Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 20:29, курсовая работа
Президент входит в систему федеральных органов государственной власти, занимая в ней особое место. Президент не включен напрямую ни в одну из ветвей власти - законодательную, исполнительную, судебную.
Введение
1. Положения Президента РФ в системе органов государственной власти
1.1 Понятие главы государства
1.2 Конституционный статус Президента РФ
1.3 Основные функции Президента РФ
2. Полномочия Президента РФ
2.1 Компетенция Президента РФ
2.2 Правовые акты Президента РФ
3. Администрация Президента РФ
Заключение
Список литературы
Столь же широко сформулирована в
Конституции РФ функция Президента
по охране суверенитета РФ, ее независимости
и государственной целостности.
Ясно, что и здесь Президент
должен действовать в пределах своих
полномочий, установленных Конституцией,
но и в этом случае не исключаются
дискреционные полномочия, без которых
цели общей функции не могут быть
достигнуты. Так, только сам Президент
и в меру своего разумения должен
определить нарушение или угрозу
нарушения суверенитета, независимости
и государственной целостности
и предпринять соответствующие
действия, которые могут быть поэтапными,
если, конечно, речь не идет о внезапном
ядерном нападении или других
грубых формах внешней агрессии, когда
требуются решительные
Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правом толкования Конституции РФ не обладают).
Весьма сложной и
Конституция РФ возлагает
на Президента функцию
Конституционные функции Президента
РФ конкретизируются и дополняются
Законом РФ «О безопасности» (в редакции
от 25 июля 2002 г.). Под безопасностью
понимается состояние защищенности
жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внутренних
и внешних угроз. К основным объектам
безопасности относятся: личность - ее
права и свободы, общество - его
материальные и духовные ценности,
государство - его конституционный
строй, суверенитет и территориальная
целостность. Основным субъектом обеспечения
безопасности является государство, а
граждане, общественные и иные организации
и объединения объявляются
В этом Законе закреплены некоторые
функции и полномочия Президента
РФ. Так, Президент РФ осуществляет
общее руководство
В целях консолидации усилий федеральных
органов государственной власти
и органов государственной
Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в федеральные округа (это и есть право представительства «внутри страны»), и эти представители являются должностными лицами, представляющими Президента. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).
2. Полномочия Президента РФ
2.1 Компетенция Президента РФ
Президент в соответствии с Конституцией
РФ обладает широким кругом полномочий,
вытекающих из его статуса как
главы государства и
Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти и участием в их деятельности.
Составляющий одну из основ конституционного
строя Российской Федерации принцип
разделения властей не допускает, чтобы
какой-либо не являющийся выборным орган
государственной власти был обязан
своим «рождением» только одной
ветви власти. Такой опыт, имевший
место в недавней истории России,
себя не оправдал. Поэтому в соответствии
с Конституцией РФ в формировании
федеральных органов
В формировании органов исполнительной
власти полномочия Президента наиболее
широки, так как именно эти органы
практически реализуют
Президент определяет систему и
структуру федеральных органов
исполнительной власти; сам непосредственно
руководит деятельностью
Президент представляет Совету Федерации
кандидатуры для назначения на должности
судей Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда
РФ, Генерального прокурора РФ. Назначает
же судей и Генерального прокурора
Совет Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 102;
ч. 1 ст. 128 Конституции РФ). В порядке,
установленном федеральным
Подобный порядок формирования
федеральных органов
С этой же целью закрепляется участие Президента в формировании и некоторых иных федеральных органов. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституции РФ). Президент назначает пять членов (третью часть) Центральной избирательной комиссии, в числе других субъектов может вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека.
Полномочия Президента связаны
не только с формированием
На Президента Конституцией РФ возложен и ряд полномочий, связанных с деятельностью парламента (ст. 84). Так, он назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией.
Президент подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).
При отклонении федерального закона
мотивы принятого Президентом решения
должны быть сообщены обеим палатам
Федерального Собрания. Право вето
Президент использовал
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Президент как гарант Конституции вправе вернуть федеральный закон в случае нарушения установленного порядка его принятия, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона. В таком случае федеральный закон не может считаться принятым, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. По данному основанию Президент возвращал в палаты ряд актов.
Президент вносит законопроекты в
Государственную Думу; он наделен
полномочиями обращаться в Конституционный
Суд РФ с запросами о соответствии
Конституции РФ нормативных актов,
предусмотренных в ст. 125 Конституции,
о толковании Конституции. Он также
имеет право наряду с другими
субъектами, указанными в ст. 134 Конституции
РФ, вносить предложения о
С целью определения порядка реализации права законодательной инициативы Президента и его участия в законотворческом процессе при принятии федеральных законов Указом Президента было утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе. Им определены задачи Администрации Президента, ее структурных подразделений, задачи полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания по разработке проектов законов, предполагаемых Президентом к внесению в Государственную Думу, по представлению законопроектов на заседаниях палат; по обоснованию позиции Президента при отклонении им федеральных законов; по обоснованию кандидатур, вносимых Президентом на соответствующие, предусмотренные Конституцией РФ должности, и проч. Полномочные представители Президента имеются в обеих палатах Федерального Собрания, а также в Конституционном Суде РФ.
Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной с деятельностью исполнительной власти.
Президент по Конституции не является
главой исполнительной власти. Поэтому
действовавшая ранее
Президент в соответствии с Конституцией,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами руководит деятельностью
федеральных органов
Информация о работе Положение Президента РФ в системе органов государственной власти