Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:29, курсовая работа
Президент входит в систему федеральных органов государственной власти, занимая в ней особое место. Президент не включен напрямую ни в одну из ветвей власти - законодательную, исполнительную, судебную.
Введение
1. Положения Президента РФ в системе органов государственной власти
1.1 Понятие главы государства
1.2 Конституционный статус Президента РФ
1.3 Основные функции Президента РФ
2. Полномочия Президента РФ
2.1 Компетенция Президента РФ
2.2 Правовые акты Президента РФ
3. Администрация Президента РФ
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Положения Президента РФ в
системе органов
1.1 Понятие главы государства
1.2 Конституционный статус
1.3 Основные функции Президента РФ
2. Полномочия Президента РФ
2.1 Компетенция Президента РФ
2.2 Правовые акты Президента РФ
3. Администрация Президента РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Президент входит в систему федеральных
органов государственной
Конституцией РФ закреплена система
гарантий, препятствующих превращению
Президента в авторитарного правителя.
Они заключаются в
В осуществлении своих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.
Придание Президенту статуса главы
государства вызвано
1. Положение Президента РФ в
системе органов
1.1 Понятие главы государства
Пост главы государства
При различных формах правления
полномочия главы государства выглядят
неодинаково. В одних странах
функции главы государства
Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.), например, глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или стоять как бы вне основных властей.
Когда говорят о положении главы
государства в системе органов
государственной власти, то имеют
в виду соотношение его функций
с законодательной и
Другое дело - взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция и др.) или о его статусе в конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти - ибо никакому должностному лицу нельзя иметь основные функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом конституции и осуществлять . высшее представительство.
Президентская власть в республиках президентского типа - это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиальный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер (явление частой смены правительств, характерное для парламентской формы правления с многопартийностью, получило название «министерская чехарда»). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства - напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.
1.2 Конституционный статус
В правовом государстве статус главы
государства максимально точно
определяется конституцией и принимаемыми
на ее основе законами. Это необходимо
для того, чтобы лицо, занимающее
высшее положение в государстве,
имело ясные права и
Конституционный статус реализуется
в нормах конституции, определяющих
функции и полномочия главы государства.
Эти два понятия очень близки
друг другу, но не тождественны. Под
функциями понимаются наиболее важные
общие обязанности главы
Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.
В советский период в России фактически
отсутствовал пост главы государства.
Формально эту роль выполнял коллегиальный
орган - Президиум Верховного Совета
РСФСР во главе с его Председателем.
Будучи наделенным по Конституции значительными
формальными полномочиями, этот орган
играл отнюдь не самостоятельную
роль в жизни страны, оставаясь
придатком партийного аппарата, Председатель
и секретарь подписывали
Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г., и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.
По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью.
Совершенно неосновательны поэтому
расхожие упреки некоторых политических
деятелей в смене конституционной
формулы как стремлении наделить
Президента РФ некими «диктаторскими
полномочиями». Опыт четырех десятилетий
аналогичного положения Президента
во Франции убедительно
Характеризуя конституционный
статус Президента, необходимо помнить
важную особенность его положения
как главы федеративного
Как и в других государствах,
Президент РФ обладает
1.3 Основные функции Президента РФ
Основные функции Президента РФ
как главы государства
1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает
меры по охране суверенитета
РФ, ее независимости и
3) в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами
определяет основные
4) представляет Российскую
Первая из основных функций Президента РФ - быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он прежде всего должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантом Конституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должны соответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует понимать как гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не. соблюдает Конституцию РФ, а тем более когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, - естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации. Дискреционная" власть, неизбежная в любом государстве, не является сама по себе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно, действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека, не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовому неповиновению властям. Дискреция не перечеркивает конституционного права граждан на судебное обжалование действий Президента. Как гарант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т. д.
Информация о работе Положение Президента РФ в системе органов государственной власти