Подготовка проектов нормативно-правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение различных аспектов подготовки нормативно-правовых актов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть принятие решения о подготовке проекта;
обобщить предварительные работы и составление текста проекта;
описать предварительное обсуждение и принятие проекта;
обозначить способы и приемы изложения положений норм права в статьях нормативно-правового акта.

Содержание работы

Введение 3
1. Подготовка проектов нормативно-правовых актов 4
1.1 Принятие решения о подготовке проекта 4
1.2 Предварительные работы и составление текста проекта 5
1.3 Предварительное обсуждение и принятие проекта 8
2. Способы и приемы изложения положений норм права в статьях нормативно-правового акта 11
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Законодательная техника.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Законодательные акты обычно делятся  на статьи, президентские, правительственные  и ведомственные акты, а также  акты представительных органов местного самоуправления и их исполнительных структур - на пункты. К статьям закона, как правило, даются заголовки, в которых обозначается предмет регулирования соответствующей статьи. Значительные по объему акты делятся на главы, разделы, части. Некоторые из них снабжаются преамбулами, приложениями.

Не следует включать в текст  нормативного акта (за исключением  преамбулы, которая помещается, как  правило, в проектах наиболее важных актов) общие рассуждения, научные  положения, призывы, декларации и т.п. Для того чтобы нормативный акт  был действительно юридическим документом, он должен излагаться простым, ясным языком, по возможности короткими фразами. В нем не должны употребляться образные сравнения, эпитеты, метафоры, а также устаревшие и многозначные слова и выражения, термины, не являющиеся общеупотребимыми.

Точность, лаконичность и строгость  стиля - характерные черты языка  нормативных актов. Для законодательного текста не свойственны эмоциональная  окрашенность, вольная литературная обработка. Очень важно единство употребления терминов: один и тот  же термин должен последовательно использоваться в тексте акта при обозначении одного и того же понятия. Это правило необходимо соблюдать и при внесении в нормативные акты изменений и дополнений.

В проекте целесообразно давать определения имеющих принципиальное значение терминов (законодательные дефиниции), а также расшифровку малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов, особенно если будущий акт рассчитан на широкое применение и касается большого круга должностных лиц или многих граждан10.

В качестве обязательного компонента в нормативном акте должны быть предусмотрены  специальные правовые средства, обеспечивающие его соблюдение: меры поощрения, контроля, порядок разрешения споров и т.д.

В проекте, содержащем предписания, которые  устанавливают обязанности государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан, меры ответственности за их нарушение формулируются в том случае, если они отсутствуют в действующем законодательстве. Если же такие меры уже предусмотрены, то следует дать отсылку к устанавливающим их действующим актам.

В случае необходимости одновременно с проектом закона готовится проект постановления о порядке введения закона в действие. В проекте такого постановления регламентируются вопросы отмены или изменения ранее принятых законов либо их отдельных частей, начала действия закона, формулируются правила, которые должны распространяться на отношения, возникшие до вступления закона в силу, решаются вопросы, касающиеся порядка его реализации11.

 

 

 

 

Заключение

Правотворчество представляет собой  разновидность государственной  деятельности. В отличие от других форм деятельности государства - оперативного управления, правосудия, надзора и  контроля, осуществление которых  производится на основе действующего в обществе права, - правотворчество непосредственно направлено на создание этого права. Основное его назначение состоит в выработке правовых норм и их дальнейшем совершенствовании (изменении, дополнении, объединении). Результат правотворческой деятельности может также выразиться в отмене (признании утратившими силу) правовых норм. Необходимость в такого рода нормативно-правовом регулировании возникает в случае, когда правовые нормы утрачивают свое значение, т.е. фактически прекращают действовать.

Характерным для правотворчества  является то, что оно всегда нацелено на образование единой внутренне  согласованной системы норм права. В роли нормативных регуляторов  общественных отношений нормы права  призваны оказывать влияние на эволюцию этих отношений и их гармонизацию в интересах человека.

Задачей подготовительного этапа  процесса правообразования является создание необходимых условий для принятия качественного, эффективно действующего законодательства, в достаточной  степени отвечающего тенденциям общественного развития. Важно, в частности, чтобы в ходе проведения подготовительных работ были выявлены и всесторонне изучены существующие на данный момент материальные (экономические), политические, социальные, идеологические и иные правообразующие факторы; установлен характер их воздействия на подготовку и принятие нормативного правового акта, а именно способствуют они либо, напротив, препятствуют осуществлению этих действий.

 

Список литературы

  1. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдуллаев. – СПб.: Право, 2010. – 468 с.
  2. Бабурин, С.Н. Общая теория государства и права. Академический курс / С.Н. Бабурин. – М.: Норма, 2010. – 580 с.
  3. Дробязко, С.Г. Общая теория права / С.Г. Дробязко. – М.: Амалфея, 2011. – 480 с.
  4. Иванов, В.В. Теория государства / В.В. Иванов. – М.: Проспект, 2010. – 336 с.
  5. Комаров, С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. – М.: Питер, 2008. – 512 с.
  6. Краснов, Ю.К. Законодательный процесс: пути совершенствования / Ю.К. Краснов. – М., 2008. – 190 с.
  7. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2008. – 640 с.
  8. Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2011. – 512 с.
  9. Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. – М.: Юнити, 2011. – 511 c.
  10. Пиголкин, А.С. Теория государства и права / А.С. Пиголкин. – М.: Высшее образование, 2008. – 743 с.
  11. Поляков, А.В. Общая теория права. Учебник / А.В. Поляков. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 472 с.
  12. Радько, Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2012. – 496 c.
  13. Хвостов, В.М. Общая теория права / В.М. Хвостов. – М.: Либроком, 2011. – 152 с.
  14. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. Учебник / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега-Л, 2011. – 323 c.
  15. Чухвичев, Д.В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. – М.: Юнити, 2012. – 415 c.

 

1 Чухвичев, Д.В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. – М.: Юнити, 2012. – С. 57.

2 Абдуллаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдуллаев. – СПб.: Право, 2010. – С. 112.

3 Чухвичев, Д.В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. – М.: Юнити, 2012. – С. 61.

4 Бабурин, С.Н. Общая теория государства и права. Академический курс / С.Н. Бабурин. – М.: Норма, 2010. – С. 343.

5 Дробязко, С.Г. Общая теория права / С.Г. Дробязко. – М.: Амалфея, 2011. – С. 247.

6 Иванов, В.В. Теория государства / В.В. Иванов. – М.: Проспект, 2010. – С. 171.

7 Чухвичев, Д.В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. – М.: Юнити, 2012. – С. 65.

8 Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2008. – С. 389.

9 Морозова, Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. – М.: Эксмо, 2011. – С. 229.

10 Оксамытный, В.В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. – М.: Юнити, 2011. – С. 347.

11 Пиголкин, А.С. Теория государства и права / А.С. Пиголкин. – М.: Высшее образование, 2008. – С. 511.


Информация о работе Подготовка проектов нормативно-правовых актов