Подведомственность и подсудность гражданских дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 07:31, контрольная работа

Описание работы

Под гражданским делом действующее законодательство понимает всю совокупность обстоятельств, при которых имеется необходимость в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений

Содержание работы

1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел.
2. Общие правила судебной подведомственности. Последствия несоблюдения правил подведомственности.
3. Понятие и виды подсудности гражданских дел.
4. Последствия несоблюдения правил подсудности.

Файлы: 1 файл

гражданский процесс.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Федеральное государственное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

«Челябинский  юридический  техникум»

 

 

                                       ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

 

                                    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету  _ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС____________

 

Вариант   №___4___студента__V___курса__С-68_____группы

 

__Новичихина  Кирилла Олеговича_________________________

 

Шифр____________

 

Домашний адрес ____456316, Челябинская область, г.Миасс,

 

МЖК, д.№5, кв.№49_______________________________________

 

Место работы, должность____________________

 

Оценка______________

 

«____»__________________201__г.

 

 

Преподаватель____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

                Контрольная работа предъявляется экзаменатору при сдаче экзамена

 

 

 

Контрольный вопрос:

Подведомственность  и подсудность гражданских дел.

 

План:

1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел.

2. Общие правила судебной подведомственности. Последствия несоблюдения правил подведомственности.

3. Понятие и виды подсудности гражданских дел.

4. Последствия несоблюдения правил подсудности.

 

 

1. Понятие и  виды подведомственности гражданских  дел.

    Под гражданским делом действующее законодательство понимает всю совокупность обстоятельств, при которых имеется необходимость в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений

       Понятием «гражданское дело», с точки зрения действующего законодательства, охватываются все споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, земельных и прочих отношений, а также вопросы, не являющиеся спорными, например, установление факта имеющего юридического значение. Гражданские дела рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.    

      Подведомственность  — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами. 
    Судебная подведомственность, то есть разграничение компетенции судебных органов, имеет особое значение в системе действующих правовых норм.

     Конституцией РФ гарантировано право на судебную защиту любому гражданину РФ. Вне зависимости от того, к компетенции каких государственных органов или общественных организаций отнесено разрешение вопроса по существу, такое решение может быть оспорено в суде. Таким образом, суды являются универсальным органом, выведенным из иерархической системы органов исполнительной власти, рассматривающим по существу любые конституционные, уголовные, административные и гражданские дела. Решение суда становится окончательным и приобретает обязательную силу. Правильное и чёткое распределение компетенции между судами определяет законность и обоснованность принятых решений.

    Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.

    Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на иждивении, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов.     

     Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

    

    Например,  значительная часть имущественных споров между гражданами, между организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только государственными (общей юрисдикции, арбитражными), но и третейскими судами.

      В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы. В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.

    Альтернативной называют подведомственность по выбору заявителя, желающего защитить свои нарушенные права или охраняемые законом интересы. Так, жалобы на решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих можно подавать как в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, так и непосредственно в суд. Жалобщик сам выбирает юрисдикционный орган, в который он может обратиться с жалобой.

      Договорной называется подведомственность, которая определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись.

       Императивная подведомственность означает, что законом установлена строгая последовательность прохождения дела по юрисдикционным органам, осуществляющим защиту прав. Так, большинство трудовых споров должны рассматриваться комиссиями по трудовым спорам. Если работник не удовлетворен решением КТС, то он имеет право обратиться за разрешением спора в суд общей юрисдикции. Заявления о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, а также смертью кормильца в связи с исполнением трудовых обязанностей, сначала рассматривает работодатель, а в случае неудовлетворительного решения заявление подается в суд.

       Условная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено судом при наличии предусмотренных законом условий. Например, по спорам, связанным с перевозкой груза или багажа, закон требует от сторон предварительно урегулировать спор во внесудебном порядке путем предъявления претензий.

      Правильное определение подведомственности юридического вопроса или спора позволяет экономить время, регулировать нагрузку юрисдикционных органов.

 

2. Общие  правила судебной подведомственности. Последствия несоблюдения правил  подведомственности.

    Гражданские дела рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    Порядок распределения дел между различными органами определяется главным образом нормативной регламентацией. 
    Вместе с тем при решении вопросов подведомственности необходимо учитывать критерии, позволяющие разграничить подведомственность различных юрисдикционных органов.

  Относительной судебной подведомственностью в качестве таковых критериев выступают:

• субъектный состав спорного (иного) правоотношения. В суде общей юрисдикции рассматриваются  спорные (иные) правоотношения, хотя бы одной из сторон в которых выступает гражданин, т.е. физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя. Данный критерий позволяет разграничить подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в которых разрешается спор, возникший с участием юридических лиц, граждан-предпринимателей; 
• наличие либо отсутствие спора о праве в деле, представленном на разрешение органа. В гражданском судопроизводстве основной объем рассматриваемых дел составляют дела, в которых существует спор о праве, в силу чего названное положение в полной мере разграничивает подведомственность общих судов с органами, рассматривающими бесспорные дела, например нотариусами; 

• материально-правовая характеристика рассматриваемого дела должна быть обусловлена гражданскими (в широком смысле) правоотношениями. Так, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти , органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (ч. 1 ст. 22 ГПК РФ). И свою очередь, в арбитражном процессе, в отличие от гражданского судопроизводства, разрешаются экономические споры.

 

    Подведомственность дел арбитражным судам.

    К компетенции арбитражных судов относится рассмотрение гражданских дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

   Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления.

    Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры:

  1. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих

права и законные интересы заявителя в  сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности.

    2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов     государственной власти.

    3)   об административных правонарушениях.

    4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций.

   Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Арбитражные суды независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане рассматривают следующие дела (ст. 33 АПК РФ):

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по корпоративным спорам;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной       

     экономической деятельности.

    

    Подведомственность дел судам общей юрисдикции.

      Компетенция судов общей юрисдикции имеет универсальный характер по отношению к компетенции арбитражных судов, то есть суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела, прямо не отнесённые к компетенции арбитражных судов.

В том  числе, к компетенции общих судов относятся:

1) исковые  дела с участием граждан, организаций,  органов государственной власти, органов местного самоуправления  о защите нарушенных или оспариваемых  прав, свобод и законных интересов,  по спорам, возникающим из гражданских,  семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений;

4) дела  особого производства;

5)дела  об оспаривании решений третейских  судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела  о признании и приведении в  исполнение решений иностранных  судов и иностранных арбитражных решений.

   Анализ законодательства позволяет сформулировать несколько общих правил подведомственности дел.

   Суды общей юрисдикции согласно рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными федеральным законом.

   Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. 
    В то же время в случаях, предусмотренных федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда, например дела о несостоятельности. 
   Для определения, какой суд - общей юрисдикции или арбитражный - компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью. Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а второе - путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли, спор следует считать связанным с предпринимательской деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду. Если же у гражданина - индивидуального предпринимателя такая цель отсутствовала, когда он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи, компетентным разрешить возникший спор следует признать суд общей юрисдикции. 
       Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, между организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, подведомственны арбитражным судам. 
      В изъятие из этого правила некоторые гражданско-правовые споры между организациями подведомственны судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание с организации может быть произведено в бесспорном порядке. Вместе с тем решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в арбитражный суд. 
   Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов.

Информация о работе Подведомственность и подсудность гражданских дел