Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 15:20, курсовая работа
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Целью представленной работы является рассмотрение основных элементов названного института. Для достижения вышеуказанной цели было необходимо решение нескольких задач:
- во-первых, необходимо было отметить наиболее важные моменты в процессе избрания Президента РФ;
- во-вторых, обратиться к полномочиям, возлагаемым на лицо, избранное Президентом РФ;
Введение…………………………………………………………………….….…….3
Глава 1. Порядок избрания Президента РФ………………….……........………….4
1.1. Выборы Президента РФ…………...……………………………..…….……….4
1.2. Вступление Президента РФ в должность………………………….……..……6
Глава 2. Прекращение полномочий Президента РФ.…………….……………….8
2.1 Прекращение полномочий …………………………………………………..….8
2.2. Отставка……………………….………….………………………………….…..8
2.3. Состояние здоровья…………….………………………….…………….……...9
2.4. Отрешение от должности……………………………………………………...10
Глава 3. Полномочия Президента РФ....……………………….………………….12
3.1 Полномочия Президента РФ ……………………………………………...…..12
3.2. Полномочия Президента в связи с формированием федеральных органов…...13
3.3. Полномочия Президента, связанные с участием в законотворчестве….......17
3.4. Полномочия Президента в сфере федеральной государственной власти ....19
3.5. Полномочия Президента, связанные с внешней политикой и обороной…..20
3.6. Полномочия Президента в иных сферах государственной деятельности....23
Заключение……………………………………………………………………….…29Список использованных источников и литературы………...……………………30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Порядок избрания Президента РФ………………….……........………….4
1.1. Выборы Президента РФ…………...……………………………..…….……….4
1.2. Вступление Президента РФ в должность………………………….……..……6
Глава 2. Прекращение полномочий Президента РФ.…………….……………….8
2.1 Прекращение полномочий …………………
2.2. Отставка……………………….………….…………………
2.3. Состояние здоровья…………….………………………….……………
2.4. Отрешение от должности…………………………………………………….
Глава 3. Полномочия Президента РФ....……………………….………………….12
3.1 Полномочия Президента РФ ……………………………………………...…..12
3.2. Полномочия Президента в связи с формированием федеральных органов…...13
3.3. Полномочия Президента, связанные с участием в законотворчестве….......17
3.4. Полномочия Президента в сфере федеральной государственной власти ....19
3.5. Полномочия Президента, связанные с внешней политикой и обороной…..20
3.6. Полномочия Президента в иных сферах государственной деятельности....23
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Целью представленной работы является рассмотрение основных элементов названного института. Для достижения вышеуказанной цели было необходимо решение нескольких задач:
- во-первых, необходимо было отметить наиболее важные моменты в процессе избрания Президента РФ;
- во-вторых, обратиться к полномочиям, возлагаемым на лицо, избранное Президентом РФ;
- в-третьих, обратить внимание на
процедуру прекращения
Указанные выше задачи определили структуру работы: основная часть представлена тремя пунктами – «Порядок избрания Президента РФ», «Полномочия Президента РФ» и «Прекращение полномочий Президента РФ», каждый из которых подразделяется на подпункты, способствующие более полному и логичному рассмотрению того предмета, о котором идет речь в данном пункте.
Источниковая база представлена основным кодексом, необходимым для рассмотрения института Президентства (Конституция РФ), а также поясняющими его юридическую силу и принципы работами, которые большей своей частью представлены учебниками для высших учебных заведений. Немаловажную роль в подготовке настоящей работы сыграли некоторые периодические издания.
Вопросы, рассматриваемые в представленной работе, поднимаются не впервые, поскольку предмет данной работы в достаточной степени изучен в юридической литературе. Тем не менее, определенная субъективность подхода в той или иной степени присутствует.
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ
1.1. Выборы Президента РФ
В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее демократическим путем – «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»1.
В Конституции также определены требования, которым должен соответствовать кандидат в Президенты.
Для осуществления ответственных функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать достаточным жизненным опытом, поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет. Конституция РФ, следуя принципу равного гражданства, не оговаривает в качестве обязательного условия то обстоятельство, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином страны по рождению. Не поднимается также вопросов об обладании государственным языком, принадлежность к определенной национальности. Конституция 1993 года также сняла ограничение на предельно допустимый возраст кандидата в Президенты.
Конституция также вводит требование для лица, избираемого Президентом, о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет. Данное требование основано на идее о том, что Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели.
Порядок назначения выборов, выдвижение и регистрация кандидатов, проведение предвыборной агитации, организация работы избирательных комиссий, порядок голосования и другие подобные вопросы подробно определены в федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 года.
Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент; исчисление этого срока начинается со дня его избрания.
Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Они обязаны собрать в поддержку выдвинутого кандидата не менее одного миллиона подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тысяч подписей.
Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.
Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. При этом норма о необходимости участия в выборах более половины зарегистрированных избирателей не действует.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
В случае, если выборы признаны несостоявшимися, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента РФ, Совет Федерации Федерального Собрания назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке, что и первые.
При проведении повторных выборов те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными, не могут быть вновь выдвинуты в кандидаты.
Срок полномочий Президента РФ составляет шесть лет. Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это связано с целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, появлению стойких корпоративных групп, открыть пути притока в эшелоны власти свежих сил. Конституция предоставляет способному политику, оправдавшего себя на должности Президента, права выдвижения на другой срок, кроме очередного.
1.2. Вступление Президента РФ в должность
После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность, которая происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу. Ее текст сформулирован в статье 82 Конституции следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу»2.
Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России – Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.
Символами президентской власти в РФ являются штандарт (флаг) Президента РФ и Знак Президента РФ. Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России – Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах. Знаком Президента является орден «За заслуги перед отечеством» I степени.
Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президенту во время процедуры вступления в должность после принесения им присяги. Президент приносит присягу на специальном экземпляре текста Конституции РФ.
«Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом»3.
Вступление в должность нового Президента влечет определенные правовые последствия в отношении органов, назначаемых Президентом: слагает свои полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, в федеральных округах. До назначения нового состава этих органов последние продолжают исполнение своих полномочий.
ГЛАВА 2. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ
2.1 Прекращение полномочий
В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
В ч. 2 ст. 92 Конституции, посвященной вопросам досрочного прекращения полномочий Президента, говорится: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий»4. Крайне важное значение имеет и следующая, третья часть ст. 92: «Во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации»5.
Как видно, в ст. 92 указаны три способа досрочного прекращения исполнения полномочий Президента: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности. Рассмотрим каждый из них.
2.2. Отставка
Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности, устного объявления будет в данном случае вряд ли достаточно. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. Иначе говоря, Президент не может потом объявить, что он «передумал» и отзывает свое заявление об отставке.
Отставка подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т. п. Причем отставка должна следовать в день объявления о ней; т. е. Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю, месяц и т. д. он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента возможность «передумать» и отозвать свое заявление.
C объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента. В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел.
2.3. Состояние здоровья
При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.
1. Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи.
2. Состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д. Речь идет, следовательно, о случаях, когда, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов.
Один вариант, как говорится, бесповоротный. Медицинская комиссия констатирует, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам. Тогда Председатель Правительства приступает к исполнению обязанностей Президента, думается, со дня и часа, когда ему стало известно заключение медицинской комиссии; и делает специальное объявление об этом. И со дня такого объявления начинается отсчет указанных в Конституции 3 месяцев для проведения новых выборов.
Другой вариант – положение, когда Президент по состоянию здоровья не может временно исполнять свои обязанности, но есть надежда на то, что лечение восстановит его силы, после чего он опять сможет вести государственные дела. Для подобного варианта слова ч. 3 ст. 92 Конституции «во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации» надо трактовать таким образом, что в данное время Премьер замещает Президента.