Понятие и классификация трудовых споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной темы выступает изучение трудового права, а именно исследование такого явления, как трудовой спор, - его понятие, сторон, классификации.
Задачами исследования являются:
- определить общую характеристику трудовых споров;
- определить классификацию трудовых споров;
- рассмотреть порядок рассмотрения трудовых споров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2

I. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СПОРА. 5

II. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. 9
2.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. 15
2.2. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 35

Файлы: 1 файл

Понятие и классификация трудовых споров_курсовая работа.docx

— 71.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

 

I. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СПОРА. 5

 

II. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. 9

2.1. Порядок  рассмотрения индивидуальных трудовых  споров. 15

2.2. Порядок  рассмотрения коллективных трудовых  споров. 20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 35

Нормативно-правовые акты 35

Научная и  учебная литература 36

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Рыночная  экономика невозможна без применения человеческого труда. Это аксиома. Однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто экономическими категориями, современные российские политики и предприниматели нередко забывают об этом. На первое место выходят проблемы собственности, организационно-правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы рыночной экономики, но она не может существовать без рынка труда, на котором продается и покупается такой специфический «товар», как рабочая сила, способности человека к тому или иному виду труда. Все остальное производно от этого. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности1.

Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать своё конституционное право на труд в самых разнообразных формах. Существенно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одновременно запрещается принудительный труд.

Конституция РФ признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с  использованием установленных федеральным  законом способов их разрешения, включая  право на забастовку.

Однако  эти очень важные для каждого  человека конституционные гарантии не реализуются автоматически в  конкретных трудовых правоотношениях, в которые вступает человек, начиная  работать в качестве наемного работника  и заключая трудовой договор. Они конкретизируются с учётом законов, иных нормативных правовых актов в трудовом договоре.

Интересы  работодателя и нанимаемого им работника  не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой  стадии трудового правоотношения, что, в свою очередь, приводит к возникновению  конфликтов.

Человеческое  общество в принципе не может существовать бесконфликтно. В цивилизованном обществе должны создаваться все условия  если не для устранения причин конфликтов, то хотя бы для смягчения их последствий. Это очень непростая задача, и  она решается тем труднее, чем  более кризисная ситуация складывается для отдельного человека или общества в целом.

Государство с помощью трудового права  создает механизм, нацеленный на взаимный учет интересов сторон - участников трудовых отношений. Однако не следует  переоценивать роль права, которое  само по себе не в состоянии решить политические и экономические проблемы. Поэтому крайне важно наличие  в правовой системе норм, гарантирующих  эффективный механизм рассмотрения конфликтов, их справедливого разрешения и реализации вынесенных решений.

Объектом  данной курсовой работы является общественные отношения, возникшие в результате трудового спора.

Предметом настоящей работы является исследование природы трудовых споров и их классификации.

Целью исследования данной темы выступает изучение трудового  права, а именно исследование такого явления, как трудовой спор, - его понятие, сторон, классификации.

Задачами  исследования являются:

- определить  общую характеристику трудовых  споров;

- определить классификацию трудовых споров;

- рассмотреть порядок рассмотрения трудовых споров.

При написании  данной дипломной работы были использованы работы: И.А. Костян, А.М. Куренного, Л.Н. Симанович, Б.И.

Также использовались актуальные профессиональные журналы  «Кадровик. Трудовое право для кадровика» и «Отдел кадров» и учебные  пособия под редакцией С.Ю. Головиной, М.В. Молодцова, Ю.П. Орловского, А.М. Куренного, С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова и иных авторов, специализирующихся на исследовании трудового права.

Данная  курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе даётся общая характеристика трудовых споров: их понятие, стороны; во второй описана классификация и виды трудовых споров с детальным раскрытием порядка рассмотрения трудовых споров, как одного из подвидов классификации трудовых споров.

В работе были использованы следующие методы: сравнительно - юридический, сравнительно-правовой, исторический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СПОРА.

 

Система регулирования трудовых споров в  нашей стране начала складываться только с начала 90-х годов прошлого века. Её правовую основу составляли Законы СССР от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и от 11 марта 1991 г. «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров», а также Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»2.

Трудовые  конфликты между сторонами трудовых правоотношений, - работодателем и работником, могут возникать по разным поводам, разным основаниям и на любом этапе трудового правоотношения. Причём они могут не только возникать в период действия трудового правоотношения, но и предшествовать ему или приходить ему на смену.

Однако  при этом конфликт не всегда рассматривается  как синоним правового термина «трудовой спор».

Конфликт может существовать, но не развиваться, при этом стороны не предпринимают никаких усилий, чтобы его урегулировать, - однако разрешение такого конфликта возможно сторонами в любой момент времени добровольно в результате переговоров. Но если конфликт не решается его участниками и возникает необходимость привлечения к его разрешению специальных уполномоченных на это органов, конфликт перерастает в трудовой спор. Однако представляется важным в первую очередь воспользоваться прежними достижениями науки и практики и пересмотреть взгляды на повышение результативности работы органов внесудебной и судебной защиты трудовых прав и законных интересов3.

Однако  не всякий конфликт можно назвать  спором в юридическом смысле. В Большом толковом словаре русского языка, изданном Институтом лингвистических исследований РАН, спор трактуется как:4

1) словесное  состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон  отстаивает свое мнение, свою  правоту;

2) взаимное  притязание на владение чем-либо, разрешаемое судом.

Такое понимание  спора, как правило, предполагает наличие  беспристрастного арбитра, способного, по мнению спорящих сторон, правильно  оценить доводы каждой из них.

Оно вполне подходит к трудовым спорам, так  как интересы сторон трудовых отношений  объективно не во всем совпадают - работодатель всегда заинтересован в том, чтобы  работник больше работал и меньше получал, работник - в обратном: меньше работать и больше получать. Совместить эти позиции весьма сложно. Чаще всего именно коллизии интересов  служат первопричиной большинства  трудовых споров.

Тем не менее, не каждый конфликт перерастает в  юридический спор, и участники  отношений, регулируемых трудовым правом, могут разрешить свой конфликт мирным путём и не допустить перехода возникающих между ними разногласий в стадию трудового спора.

Кроме того, нельзя не учитывать психологические  факторы. Так, большинство работников, несмотря на недовольство неправомерными действиями работодателя, все же избегают обращения за защитой своих прав в компетентные органы, опасаясь (и  не без оснований) оказаться не у  дел. Ведь работник после разрешения спора в его пользу опять остаётся один на один с работодателем, от которого всегда находится в зависимости. Формально равноправные стороны фактически неравноправны в трудовых отношениях.

Следует признать, что для работников обращение  в органы по рассмотрению трудовых споров связано с определённым риском – вплоть до потери работы. Поэтому, поразмыслив, работники чаще всего не решаются выносить возникающие между ними и работодателями разногласия на рассмотрение органов, уполномоченных государством разрешать трудовые споры. В таком случае разногласия не перерастают в трудовой спор, то есть не становятся предметом рассмотрения специальных органов.5

Разрешение трудовых конфликтов без постороннего вмешательства не всегда возможно. Законодательство о трудовых спорах как раз и призвано разрешать их в рамках цивилизованных процедур.

Рассмотрение  трудовых споров в установленном  законодательством порядке (в том  числе и специально уполномоченными на то органами) даёт возможность защитить конституционное право граждан на труд.

Понятие термина «трудовые споры» представляющий собой особую категорию трудового права, определяются в Трудовом кодексе (ст. 381 и 398) как неурегулированные разногласия двух видов: 1) между работодателем и отдельным работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) индивидуальный трудовой спор; 2) между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организации, — коллективный трудовой спор.

Таким образом, трудовые споры – это разногласия  между субъектами трудового права  по поводу установления условий труда  или заключения трудового договора, а также применения норм трудового  законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган.

Из этого  определения видно, что нельзя сводить  трудовые споры только к разногласиям между  отдельными работниками и  предприятием, понятие трудовых споров шире: оно включает в себя конфликты  и между другими субъектами трудового  права, например между трудовым коллективом  и администрацией. Кроме того, споры  по своему характеру могут быть связаны  как с применением норм трудового  законодательства (правильным или неправильным), так и с установлением новых  условий труда, ещё не урегулированных  нормами трудового права, например в процессе заключения коллективного  договора. Наконец, трудовые споры это  не просто разногласия между сторонами, а лишь те из них, что переданы на рассмотрение соответствующего юрисдикционного  органа (органа, уполномоченного государством принять обязательное для сторон решение.

Разобравшись  с раскрытием природы и содержания термина «трудовой спор» перейдём непосредственно к классификации  этой категории трудового права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ.

 

Переходя  к классификации трудовых споров, необходимо отметить, что все трудовые споры различны по своему субъектному составу, характеру разногласий и порядку рассмотрения, - соответственно этим основаниям они могут быть классифицированы.

По субъектному  составу все споры в области трудовых правоотношений делятся на индивидуальные и коллективные.

Понятие индивидуального трудового спора  приводится в статье 381 Трудового  кодекса РФ, согласно которой индивидуальный трудовой спор - неурегулированные  разногласия между работодателем  и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного  договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том  числе об установлении или изменении  индивидуальных условий труда), о  которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Субъектом индивидуального спора, противостоящим работодателю, является определённый работник, заявляющий требование о восстановлении или признании своих прав. Кроме того, субъектом индивидуального спора может быть гражданин, изъявивший желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

 По общему правилу, индивидуальные трудовые споры, в зависимости от их подведомственности, подразделяются на рассматриваемые в общем порядке и на индивидуальные споры (рассматриваются непосредственно судом). Кроме того, некоторые из них могут разрешаться работодателем и соответствующим профсоюзным органом, а также вышестоящим органом.

Основной  причиной индивидуальных трудовых споров являются разногласия между работником и работодателем непосредственно  или в лице его администрации. По предмету разногласий споры можно  подразделить на три группы в зависимости от непосредственных причин возникновения.

1. Работники  претендуют на улучшение условий  продажи своей рабочей силы - увеличение  заработной платы, льгот, продолжительности  отпуска, улучшение условий на  производстве и т.п., а работодатель  с этим не согласен.

2. Работники  хотят сохранить действующие  условия труда при посягательстве  на них со стороны работодателя.

3. Споры  юридического характера. К ним  относятся те, которые возникают  из-за сложности и противоречивости  законодательных и иных нормативных  правовых актов, а также в  силу того, что многие административные  работники плохо знают трудовое  законодательство.

Информация о работе Понятие и классификация трудовых споров