Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 15:20, курсовая работа
Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Целью представленной работы является рассмотрение основных элементов названного института. Для достижения вышеуказанной цели было необходимо решение нескольких задач:
- во-первых, необходимо было отметить наиболее важные моменты в процессе избрания Президента РФ;
- во-вторых, обратиться к полномочиям, возлагаемым на лицо, избранное Президентом РФ;
Введение…………………………………………………………………….….…….3
Глава 1. Порядок избрания Президента РФ………………….……........………….4
1.1. Выборы Президента РФ…………...……………………………..…….……….4
1.2. Вступление Президента РФ в должность………………………….……..……6
Глава 2. Прекращение полномочий Президента РФ.…………….……………….8
2.1 Прекращение полномочий …………………………………………………..….8
2.2. Отставка……………………….………….………………………………….…..8
2.3. Состояние здоровья…………….………………………….…………….……...9
2.4. Отрешение от должности……………………………………………………...10
Глава 3. Полномочия Президента РФ....……………………….………………….12
3.1 Полномочия Президента РФ ……………………………………………...…..12
3.2. Полномочия Президента в связи с формированием федеральных органов…...13
3.3. Полномочия Президента, связанные с участием в законотворчестве….......17
3.4. Полномочия Президента в сфере федеральной государственной власти ....19
3.5. Полномочия Президента, связанные с внешней политикой и обороной…..20
3.6. Полномочия Президента в иных сферах государственной деятельности....23
Заключение……………………………………………………………………….…29Список использованных источников и литературы………...……………………30
Положение о порядке предоставления политического убежища предусматривает ряд случаев, при которых лицо, получившее политическое убежище, его утрачивает. Одним из таких случаев является приобретение этим лицом гражданства Российской Федерации.
Президент вправе лишить политического убежища лицо, получившее его. Это может быть сделано по соображениям национальной безопасности, а также в случаях, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Пунктом "б" ст. 89 установлено полномочие Президента награждать государственными наградами Российской Федерации. Следует отметить, что в целом вопросы государственных наград Российской Федерации отнесены п. "с" ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации. Федерального закона о государственных наградах Российской Федерации нет. Эти вопросы регламентированы сейчас в основном Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1995 г. Согласно этому Положению, Президент издает указы и о награждении государственными наградами, и об учреждении государственных наград Российской Федерации.
Государственные награды Российской Федерации вручаются Президентом России. По поручению Президента награды могут быть вручены: руководителями федеральных органов государственной власти, послами Российской Федерации, военачальниками и другими лицами.
Президент отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность или необоснованность представления к награждению.
Лишение государственных наград может быть произведено только Президентом России по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление. О лишении государственных наград Президентом издается указ.
Президент присваивает высшие воинские звания и высшие специальные звания, например классный чин действительного государственного советника юстиции, классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов, специальные звания сотрудникам налоговой полиции и т.д.
Согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации", на Президента Российской Федерации возложено присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации.
Президенту как главе государства предоставлено право помилования. Оно осуществляется указами Президента в отношении отдельных (индивидуально определенных) лиц. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное наказание может быть сокращено или заменено более мягким. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
В статье 90 определены полномочия Президента по изданию правовых актов в виде указов и распоряжений, установлены пределы действия таких актов, их соотношение с российской Конституцией и федеральными законами.
Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные.
Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны для исполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду с Конституцией и федеральными законами являются правовой основой издания федеральными исполнительными органами власти и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации своих актов.
Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.
Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношений либо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения о назначении на должность или об освобождении от занимаемой должности.
Правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер.
В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений, Президент вправе, не нарушая требования ч. 3 ст. 90 Конституции, издать нормативный указ по данному вопросу. Издание таких указов не ограничивает право Федерального Собрания на принятие закона, регулирующего аналогичную сферу отношений. Нормы, содержащиеся в законе, не могут быть ограничены положениями указа или распоряжения Президента.
При несоответствии нормативных актов Президента Конституции или федеральным законам споры по данному вопросу разрешаются в соответствии с п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции Конституционным Судом Российской Федерации.
Конституционный Суд может принять решение о неконституционности акта в целом или его отдельных положений. Акты Президента, признанные неконституционными, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции утрачивают силу.
Порядок введения в действие актов Президента утвержден Указом Президента от 26 марта 1992 г. Нормативные акты Президента вступают в действие на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда при принятии акта установлен другой срок введения его в действие.
Основной контроль за исполнением актов Президента осуществляют контрольные управления, созданные при Администрации Президента и при администрациях областей, а также полномочные представители Президента в субъектах Федерации. Кроме того, контроль за исполнением актов Президента осуществляют общефункциональные и отраслевые федеральные органы исполнительной власти (Минфин России, Госналогслужба России и др.).
Правовые акты Президента подлежат официальному опубликованию. С 1 мая 1994 г. опубликование осуществляется в информационном бюллетене "Собрание законодательства Российской Федерации" в разделе "Указы и распоряжения Президента", а также в "Российской газете".
Статья 91 - одна из самых кратких в Конституции. Неприкосновенность означает защищенность от всяких посягательств со стороны кого бы то ни было, а лицо, пользующееся неприкосновенностью, защищается государством от противоправных посягательств.
Предоставление Президенту Российской Федерации конституционной гарантии неприкосновенности обусловлено, прежде всего, чрезвычайной важностью и ответственностью его полномочий как главы государства и гаранта Конституции, а также тем, что он избран всенародным голосованием.
Полнота понятия "неприкосновенность" имеет для Президента особое значение, поскольку ему приходится принимать крупные политические решения, которые могут вызвать не только поддержку, но и недовольство отдельных граждан и организаций.
Гарантия неприкосновенности, установленная ст. 91 Конституции, означает, что Президент не может быть привлечен к любой установленной федеральным законом ответственности, в том числе уголовной, административной и гражданской, подвергнут насильственному осмотру, обыску, аресту, задержанию или иному ограничению его личной свободы.
Гарантия неприкосновенности действует только в период нахождения в должности.
Неприкосновенность никоим образом не связывается с безответственностью и вседозволенностью. Конституция возлагает на Президента Российской Федерации обязанности, предполагающие его высокую ответственность за свои действия. Это обстоятельство подчеркивается в Конституции тем, что она предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании сложной процедуры, следующей за обвинением его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. Пост Президента СССР был учрежден в 1990 году, а первый президент РФ был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 года.
Президент избирается народом, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Согласно ст. 81 Конституции РФ, срок полномочий Президента Российской Федерации составляет шесть лет. Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет и проживающий в РФ не менее 10 лет. Вступление в должность Президента Российской Федерации происходит с момента принесения им присяги народу РФ.
Согласно ст. 80 Конституции, Президент “ является главой государства ”, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и обладает правом введения военного и чрезвычайного положения в стране.
Президент РФ прекращает исполнение полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Также возможно досрочное прекращение полномочий в виде отставки, либо неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия, либо отрешения от должности.
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.].//Рос.газета №7 от 21 января 2009г.
2. О чрезвычайном положении: [Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (с посл. изм. и доп.)]. // Собрание законодательства Российской Федерации: 2001. – № 23. – Ст. 2277; 2003. – № 27. – Ст. 2697.
3. О военном положении: [Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ]. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 5. – Ст. 375.
4. О выборах Президента Российской Федерации: [Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ (в ред. 21.07.2005)]. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Учебная литература:
5. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учебный курс / С.А. Авакьян. – 2-е изд., перераб. и доп. – В 2-х т. – М.: Юристъ, 2006. Т.1 – 719 с., Т. 2 – 778 с.
6. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Велби; Проспект, 2006. – 608 с.
7. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Изд-во Норма, 2005. - 816 с.
8. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. – М.: ИНФРА-М, 2005.
9. Конституционное право России: учебник / под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 687 с.
1 Конституция Российской Федерации. Екатеринбург, 2003. С. 25.
2 Там же. С. 26.
3 Там же. С. 29.
4 Там же. С. 29.
5 Там же. С. 29.