Понятие государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Каждый наделен правом на информацию, правом не только знать, быть информированным, но и правом распространения этой информации. В эпоху торжества демократических ценностей, развития демократических правовых институтов, признания важности и необходимости соблюдения сформировавшихся международных стандартов прав человека, такое право не могло не быть закрепленным и в основополагающем акте российского законодательства – Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме в декабре 1993 года.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Понятие государственной тайны …………………………………………………..4
Органы защиты государственной тайны …………………………………………..7
Заключение …………………………………………………………………………15
Список использованной литературы ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

гос тайна.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

Понятие государственной  тайны …………………………………………………..4

Органы защиты государственной  тайны …………………………………………..7

Заключение …………………………………………………………………………15

Список использованной литературы ……………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый наделен правом на информацию, правом не только знать, быть информированным, но и правом распространения  этой информации. В эпоху торжества  демократических ценностей, развития демократических правовых институтов, признания важности и необходимости  соблюдения сформировавшихся международных  стандартов прав человека, такое право  не могло не быть закрепленным и  в основополагающем акте российского законодательства – Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме в декабре 1993 года.

Информация, ценность обладания  которой в условиях бурного и  непрерывного развития процессов информатизации, пронизывающих все возможные  сферы человеческой жизнедеятельности, так же непрерывно возрастает, становится предметом не только быта, повседневной жизни. Сведения, составляющие её, вполне могут стать и предметом гражданского оборота, как то купля-продажа, повлиять на принятие тех или иных решений (часто в виде слухов). Иными словами ее содержанием могут стать как обыденные вещи, так и важные стороны нашей жизни.

В первую очередь здесь  может идти речь о жизненно важных интересах, (такой термин можно встретить  в некоторых правовых актах) общества, личности и государства. Безопасность, определяемая официально как состояние  защищенности этих интересов, во избежание  нанесения им ущерба в результате распространения. Особую актуальность в этом случае приобретают возможные  способы воздействия на общественные отношения, регламентирования их, объединяемые обычно под понятие государственная  тайна. Суверенитет России, необходимость  обеспечения ее обороны и безопасности, диктует необходимость ограничения  такого права. Обладание информацией, ставящей под угрозу интересы безопасности государства, так называемыми сведениями, составляющими государственную  тайну, должно быть сопряжено с выполнением  требования о ее сохранности и  распространении среди ограниченного  круга лиц, что во многом основано на доверии к ним.

Опосредуя эти отношения, с помощью специально создаваемого законодательства, государство в  лице его чиновников стремится обеспечить баланс интересов общества, государства  и отдельного гражданина (человека) на профессиональной основе, т.е. с учетом в первую очередь мнения специалистов, общественности.

Актуальность данной работы выражается в малоизученности данной проблематики сторонними авторами в сфере политологии, социологии и иных дисциплин. Данная проблема рассматривалась, прежде всего, в сфере нормативно-правового регулирования, не затрагивая ее общественно-личностный подтекст. Поэтому, одной из причин все большей актуализации данной проблемы является возможность ее рассмотрения с другой точки зрения.

Еще одной причиной высокой  актуальности является необходимость  модернизации нормативно-правового  регулирования данного вопроса  для повышения эффективности  защиты информации, составляющей государственную  тайну, в виду возможности нанесения  непоправимого ущерба Российской Федерации  в случаи ее разглашения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие государственной  тайны

Отнесение информации к государственной  тайне осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «О государственной тайне»: «Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ»1.

В ст.5 ФЗ «О государственной  тайне» изложены сведения, подлежащие отнесению к государственной тайне, которые подразделяются на четыре основные группы:

  1. сведения в военной области;
  2. сведения в области экономики, науки и техники;
  3. сведения в области внешней политики и экономики;
  4. сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

Основным критерием отнесения  сведений к государственной тайне  является необходимость обеспечения  обороны безопасности государства  и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Данный Перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых  может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Согласно ст.8 Федерального Закона «О государственной тайне» установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Основным критерием при  отнесении сведений к тому или  иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который  может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения  указанных сведений.

Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют  наибольшую защиту, присваивается гриф «особой важности»; требующим меньшую степень защиты – «совершенно секретно», затем «секретно».

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности  утверждены Постановлением Правительства РФ2.

Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению  сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений, а его структура – учитывать ведомственную или отраслевую специфику.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени  тяжести ущерба, который может  быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими  документами, которые утверждаются руководителями органов государственной  власти, наделённые полномочиями по отнесению  сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной  тайны.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области  военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности, распространение которых  может нанести ущерб интересам  РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям  следует относить сведения в области  военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности, распространение которых  может нанести ущерб интересам  министерства (ведомства) или отрасли  экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям  следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную  тайну. Ущербом безопасности РФ в  этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Таким образом, отнесение  сведений, составляющих государственную  тайну, к той или иной степени  секретности зависит от того, в  насколько широкой сфере может  быть причинен ущерб безопасности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы защиты государственной тайны

К органам защиты государственной  тайны относятся:

  • межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
  • органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба (Внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны  является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной  власти по защите государственной тайны  в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных  и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной  тайне.

Органы государственной  власти, предприятия, учреждения и организации  обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и  в пределах своей компетенции. Ответственность  за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах  государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

Допуск должностных лиц  и граждан Российской Федерации  к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск предусматривает  для принимающих такое решение:

  • принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
  • согласие на частичные, временные ограничения их прав (права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне);
  • письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
  • определение видов, размеров и порядка предоставления льгот; ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
  • принятие решения руководителем органа государственной власти предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну3.

При решении вопроса о  допуске к государственной тайне  проводятся проверочные мероприятия. Объем проверочных мероприятий  зависит от степени секретности  сведений, к которым будет допускаться  оформляемое лицо.

Для должностных лиц и  граждан, допущенных к государственной  тайне на постоянной основе, устанавливаются  льготы:

  • процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных  подразделений по защите государственной  тайны дополнительно к этим льготам  устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Взаимные обязательства  администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными  органами не допускается.

Устанавливается три формы  допуска к государственной тайне  должностных лиц и граждан, соответствующие  трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие  у должностных лиц и граждан  допуска к сведениям более  высокой степени секретности  является основанием для доступа  их к сведениям более низкой степени  секретности.

Порядок допуска должностных  лиц и граждан к государственной  тайне в условиях объявленного чрезвычайного  положения может быть изменен  Президентом РФ.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие  в качестве защитников в уголовном  судопроизводстве по делам, связанным  со сведениями, составляющими государственную  тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются  о, неразглашении государственной  тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной  тайны в таких случаях гарантируется  путем установления ответственности  указанных лиц федеральным законом.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске  к государственной тайне могут  быть:

Информация о работе Понятие государственной тайны