с. 544-545

2 Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб.пособие. - М.: Высш.шк., 2005. – с.283

3Ацамба Ф.М. История религии / Высшая школа. Книга 2, 2004, - с. 619

4 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп.  – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА×М), 2000. – с. 568

5Давид Р. Основные правовые системы современности М., 1988. – с. 384

6 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». -  М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.319-320

7 Жидков О. А. История государства и права зарубежных стран ч.1.- М. Издательство НОРМА[электронный ресурс] http://lawtoday.ru/razdel/biblo/iqipzs/001/DOC_191.php

8 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». -  М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.321-322

9Коран (Перевод:И.Ю. Крачковский) [электронный ресурс] http://www.arabic.com.ua/koran.php?tr=1

10 Артемов В.Ю. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2010. №2. – с.88-90

11 Михайлова И.В. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция». -  М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с.323


 



Информация о работе Отрасли мусульманского права