Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:08, курсовая работа
Цель – изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.
Объект исследования курсовой работы – Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента.
Введение
Компетенция Президента РФ в сфере внутренней политики
Полномочия в сфере назначения должностных лиц
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса
1.3 Полномочия в сфере согласования взаимодействия органов государственной власти
Полномочия Президента РФ в области внешней политики и обороны
Руководство внешней политикой
Основные направления оборонной политики страны
Полномочия в области гражданства и награждения государственными наградами
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Содержание
Введение
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса
1.3 Полномочия в сфере согласования взаимодействия органов государственной власти
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Реализация принципа разделения властей в российской Конституции не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции РФ, является многонациональный народ Российской Федерации.
Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
Президент Российской
Федерации занимает в системе
федеральных государственных
Правовое положение
Президента характеризуется прежде
всего тем, что он является главой
государства, из чего следует, что он
- первый среди государственных
Президент Российской
Федерации является главой государства
(ч. 1 ст. 80 Конституции РФ). Как правило,
главой государства называют должностное
лицо, персонифицирующее
В ч. 2 ст. 80 установлено, что Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это связано со значением Конституции для стабильности государства и с тем, что в соответствии с Конституцией, как указано в ее ст. 2, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства.
Президент принимает
меры по охране суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и государственно
Трудно переоценить актуальность рассматриваемой в работе темы. Вопрос полномочий главы государства периодически поднимается в России с момента появления института президентства. А в последнее время, в свете избрания на пост президента Д. Медведева и утверждения В. Путина премьером, в стране вновь заговорили о передачи части президентских полномочий главе правительства.
Цель – изучить
полномочия Президента в области
законодательной и
Задача работы – описать виды полномочий Президента.
Объект исследования курсовой работы – Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента.
Предмет исследования – компетенция Президента Российской Федерации.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
- изучение научной литературы;
- анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- анализ нормативно
– правовых документов
Гипотеза: в ходе изучения данной курсовой работы предполагалось уточнить компетенцию Президента РФ, касающуюся его полномочий.
Практическая значимость – результаты данного исследования могут применяться в правовой и учебной практике.
Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным с назначением должностных лиц, следует обратить внимание на то, что Конституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие - по представлению или после консультации с соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения Государственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут либо согласиться с этим предложением и назначить должностное лицо либо отклонить предложенную Президентом кандидатуру1.
В соответствии с пунктом "а" ст. 83 Конституции РФ Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие дается в форме постановления, которое принимается Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение двух недель.
В соответствии с пунктом "в" настоящей статьи Президент принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации. Характерно, что если при назначении Председателя Правительства необходимо согласие Государственной Думы, то решение об отставке Правительства в целом принимается Президентом самостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персонально несет ответственность за деятельность Правительства, в которой он лично может участвовать. Ведь на основании пункта "б" ст. 83 Конституции он "имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации". Это правило как бы "связывает" Президента и Правительство.
Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерации подтверждается также тем, что Президент в силу пункта "д" ст. 83 Конституции назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Условием реализации этого правомочия Президента является то, что указанное назначение на должности и освобождение от них производятся "по предложению Председателя Правительства", причем не оговаривается, в каком порядке и в какой форме это предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое решение об изменении состава Правительства можно считать совместным решением главы государства и главы органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации2.
Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации (пункт "г" ст. 83), а также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации. Само же назначение на эту должность и освобождение от нее осуществляются Государственной Думой. Данное положение является действенной гарантией независимости Центрального банка от других органов государственной власти.
Как гарантию независимости членов судебного корпуса, и прежде всего судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации следует рассматривать установленный пунктом "е" ст. 83 Конституции порядок назначения этих лиц лишь по представлению Президента России. Назначение на должность судей всех указанных выше судов (а в отношении Генерального прокурора и освобождение от должности) производится Советом Федерации (пункт "ж" и "з" ч. 1 ст. 102 Конституции).
Судей других федеральных
судов назначает
Значительное число должностных лиц, указанных в пунктах "к", "л" и "м" ст. 83 Конституции РФ так же, как и судьи "других федеральных судов" (пункт "е" ст. 83), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации. К ним относятся и полномочные представители Президента в субъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании и Межпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемые Президентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенных Президентом в Государственную Думу. Это также высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особенно потому, что Президент Российской Федерации является по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Назначает и отзывает Президент и дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Следует заметить, что в соответствии с пунктом "м" ст. 83 право назначения и отзыва дипломатических представителей может быть реализовано "после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания". Надо, однако, заметить, что в данном пункте ст. 83 устанавливается обязанность только проводить консультации, но само назначение не связывается с результатами этих консультаций.
Статья 83 Конституции РФ указывает, что Президент формирует Администрацию Президента Российской Федерации. Это орган, являющийся собственно рабочим аппаратом Президента в исполнении возложенных на него Конституцией и федеральными законами функций.
Президент в
установленном Конституцией порядке
принимает меры по охране суверенитета,
независимости и
Президент в соответствии с пунктом "з" ст. 83 Конституции РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации. Представляется, что эта функция Президента непосредственно обусловлена тем, что он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет ее Совет Безопасности.
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные3.
Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов.
Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
Правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционная формулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечня вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом, позволяют толковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко.
В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений, Президент вправе издать нормативный указ по данному вопросу. Издание таких указов не ограничивает право Федерального Собрания на принятие закона, регулирующего аналогичную сферу отношений.
Информация о работе Полномочия Президента РФ в области внешней политики и обороны