Перевозка пассажиров и багажа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования можно считать: изучение системы трудового права;
Исходя из данных целей, можно выделить следующие задачи исследования:
Проанализировать научные работы отечественных правоведов, посвященные системе трудового права;
Раскрыть структуру системы трудового права;
Рассмотреть основные элементы системы трудового права.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТРУДОВОГО КОДЕКСА 5
§ 1 Предмет и метод регулирования трудового права 5
§ 2 Основные принципы трудового права 13
§ 3 Субъекты трудового права 18
Глава II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ТРУДОВОГО КОДЕКСА 25
§ 1 Обеспечение занятости и трудоустройства 25
§ 2 Трудовой договор 32
§ 3 Материальная ответственность сторон трудового
договора 37
Заключение 43
Библиографический список 45

Файлы: 1 файл

СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Реальность содержания правового статуса субъектов трудового права наряду с правосубъектностью и статутными правами и обязанностями дополняют гарантии осуществления прав и ответственность за надлежащее исполнение обязанностей. Гарантии и ответственность придают правовому статусу необходимую определенность и устойчивость, без чего вообще невозможно говорить о действительном правовом положении субъектов трудового права. Гарантии статутных прав и ответственность за неисполнение статутных обязанностей, будучи юридическими категориями, всегда выражаются в форме правовых норм, которые либо способствуют (поощряют) оптимальной свободе действий субъектов по реализации своих прав, либо воздействуют на субъекты путем применения к ним санкций, если они не выполняют или ненадлежащим образом выполняют свои обязанности.

Правовой статус субъектов  трудового права, таким образом, если брать их в различных социальных качествах и ролях, может иметь  и внутривидовые различия. Эти  различия определяются важнейшим компонентом (ядром) правового статуса — характером и спецификой прав и обязанностей, закрепленных законодательством за данной группой (подгруппой) субъектов трудового права.

Граждане как  субъекты трудового права

Граждане относятся  к самым многочисленным и распространенным субъектам трудового права. И это естественно, ибо именно в сфере труда они реализуют свою способность к предпринимательству и труду, свою индивидуальность, проявляют себя как творческие личности. Законодательство о труде различает три основные категории граждан как субъектов трудового права:

  1. лица наемного труда (работники);
  2. предприниматели (работодатели);
  3. работающие собственники — члены ассоциаций, коопераций акционерных обществ и корпораций.

Как субъекты трудового  права все граждане должны обладать фактической способностью к труду. Эта способность зависит от совокупности физических и умственных возможностей, которыми располагает человек и которые он проявляет, когда занимается предпринимательством, производит материальные и духовные блага11. Названные возможности появляются, конечно, не с момента рождения, а позже, когда у человека разовьются навыки целенаправленной деятельности, когда он окажется в состоянии отдавать отчет в своих действиях. Указанное свойство за гражданами признается тогда, когда они становятся способными к систематическому, регламентированному нормами права труду.

Из этого следует, что  фактическая способность к труду  и способность к труду как  правовая категория (трудовая правосубъектность) — понятия не тождественные. Первая появляется гораздо раньше второй, определяет ее и лежит в ее основе.

Трудовая правосубъектность  устанавливается действующим законодательством, как правило, по достижении гражданами пятнадцатилетнего возраста. Это — минимальный возраст для лиц наемного труда. Особые условия приема на работу установлены для школьников, учащихся начальных и средних профессиональных учебных заведений. В свободное от учебы время они могут устраиваться на легкую работу по достижении 14 лет, но с согласия родителей или заменяющих родителей лиц — усыновителей или попечителя12 (ст. 43 ТК РФ).

Трудовую правосубъектность  граждан помимо возрастного критерия характеризует и волевой критерий, то есть состояние волевой способности  граждан к труду и предпринимательской  деятельности. Не могут быть субъектами трудового права граждане, признанные по суду недееспособными. На государственную службу не принимаются и лица, признанные судом ограниченно дееспособными. Вследствие сильного расстройства умственных способностей эти граждане не могут в должной мере контролировать служебную, предпринимательскую и трудовую деятельность, осмысленно выполнять возложенные на них правовые трудовые обязанности.

Ограничение трудовой правосубъектности может быть лишь частичным и лишь временным. Полное и бессрочное лишение граждан трудовой правосубъектности не допускается.

Организации (работодатели) как субъекты трудового права

Организации наделяются статусом субъектов трудового права  главным образом в связи с  необходимостью осуществления трудовой и предпринимательской деятельности, предоставления гражданам работы, а также с организацией, оплатой и охраной труда работников. Для реализации этой деятельности они должны обладать правосубъектностью, содержание которой определяется целями и задачами, поставленными при их создании и закрепленными в уставах и положениях о них.

Под организацией — работодателем  понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, образованный в установленном законом порядке для набора работников, производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В трудовом праве термином “работодатель” обозначают организацию, которая на рынке труда выступает в качестве субъекта, предлагающего работу и организующего труд работников. Как субъект трудового права работодатель — это, как правило, юридическое лицо, заключившее трудовой договор с работником.

Следует полагать, что  с момента государственной регистрации  организация обретает  трудовую правосубъектность в качестве работодателя. Эта правосубъектность определяется двумя критериями: оперативным и имущественным.

Оперативный критерий характеризует  особенности содержания деятельности организации как субъекта трудового  права. Он сводится к признанию за ней способности осуществлять подбор и расстановку кадров, организовать труд работников, создавать им необходимые условия для качественной и высокопроизводительной работы. Имущественный критерий характеризует способность организации рассчитываться с работниками за результаты их труда. Иначе говоря, для осуществления производственно-хозяйственной деятельности организация должна иметь определенный имущественный потенциал (основные и оборотные средства). Однако с точки зрения трудовой правосубъектности юридическое значение имеет не весь имущественный комплекс организации, а главным образом фонд оплаты труда. Из этого фонда она рассчитывается с наемными работниками за их труд, осуществляет премирование особо отличившихся работников, производит иные платежи по обязательствам, вытекающим из общественных отношений, регулируемых трудовым правом13.

Действующее законодательство предоставило организации право  осуществлять свою работодательскую деятельность во всех сферах и отраслях народного  хозяйства.

Что касается сферы трудовых отношений, то организация-работодатель вправе самостоятельно устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда своих работников, а так же другие виды их доходов. Она может устанавливать дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы и преимущества, исходя из состояния своего экономического положения. Вместе с тем организация (независимо от видов собственности и правовых форм) обязана обеспечивать своим работникам гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, благоприятные условия труда и меры социальной защиты. Она должна обеспечить работникам безопасность труда и здоровую экологическую и производственную обстановку. На нее возлагается ответственность за ущерб, причиненный здоровью и трудоспособности работников, вызванный нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм.

Работникам, увольняемым  в связи с ликвидацией организации, гарантируется соблюдение их прав и  интересов, предусмотренных трудовым законодательством. Организация — юридическое лицо считается ликвидированной с момента исключения ее из государственного реестра юридических лиц. С этого момента утрачивается и трудовая правосубъектность организации-работодателя.

Из вышесказанного можно  заключить, что субъектами трудового  права могут быть граждане с одной  стороны и работодатель (организация) с другой. Важно отметить, что  статус субъекта трудового права  можно получить лишь по достижению определенных условий, либо это возраст, либо наличия возможности расстановки кадров, наличия средств для оплаты труда работников, также предоставления им социальной и др. видов защиты. 

 

 

 

 

 

Глава 2.   ОСОБЕННАЯ  ЧАСТЬ ТРУДОВОГО КОДЕКСА

 

 

§1  Обеспечение занятости и трудоустройства

 

 

В соответствии со ст. 37 Конституции  Российской Федерации каждый гражданин  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а так же право на защиту от безработицы14.          Состояние российской экономики на сегодняшний день, разрыв хозяйственных связей, проблемы взаимных неплатежей предприятий, задержки по выплате заработной платы и другие сложности поставили вопрос о занятости трудовых ресурсов в число наиболее актуальных. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям, предприятия отправляют своих работников в вынужденный отпуск, а система переподготовки кадров недостаточно эффективна. Государство предпринимает определенные меры, в том числе и правовые, чтобы максимально снизить остроту этой социальной проблемы. Несмотря на серьезные экономические трудности, в стране время был принят ряд нормативных актов, которые создают определенную систему правового обеспечения отношений в области занятости и трудоустройства.

Закон о занятости  дает определение занятости  как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных  потребностей, не противоречащей законодательству Российской  Федерации  и приносящей,  как  правило, доход, заработок15. Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду. Приводится перечень занятых граждан, к числу которых относятся:

  1. работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  2. занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  3. самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  4. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  5. выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  6. проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  7. проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального   и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;
  8. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических  и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости  населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности, в том числе предпринимательство, индивидуальную трудовую деятельность и т.п. В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения  имеющихся  мест работы.  Служба занятости осуществляет свои функции при участии профсоюзов и иных представительных органов работников, работодателей, а также других заинтересованных органов, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. С целью выработки согласованных решений из представителей этих органов создаются координационные комитеты содействия занятости населения. На основе взаимных консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия по обеспечению занятости.        Правовое регулирование высвобождения и трудоустройства работников.          Порядок высвобождения  работников. В условиях нестабильности экономики и изменений конъюнктуры  рынка периодически необходимо высвобождение части работников, превышающей реальную потребность в рабочей силе.

При возможности высвобождаемый работник с его согласия переводится на другую работу в той же организации. Работодатель может расширить сферу своей хозяйственной деятельности, развивать производство, организовывать обучение и переподготовку своих кадров, сохраняя, таким образом, уже существующие и образуя новые рабочие места. Это будет являться одной из форм трудоустройства, и осуществляется она самим работодателем. На расширение и развитие этой наиболее рациональной формы и направлено правовое регулирование при высвобождении работников. Так, при увольнении работника по независящим от него причинам  работодатель обязан предложить ему другую работу16.   

При отсутствии возможности  перевести работника на другую работу работодатель обязан не позднее, чем  за два месяца до начала высвобождения персонально предупредить работника о пред стоящем увольнении под расписку, а также довести до местных органов службы занятости данные о предстоящем высвобождении каждого конкретного работника с указанием его профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда. Такой порядок предусмотрен ТК РФ.

Социальные  гарантии граждан Российской Федерации  в области занятости.

Социальные гарантии и компенсации устанавливаются  как для граждан, потерявших работу, высвобожденных из организаций, так  и для граждан, впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Необходимым  условием их предоставления является достижение трудоспособного возраста и получение статуса безработного.

Информация о работе Перевозка пассажиров и багажа