Подготовка проектов нормативно-правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение различных аспектов подготовки нормативно-правовых актов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть принятие решения о подготовке проекта;
обобщить предварительные работы и составление текста проекта;
описать предварительное обсуждение и принятие проекта;
обозначить способы и приемы изложения положений норм права в статьях нормативно-правового акта.

Содержание работы

Введение 3
1. Подготовка проектов нормативно-правовых актов 4
1.1 Принятие решения о подготовке проекта 4
1.2 Предварительные работы и составление текста проекта 5
1.3 Предварительное обсуждение и принятие проекта 8
2. Способы и приемы изложения положений норм права в статьях нормативно-правового акта 11
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Законодательная техника.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

Введение

Создание в Российской Федерации подлинно демократического правового государства, основанного на признании и защите прав и свобод человека и гражданина и принципе разделения властей, невозможно без построения крепкого правового фундамента такого государства - системы законодательства, на котором будут существовать провозглашенные демократические ценности. При отсутствии развитого законодательства государство не может эффективно влиять, на экономические и социальные процессы, должным образом обеспечивать защиту прав человека.

Все это не только должно способствовать переосмыслению значения и места  нормотворческого процесса среди важнейших конституционно-правовых институтов, но и требует совершенствования его правового регулирования.

Несмотря на значительное количество научных исследований по вопросам законодательного процесса, изданным за последние годы, проблемы правового регулирования нормотворческого процесса представляются нам еще недостаточно разработанными.

Вышеуказанные обстоятельства и определяют актуальность темы

Целью настоящей работы является рассмотрение различных аспектов подготовки нормативно-правовых актов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть принятие решения о подготовке проекта;
  • обобщить предварительные работы и составление текста проекта;
  • описать предварительное обсуждение и принятие проекта;
  • обозначить способы и приемы изложения положений норм права в статьях нормативно-правового акта.

Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

 

1. Подготовка проектов нормативно-правовых актов

1.1 Принятие решения о подготовке проекта

Процедурная база правоподготовительной  деятельности направлена на дальнейшее укрепление демократических основ  создания правовых норм, гласности  и профессионализма, учет общественного  мнения, повышение внимания к качеству и теоретической обоснованности принимаемых правотворческих решений, широкое привлечение научной общественности к их выработке и обсуждению1.

Процедура подготовки проектов нормативных актов начинается с принятия решения о подготовке проекта. Оно, прежде всего, находит  воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ, принятие которых осуществляется в правотворческой практике Российской Федерации и ряда других государств. Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, комитетов Государственной Думы, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы.

Проекты указов Президента, постановлений Правительства  обычно готовятся соответствующими министерствами и ведомствами либо на основании плана правотворческих работ, либо по разовому поручению Президента, руководства Правительства, либо по собственной инициативе. Такие проекты могут быть подготовлены также в аппарате соответственно Президента, Правительства.

При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, в соответствии с которым первоначальные проекты составляются теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление проекта, участие специалистов. Во многих случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким ведомствам, включая и юридический орган (Министерство юстиции, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, прокуратура)2.

В правотворческой  практике используется в зависимости от содержания проекта и другой принцип, когда законопроекты готовятся постоянными комитетами высшего представительного органа страны (законопроекты о выборах, о статусе народных депутатов и др.). Однако ведомственный принцип подготовки проектов все же преобладает в современной правотворческой практике.

Активная роль в подготовке проектов принадлежит  общественным объединениям. В одних  случаях они готовят проекты  по собственной инициативе, в других - привлекаются к подготовке совместно с государственными органами. Большинство крупных законодательных актов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с участием партий, профсоюзов и других общественных объединений.

1.2 Предварительные работы и  составление текста проекта

Следующий этап – предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы отношений. Прежде всего определяются, каково фактическое состояние той области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы), к которой относится предлагаемый акт, существо вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общая цель предлагаемого правового регулирования. При этом следует помнить, что проекты нормативных актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового урегулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам3.

На данном этапе  весьма важно получить подробную  информацию о действующем законодательстве по затрагиваемому вопросу, проанализировать его состояние, практику применения. Желательно, чтобы разработчики проекта ответили на вопросы: принимались ли раньше акты по теме предлагаемого проекта; если принимались, то каковы их эффективность и недостатки, каким образом они будут связаны с разрабатываемым проектом; как предлагаемый акт впишется в действующее правовое регулирование, насколько хорошо он будет взаимодействовать с системой действующих или намеченных к разработке нормативных актов и т.п.?

Разработка проектов без увязки с действующими актами усугубляет и без того довольно значительную разбалансированность и внутреннюю противоречивость законодательства. Вот почему по каждому проекту перед началом его разработки целесообразно подготовить справку о действующем регулировании по соответствующему вопросу. Уместно также составление справки о зарубежном законодательстве по теме проекта.

Анализ состояния  законодательства по вопросам, относящимся  к теме проекта, помогает ответить на вопрос, можно ли ограничиться внесением  изменений и дополнений в ранее  принятые акты или действительно  необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, социальные, юридические, экологические и другие, а также "просчитаны" возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, доходы, издержки и т.д.

На начальной  стадии работы над проектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение  поставленных задач, достижение требуемых  результатов, а также устранение недостатков действующего по данному  вопросу законодательства. Для законопроекта и проекта другого важного акта в ряде случаев необходима и разработка его научной концепции.

Затем начинается разработка первоначального текста проекта. Для выработки важных и  сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов. В случае необходимости комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы4.

К работе подготовительных комиссий, разрабатывающих проект того или иного акта, привлекаются заинтересованные ведомства, научные и практические учреждения, отдельные ученые, представители делового мира, предприниматели, квалифицированные юристы. Главное при этом - обеспечить работоспособный и компетентный состав комиссии. Она должна сочетать в своей работе демократизм, профессионализм и деловитость.

В подготовке проектов обязательно участие юридических  подразделений органов и организаций, разрабатывающих проект. Такое участие  обеспечивает высокую юридическую культуру проекта, правильное его оформление и соблюдение правил законодательной техники, стыковку с действующим регулированием по теме проекта.

Правотворческий орган может поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам либо заключать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект. Это дает возможность получить неординарные решения, отразить плюрализм мнений и позиций, выработать оптимальное решение того или иного вопроса.

1.3 Предварительное обсуждение  и принятие проекта

После того как первоначальный проект разработан, наступает следующий  этап работы - предварительное обсуждение проекта. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности. Формы такого обсуждения разнообразны: это широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т.д.) с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций; парламентские чтения; обсуждение на совещаниях непосредственно при правотворческом органе с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций; расширенные заседания подготовительных комиссий, обсуждение в печати и на телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями, отзывы и заключения на проект со стороны министерств, ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке, и т.д. Разнообразные формы обсуждения позволяют лучше учесть общественное мнение, дают составителям проекта достаточно четкие ориентиры в работе5.

Все законопроекты  обычно предварительно рассматриваются  на заседаниях комитетов законодательного органа, которые по профилю своей  деятельности заинтересованы в его  принятии. Такое рассмотрение - залог  делового и организованного прохождения проекта, гарантий более углубленной проработки вопросов.

Важно создать  условия, обеспечивающие конструктивное творческое рассмотрение и обсуждение различных вариантов решений, а  также имеющихся альтернативных проектов. В этом одна из важных предпосылок подготовки обоснованного качественного решения.

Подготовленные проекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной, экспертизе. Такая экспертиза, будучи постоянной и обязательной, призвана способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, эффективности правотворческой работы.

Важнейшие законопроекты могут  быть вынесены на всенародное обсуждение. В процессе всенародного обсуждения законопроект публикуется в центральных  и местных газетах и журналах, рассматривается на заседаниях представительных органов различных звеньев, в трудовых коллективах предприятий и учреждений, в воинских частях, общественных объединениях, на собраниях граждан по месту жительства6.

Всенародные обсуждения в нашей  стране пока еще не превратились в  эффективный инструмент учета общественного мнения в законодательной работе, повышения качества законопроектов. Они проводятся при явно недостаточной активности граждан и их объединений и должны организовываться значительно чаще. Повысить действенность всенародных обсуждений могла бы, в частности, публикация в печати не только самого проекта, но и комментариев к нему, интервью по наиболее актуальным и острым вопросам, затрагиваемым в проекте. Уместно расширить формы обсуждения: заполнение анкет, выборочные опросы населения, встречи и беседы депутатов с избирателями и др. Очень важно также обеспечить максимальный учет предложений, высказываемых в ходе обсуждения. Обобщенные сводки предложений следует публиковать, комментировать по радио и телевидению. Наряду с этим должен быть отлажен механизм изучения и анализа этих предложений. В частности, уместно использовать современные научные методы обработки и обобщения предложений7.

После учета замечаний и предложений  проект окончательно отрабатывается и  редактируется. Как правило, это  делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.

Затем наступает новый этап правотворческой  процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и  осуществляется самим правотворческим  органом.

 

2. Способы и приемы изложения положений норм права в статьях нормативно-правового акта

К форме готовящихся проектов предъявляются  следующие требования:

  1. логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, помещаемых в правовом акте;
  2. отсутствие противоречий внутри нормативного акта, в системе законодательства;
  3. максимальная компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания;
  4. ясность и доступность языка нормативных актов;
  5. точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
  6. сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования ими, укрупнение правовых актов8.

Необходимая предпосылка высокой  культуры правотворчества - это выявление и тщательное изучение предшествующего законодательства по вопросам, составляющим содержание проектируемого акта. Новый акт вливается в систему права и оказывает на предшествующее законодательство существенное влияние. Установление нового нормативного регулирования, его упорядочение невозможно без официального определения судьбы актов, которые по-иному регулируют тот же вопрос, без отмены устаревших, утративших свое значение актов.

Если в действующих актах  имеются повторения, несогласованности, противоречия с предполагаемым регулированием, то должны быть подготовлены в качестве самостоятельных статей (пунктов) проекта либо пунктов постановления о введении его в действие предложения о внесении в действующие акты изменений в связи с принятием нового нормативного решения, о признании актов, их частей утратившими силу, а также поручение нижестоящим органам привести свои акты в соответствие с новым актом.

Самая удачная форма внесения изменений  в нормативные акты - оформление новой редакции изменяемого предписания и помещение его непосредственно в текст акта вместо старой редакции. Дополнения также должны вноситься в текст изменяемого акта.

Для нормативных актов характерны единые унифицированные стереотипы, формальные реквизиты, заранее установленные структурные части. Без таких официальных атрибутов, как указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного акта (федеральный закон, Основы законодательства и т.д.), его заголовка, подписей официальных лиц, а для ряда актов - и порядкового номера издания, не может быть нормативного акта как официального документа9.

Информация о работе Подготовка проектов нормативно-правовых актов