Понятие государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Каждый наделен правом на информацию, правом не только знать, быть информированным, но и правом распространения этой информации. В эпоху торжества демократических ценностей, развития демократических правовых институтов, признания важности и необходимости соблюдения сформировавшихся международных стандартов прав человека, такое право не могло не быть закрепленным и в основополагающем акте российского законодательства – Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме в декабре 1993 года.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
Понятие государственной тайны …………………………………………………..4
Органы защиты государственной тайны …………………………………………..7
Заключение …………………………………………………………………………15
Список использованной литературы ……………………………………………..

Файлы: 1 файл

гос тайна.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)
  • признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за Государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных4.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске  к государственной тайне принимается  руководителем органа государственной  власти, предприятия, учреждения или  организации в индивидуальном порядке  с учетом результатов проверочных мероприятий Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной  тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной  власти, предприятия, учреждения или  организации в установленных  законодательством о государственной  тайне случаях.

Прекращение допуска к  государственной тайне не освобождает  должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по не разглашению  сведений, составляющих государственную  тайну.

Решение администрации о  прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной  тайне и расторжении на основании  этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в  вышестоящую организацию или  в суд.

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также  на их структурные подразделения  по защите государственной тайны. Порядок  доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную  тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов  государственной власти, предприятии, учреждений и организаций несут  персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное  лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими  государственную тайну, и в таких  объемах, которые необходимы ему  для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут  уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность  в соответствии с действующим  законодательством.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с государственной  тайной, созданием средств защиты информации, а также с выполнением  мероприятий и (или) оказанием услуг  по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени  секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается  на Государственную техническую  комиссию при Президенте РФ, Федеральную  службу безопасности РФ, Федеральное  агентство правительственной связи  и информации при Президенте РФ, Министерство обороны РФ.

Защита государственной  тайны – наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием «государственная тайна» стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.

В ст.20 Федерального Закона «О государственной тайне» к органам, непосредственно обязанным защищать государственную тайну, относят:

  • Межведомственную комиссию по защите государственной тайны;
  • органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

На первом месте среди  органов защиты государственной  тайны находится Межведомственная комиссия по защите государственной  тайны. Данный орган носит надведомственный характер и занимается исключительно вопросами защиты государственной тайны в отличие от других органов защиты государственной тайны, в функции которых входит исполнение также иных обязанностей согласно их основному профилю.

Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и  гражданами. Руководство деятельностью  Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации, что  подчеркивает особую важность и значимость данного органа.

В ч.3 ст.7 Закона «О федеральной службе безопасности» также указано, что граждане РФ, допущенные к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации5.

Нарушение законодательства о государственной тайне может  совершаться как умышленно, так  и неосторожно. За умышленное нарушение  законодательства о государственной  тайне в виде государственной  измены, шпионажа, разглашения государственной  тайны предусмотрена уголовная  ответственность ст. ст.275, 276, 283 УК РФ соответственно. Также уголовная  ответственность предусмотрена  и за такое деяние, как утрата документов, содержащих государственную  тайну, ст.284 УК РФ. Однако это преступление совершается с неосторожной формой вины.

Нарушение правил защиты информации, и незаконная деятельность в области  защиты информации могут совершаться  как умышленно, так и неосторожно  и влекут административную ответственность, предусмотренную ст. ст.13.12, 13.13 КоАП РФ.

Однако приходится констатировать, что, во-первых, правоохранительные органы не умеют и не хотят пресекать  распродажу государственных секретов, которые принимают массовый, рыночный характер. На сегодняшний день отсутствует  классификатор, т.е. методика расчёта  ущерба, причинённого преступным посягательством, что не позволяет оценить тяжесть  последствий. Правовая база, регламентирующая охрану государственной тайны, недоработана и не соответствует имеющейся  нормативной базе, а именно – ФЗ «О государственной тайне» и указу Президента об утверждении перечня сведений, отнесённых к государственной тайне.

Как следует из ФЗ «О государственной  тайне», Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размера ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате её засекречивания.

На сегодняшний день отсутствие методик расчёта ущерба приводит к незащищённости государственной  тайны. Одним из основных квалифицирующих  признаков таких преступлений, как  государственная измена и шпионаж, является наличие ущерба, определить которых в настоящее время  не представляется возможным. Отсутствует  чёткое законодательное регулирование  таких основных вопросов: что есть государственная измена, а что – разглашение гостайны, кто несёт ответственность, какой ущерб причинён безопасности и обороноспособности страны. К сожалению, пока ответы на эти важные вопросы, от которых зависят не только государственные интересы, но судьбы граждан, решаются по усмотрению и настроению суда, а не по чётким и однозначным регламентациям в законе.

Таким образом, рядовой человек, не знакомый с перечнем министерства, ведомств и других субъектов, наделённых правом засекречивания, не в состоянии  определить, что есть государственный  секрет, а что нет. Парадоксальная вещь: кража мешка картошки или  мелочи из кармана уголовным законодательством  более урегулирована, чем противоправная распродажа гостайны стоимостью в миллионы и миллиарды долларов. Правоохранительная система в связи с правовой неурегулированностью пока не может расставить барьеры для предотвращения утечки гостайны и госсекретов. Безнаказанность истинных виновных способствует совершению подобных преступлений снова и снова.

На содержание аппаратов  министерств ведомств идут огромные бюджетные средства, но ответственность  за сохранение гостайны несут, к сожалению, не чиновники, а простые граждане.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в  пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной  тайны в органах государственной  власти, на предприятиях, в учреждениях  и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством РФ.

Органы государственной  власти, наделенные в соответствии с Законом «О государственной тайне» полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в  Администрации Президента РФ, в аппаратах  палат Федерального Собрания, Правительства  РФ организуется их руководителями.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в  судебных органах и органах прокуратуры  организуется руководителями этих органов.

Надзор за соблюдением  законодательства при обеспечении  защиты государственной тайны и  законностью принимаемых при  этом решений осуществляют Генеральный  прокурор РФ и подчиненные ему  прокуроры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в целом можно  заключить, что система защиты государственной  тайны в Российской Федерации  сформирована, в первую очередь речь идет о нормативной ее базе. Приняты законы о государственной тайне, о безопасности, на основе и с соблюдением конституционных норм и норм ратифицированных международных договоров, а также ряд других подзаконных актов. Ряд положений, которых уже получили официально оценку Конституционного Суда России, органа конституционного судопроизводства, высших судебных органов общей юрисдикции. Т.е. сформирован и механизм соблюдения, соответствия законодательства о государственной тайне основному закону страны и международным договоренностям.

Официально закрепив определение понятия государственной тайны, была установлена и система ее защиты, определены органы и меры. Возможно, четкому определению подвергнут и перечень сведений, составляющих государственную тайну, правовой гарантией соблюдения интересов всего общества стало закрепление перечня сведений, не могущих быть засекреченными. Однако же их неточность, размытость, объективно существующая, и также не могущая быть преодоленной по объективным же причинам, привела к возникновению ряда судебных процессов, затягиваемых порой на годы.

В целом можно сказать, что в данное время, время информационных технологий, информация стала одним  самых дорогих и необходимых  ресурсов. И для успешного развития государства, если рассматривать отдельно государственную тайну, необходимо совершенствовать механизмы защиты этой информации от третьих лиц для  укрепления и сохранения своего суверенитета.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях .

4. Федеральный закон от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»

5. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40 «О Федеральной службе безопасности».

6. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

7. Постановление Правительства  РФ от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

8. Постановление Правительства  РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

Информация о работе Понятие государственной тайны