Полномочия Президента РФ в области внешней политики и обороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти.
Задача работы – описать виды полномочий Президента.
Объект исследования курсовой работы – Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента.

Содержание работы

Введение
Компетенция Президента РФ в сфере внутренней политики
Полномочия в сфере назначения должностных лиц
1.2 Полномочия в сфере законодательного процесса
1.3 Полномочия в сфере согласования взаимодействия органов государственной власти
Полномочия Президента РФ в области внешней политики и обороны
Руководство внешней политикой
Основные направления оборонной политики страны
Полномочия в области гражданства и награждения государственными наградами
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Компетенция Президента Российской Федерации.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Предоставление  политического убежища производится указом Президента.

Пунктом "б" ст. 89 Конституции  РФ установлено полномочие Президента награждать государственными наградами  Российской Федерации. Президент издает указы и о награждении государственными наградами, и об учреждении государственных наград Российской Федерации.

Государственные награды Российской Федерации - это  высшая форма поощрения за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, просвещении, охране здоровья, жизни, прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги.

Государственные награды Российской Федерации вручаются  Президентом России. По поручению  Президента награды могут быть вручены: руководителями федеральных органов  государственной власти, послами Российской Федерации, военачальниками и другими лицами.

Президент отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность или необоснованность представления к награждению.

Лишение государственных  наград может быть произведено только Президентом России по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление. О лишении государственных наград Президентом издается указ. Для обеспечения реализации конституционных полномочий и проведения единой политики в области государственных наград Президент образует Службу государственных наград Президента Российской Федерации, а также Комиссию по государственным наградам при Президенте для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан.

Президент присваивает  высшие воинские звания и высшие специальные  звания, например классный чин действительного  государственного советника юстиции, классные чины государственного советника  юстиции 1, 2 и 3-го классов, специальные звания сотрудникам налоговой полиции и т.д.

Президенту как главе  государства предоставлено право  помилования. Оно осуществляется указами  Президента в отношении отдельных (индивидуально определенных) лиц. Актом  помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное наказание может быть сокращено или заменено более мягким. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

При Президенте действует  Комиссия по вопросам помилования. Она рассматривает ходатайства о помиловании осужденных к смертной казни и готовит проекты указов Президента России о помиловании этих лиц. Смертная казнь в соответствии с новым УК может быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

 

Заключение

 

Концепция президентской  власти, принятая в действующей Конституции  Российской Федерации, существенно  отличается от проводившейся в прежней  Конституции. Перестав быть «высшим  должностным лицом», российский Президент по новой Конституции больше не является и главой исполнительной власти. Соответственно видоизменились и его отношения с Правительством Российской Федерации и всей системой исполнительной власти. Но эти изменения не носят кардиального характера, поскольку в Российской Федерации конституционно обеспечена модель «президентской республики», т. е. модель не только представительствующего, но и реально властвующего Президента.

Особо ярко роль главы государства проявляется  в «треугольнике» отношений: Президент – Правительство – Государственная Дума. Практика до сих пор складывается таким образом, что Президент опосредованно (через Премьера) формирует непартийное Правительство, т. е. Кабинет, состав которого не связан с распределением депутатских мест в нижней палате парламента.

По совокупности и  значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место  в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную  власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Практика оказывает (об этом можно, в частности, судить по президентской почте), что обязанность Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина воспринимаются чрезвычайно широко. Например, нередко граждане адресуют Президенту свои жалобы, связанные с несправедливым, по их мнению, решениями правоохранительных органов и даже судебными решениями. И при этом подчеркивают, что Президент как гарант Конституции прав человека, обязан им помочь. Президент является главой государства, но одновременно имеет политический мандат, вручаемый народом на всеобщих прямых выборах. Президент, таким образом, не только занимает пост главы государства, но и является наиболее авторитетным (с правовой точки зрения) выразителем определенных политических интересов, даже не будучи партийным Президентом. Такое положение Президента не ограничивает самостоятельность деятельности основных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

 

Глоссарий

 

№ п/п

Новое понятие

Содержание 

1

Вето Президента

отказ главы государства  в санкционировании закона, поступившего на подпись.

2

Государственная территория

Часть земного шара, находящаяся  под суверенитетом определенного  государства. Составными частями Т.г. являются сухопутные, водные, подземные  и воздушные пространства, а также  приравненные к ней объекты.

3

Компетенция

(От лат. Competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.

4

Конвенции

(От лат. Conventio - соглашение) - международные договоры на уровне правительств стран, предусматривающие соблюдение общих, согласованных правил торговли, денежного обращения, трудовых отношений, взимания налогов и пошлин, ценообразования на экспортируемую и импортируемую продукцию (товары и услуги).

5

Конфликт

Несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать др. стороне сделать то же самое.

6

Монополия

(От греч. monas - один  и poleo - продаю). 1) Исключительное право одного или группы лиц, государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами.

7

Научно-технический прогресс

Использование передовых  достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. Термин широко использовался в советской экономической науке наряду с близким к нему по значению "научно-техническая революция". В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями.

8

Национальное богатство

Совокупность созданных  трудом материальных благ, накопленных  обществом за весь период предшествующего развития, а также природных ресурсов, вовлеченных в хозяйственный оборот.

9

Политика

Деятельность органов  государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру  страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями

10

Ратификация

Утверждение верховным  органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства.

11

Референдум 

В государственном праве - обращение к избирательному корпусу  с целью принятия окончательного решения по тем или иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.

В зависимости от предмета различают референдумы:

- конституционный (на голосование выносится проект конституции или конституционной поправки);

- законодательный (голосуется  законопроект);

- консультативный (по  какому-либо важному принципу, от  одобрения или отклонения которого  зависит политика правительства).

По способу проведения референдумы подразделяются на обязательные, когда проект соответствующего акта подлежит ратификации избирательным корпусом (обычно это относится к конституционному референдуму), и факультативный, когда инициатива референдума может исходить от избирателей, субъекта федерации или центральной власти

12

Суверенитет

от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.


 

Список использованных источников

 

Нормативно-правовые акты

1. Российская  Федерация. Конституция (1993). Конституция  Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг. 2001. – 39с.  – ISBN 5-94462-025-0

  1. Федеральный закон от 10.01.2003г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями от 21.07.2005г., 30.12.2006г., 24.07.2007г.)

 

Научная и учебная  литература

  1. Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. М.: "Юстицинформ", 2006 г. 462с. – ISBN 5-7205-0684-5
  2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М.: «Инфра-М», 2004 г. – ISBN 978-5-468-00155-4
  3. Баглай М. Г. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 5-е издание измененное и дополненное – М.: Норма, 2006, 784 с. – ISBN 978-5-89123-943-2

6. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие (ГРИФ) – М.: Проспект, ТК Велби. 2008. 336с. – ISBN 978-5-482-01909-2

7. Катков Д.Б. Конституционное право России: Учебное пособие / Катков Д.Б. Корчиго Е.В. Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. – М.: Юриспруденция, 2004. 288 с. – ISBN 5-8401-0007-2

  1. Конституционное право России. (отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин). – М.: Юристъ, 2006, 538 с. – ISBN 978-5-468-00155-4
  2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В. В. Лазарев) – Система Гарант, 2003г.
  3. Демократия сроком в пять лет. Н. Колоколов, "эж-ЮРИСТ", N 12, март 2008 г. с.15-16.
  4. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика. В.Г. Вишняков, "Журнал российского права", N 8, август 2006 г. с.18-21.
  5. Распределение полномочий: политическая выгода или конституционная ответственность? М.В. Тесленко, "Гражданин и право", N 11, ноябрь 2007 г. с.24-27.
  6. Еще раз о "назначении" глав регионов или о повышении эффективности функционирования территориальных органов президентской вертикали власти в ракурсе административной реформы. К.В. Черкасов, "Российская юстиция", N 12, декабрь 2007 г. с.17-19.
  7. Правовое государство в России (конституционные ориентиры и социально-юридическая практика). С.Н. Хлопушин, "Гражданин и право", N 7, июль 2007 г. с.14-18.

 

Приложение А

 

Компетенция Президента Российской Федерации


 



 


 

 


 

 

 


 

 

1 Катков Д.Б. Конституционное право России: Учебное пособие.- М.: Юриспруденция, 2004. с. 44.

2 Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. Конституционное право России: Учебник – Москва; Юристъ, 2003 г. с. 11.

3 А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. Конституционное право России. – М.: Юристъ. 2004 г. с. 491.

4 Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика. В.Г. Вишняков, "Журнал российского права", N 8, август 2006 г. с.18

5 Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. М.: "Юстицинформ", 2006 г. с. 67.

6 Распределение полномочий: политическая выгода или конституционная ответственность? М.В. Тесленко, "Гражданин и право", N 11, ноябрь 2007 г. с.24

7 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В. В. Лазарев), Система Гарант, 2003 г. с. 257.




Информация о работе Полномочия Президента РФ в области внешней политики и обороны