Понятие чести, достоинства и деловой репутации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

По действующему в Российской Федерации законодательству каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени, в то же времени каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Как юридически грамотно защитить права, если истец считает, что они нарушены, а ответчик, наоборот, считает, что распространенные им сведения соответствуют действительности и не являются порочащими?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Понятие чести, достоинства и деловой репутации. Субъекты, обладающие данными нематериальными благами…………………………………………….5
Система гражданско-правовых способов защиты чести, достоинства и деловой репутации………………………………………………………………………….8
Характеристика отдельных способов защиты…………………………………..11
Опровержение недостоверной информации……………………….. ………11
Опубликование ответа в средствах массовой информации………………..13
Компенсация морального вреда…………….. ………………………………14
Заключение…………………………………………………………………...........17
Задания…………………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………….......20

Файлы: 1 файл

курс гражд готовая 08.12.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………..3

  1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации. Субъекты, обладающие данными нематериальными благами…………………………………………….5
  2. Система гражданско-правовых способов защиты чести, достоинства и деловой репутации………………………………………………………………………….8
  3. Характеристика отдельных способов защиты…………………………………..11
    1. Опровержение недостоверной информации……………………….. ………11
    2. Опубликование ответа в средствах массовой информации………………..13
    3. Компенсация морального вреда…………….. ………………………………14

Заключение…………………………………………………………………...........17

Задания…………………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………….......20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        По действующему в Российской Федерации законодательству каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени, в то же времени каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации. Как юридически грамотно защитить права, если истец считает, что они нарушены, а ответчик, наоборот, считает, что распространенные им сведения соответствуют действительности и не являются порочащими? 

         Понятие чести и достоинства  человека интересовали ученых  еще с ранних времен. Они определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности.

Правда тогда честь  и достоинство рассматривались  лишь как моральные, этические категории. Возможность же правовой защиты чести и достоинства гражданина предусматривалась значительно позже. Следует отметить, что когда в России лишь стали ставить вопрос о компенсации за униженную честь и достоинство, репутацию, то в Европе это было уже обычным явлением.

         В современном мире права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью. Исполнение данных прав невозможно без уважения чести и достоинства человека.

         Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация. При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении. Деловая репутация - понятие, подвергшееся в настоящее время реанимации. Его возрождение естественно и более того - необходимо. Однако необязательно привязывать этот процесс только к коммерциализации общества, поскольку сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного развития.

        Право на честь, достоинство и деловую репутацию является неотъемлемым правом любого физического лица, трудового коллектива или организации. Его нарушение причиняет существенный моральный вред, ущерб в свободе действий и в общественном положении, производя на окружающих невыгодное впечатление. Поэтому государство должно защищать это личное неимущественное право.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации. Субъекты, обладающие данными нематериальными благами

Понятия "честь", "достоинство", "репутация" определяют близкие  между собой нравственные категории  и различаются лишь в субъективном или объективном подходе при  оценке этих качеств. Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, а также социальная оценка моральных и иных качеств личности. Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга, своего общественного значения и определяет субъективную оценку личности. Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности.1

В Древней Греции и  в Древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом.

Понятия чести и достоинства  имеют определенную направленность, и поэтому при толковании понятия  чести нужно разграничивать чувство чести от сознания собственного достоинства. Объектом данных понятий является человек или группа людей,коллектив, в более широком плане говорят о чести нации.

Характеристика понятия  чести содержит два аспекта - объективный  и субъективный, или личный. Честь - это общественная оценка признания  обществом, и ее содержание является социальным, не зависящим от индивидуального человека, основывается на сложившихся нравственных принципах и выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.2

Субъективная (личная сторона) чести заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами и правилами. Личная сторона чести неразрывна с социальной и поэтому подчиняется и обуславливается последней, оказывая на нее огромное воздействие, ведь человек не может "уклониться" от суждений окружающих его людей.

Честь - категориея историческая, она возникла с появлением человеческого общества, и поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию. При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица. В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности, и в этом проявляется его объективный характер. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей (его общественная оценка и положительная репутация человека).

Достоинство - это самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, т.к., находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, индивидуум не может не считаться с тем, как оценивает его коллектив или общество. В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как о члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом. Достоинство каждого человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества, а в то же время человек обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению и профессиональной принадлежности.3

Достоинство, как и  честь, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Социальный характер достоинства проявляется в том, что моральная ценность и общественно значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. В то же время данная категория выступает еще и как чувство собственного достоинства, представляющее собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, которые обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.

Честь и достоинство  имеют неразрывную связь между  собой, т.к. в их основе лежит единый критерий нравственности. Однако, несмотря на неразрывную связь между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют различия, которые заключаются в том, что честь - объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается и меняется по мере развития его общественной деятельности.4

Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация, которая совпадает с понятием чести в ее внешнем, объективном значении. Репутация человека зависит от него самого, т.к. формируется на основе его поведения. Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется.

Репутация завоевывается  делом, отсюда, по всей видимости, родилось такое понятие, как "деловая репутация", которое в условиях развития новых экономических отношений в настоящее время приобретает все большее значение.

Необходимо отличать понятия чести и достоинства  от понятия деловой репутации  по субъективному составу гражданских  правоотношений. Носителем деловой репутации может быть только субъект - производитель материальных благ (товаров, услуг, работ), а носителем чести и достоинства может быть любое физическое лицо.5

Второе отличие состоит  в том, что деловая репутация  не является личным, а честь - это оценка личности обществом, достоинство - внутренняя самооценка личности. Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их приобретает. Деловая репутация - это создавшееся с течением времени общественное мнение, которое может быть как отрицательным, так и положительным.

Третье отличие заключается  в том, что нарушение деловой  репутации строится на элементах  нематериальных объектов хозяйствующих  субъектов, которые являются предметом  его репутации в конкретной области  и в конкретный момент деятельности и не должны затрагивать общую оценку, данную хозяйствующему субъекту обществом.

Деловая репутация представляет собой частный случай репутации  и сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства. Деловой репутацией может обладать любой индивидуально-определенный хозяйствующий субъект: а) гражданин-предприниматель; б) гражданин, работающий по общегражданскому договору; в) гражданин, работающий по трудовому договору (контракту); г) юридическое лицо.6

2. Система гражданско-правовых способов защиты чести, достоинства и деловой репутации

Процесс демократизации нашего общества пошел вперед и в связи с этим взор был обращен и на личность. Были введены нормы защищающие нематериальные блага. Закреплены законодательно права и  
свободы личности. Стали широко толковаться такие личные неимущественные права как честь и достоинство. Введено новое понятие – деловая репутация. Согласно Конституции РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может не может быть основанием для его умаления. Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ст. ст. 21,23). Это конституционное положение закреплено во многих законодательных актах.

Законодательство предусматривает  несколько способов защиты от посягательств  на честь, достоинство или деловую  репутацию.

1 Использование права  на опровержение или ответ.  Этот способ мало популярен,  поскольку позволяет лишь оправдаться и не предусматривает денежной компенсации. Кроме того, вопрос о распространении отдается на усмотрение редакции СМИ, которая может под различными, вполне законными предлогами, отказать в реализации права. И даже если опровержение (ответ) будет опубликовано, оно может сопровождаться негативными комментариями, которые нанесут чести, достоинству и деловой репутации еще больший вред, чем первоначальный материал.

  1. Предъявление иска о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда. Наиболее популярный способ, позволяющий, во-первых, привлечь на свою сторону правоохранительные органы, которые с момента предъявления иска будут понуждать ответчика являться в суд и доказывать свою правоту, а впоследствии – обеспечат исполнение вынесенного решения. Во-вторых, дающий возможность получить при желании “утешительный приз” в форме денежной компенсации, размер которой может составить от 1 рубля до нескольких миллионов рублей.

3 Привлечение виновных  к уголовной ответственности за клевету и оскорбление. Наименее популярный способ в силу сложности доказывания состава преступления и моральной неготовности правоохранительных органов к рассмотрению подобных дел. В силу перечисленных причин случаи реального привлечения и журналистов и редакторов к уголовной ответственности единичны.7

Из п. 2 ст. 150 следует, что гражданско-правовая защита нематериальных благ (неимущественных  прав) возможна: во-первых, когда существо нарушенного права (блага) и характер последствий этого нарушения допускают возможность использования общих способов гражданско-правовой защиты и, во-вторых, когда для защиты этих прав в ГК или иных законах предусмотрены специальные способы. Так, специальные способы установлены для защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан, а также деловой репутации юридических лиц, для защиты права на имя, для защиты интеллектуальной собственности (см. Закон об авторском праве, Патентный закон, Закон о товарных знаках и др.).8

Информация о работе Понятие чести, достоинства и деловой репутации