Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 17:54, курсовая работа
Целью исследования данной темы выступает изучение трудового права, а именно исследование такого явления, как трудовой спор, - его понятие, сторон, классификации.
Задачами исследования являются:
- определить общую характеристику трудовых споров;
- определить классификацию трудовых споров;
- рассмотреть порядок рассмотрения трудовых споров.
ВВЕДЕНИЕ 2
I. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО СПОРА. 5
II. КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. 9
2.1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. 15
2.2. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 35
Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (статья 398 Трудового кодекса РФ).
Субъектом
коллективных трудовых споров, противостоящим
работодателю или его представителю,
является трудовой коллектив или
представители работников, заявляющие
требования по поводу установления и
изменения условий труда (включая
заработную плату), заключения, изменения
и выполнения коллективных договоров,
соглашений, а также в связи
с отказом работодателя учесть мнение
выборного представительного
По характеру разногласий трудовые споры дифференцируются на исковые и неисковые.
К спорам
искового характера относятся
К спорам
неискового характера относят разногласия,
возникающие в связи с
Коллективные трудовые споры всегда имеют неисковой характер и поэтому разрешаются в особой процессуальной форме.
По виду спорного правоотношения, из которых возникают трудовые споры, выделяют:
- споры, возникающие из трудовых правоотношений (например, споры об удержаниях из заработной платы, о дисциплинарных взысканиях);
- из правоотношений по трудоустройству (спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого лица, с которым наниматель обязан заключить трудовой договор);
- из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда (оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо);
- из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве (направление на повышение квалификации в другую местность);
- из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятия (оспаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб);
- из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;
- из правоотношений профкома с нанимателем по вопросам труда, быта, культуры (трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки);
- из правоотношений трудового коллектива с нанимателем (при выборах и утверждении хозяйственных руководителей и другие);
- из социально-партнерских правоотношений.
По содержанию трудовые споры делятся на трудовые споры:
- возникающие в связи с применением установленных условий труда;
- по установлению новых или изменению уже установленных условий труда.
По порядку рассмотрения трудовые споры подразделяются на споры, рассматриваемые: общим порядком (последовательное рассмотрение спора в комиссии по трудовым спорам, затем в суде); судебным порядком (непосредственно в суде, минуя комиссию по трудовым спорам); особым порядком (в рамках специальных процессуальных форм).
Способ (порядок) разрешения трудового спора определяется в зависимости от вида трудового спора и его характера.
Индивидуальные
трудовые споры (конфликты права) как
споры искового характера подлежат
рассмотрению в комиссии по трудовым
спорам (КТС), избираемой в организации.
Если работник самостоятельно или с
участием представляющей его интересы
профсоюзной организации не урегулировал
разногласия при
КТС и суд разрешают индивидуальные споры, вынося решения о восстановлении или признании права либо отказывая в иске. Данные решения обязательны для сторон, в противном случае подлежат принудительному исполнению.
Иной
порядок установлен для разрешения
коллективных трудовых споров неискового
характера (конфликты интересов). Прежде
всего стороны спора обязаны
принять участие в его
Следующие
этапы в разрешении коллективного
трудового спора
Участие посредника завершается принятием согласованного решения или протоколом разногласий, а рекомендации, разработанные трудовым арбитражем, приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об их выполнении.
Следовательно, только соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, имеет для сторон обязательную силу.
Недостижение соглашения путём примирительных процедур может привести к обострению спора и забастовке. В период забастовки стороны обязаны продолжить проведение примирительных процедур до полного разрешения коллективного трудового спора. Порядок разрешения коллективных трудовых споров в Российской Федерации нацелен на достижение согласия спорящих сторон путем возможного компромисса, взаимных уступок, исполнения взятых обязательств, учета взаимных интересов. В общем плане порядок разрешения коллективных трудовых споров должен способствовать развитию социально-партнерских отношений работников (их представителей) с работодателями.
Любой трудовой
спор может разрешиться путём
переговоров работника с
Свои
требования работник может изложить
в заявлении и передать его
работодателю в установленном порядке.
Но лучше встретиться с
Разрешение
индивидуального трудового
Работник
может вести переговоры как самостоятельно,
так и с участием представителя.
Статья 370 Трудового кодекса РФ гласит,
что профсоюзная организация
может принимать участие в
рассмотрении трудовых споров, связанных
с нарушением законодательства об охране
труда, обязательств, предусмотренных
коллективными договорами и соглашениями,
а также с изменениями условий
труда. В случаях нарушения
Работник, осуществляющий свою трудовую деятельность у работодателя - субъекта малого бизнеса, который не нашел понимания своих проблем со стороны работодателя, может сразу же обратиться в суд. Но у него так же существует возможность привлечь к решению своих проблем представителей Федеральной инспекции труда или прокуратуры.
В случае
поступления заявления по факту
индивидуального трудового
Ещё одним
органом, в который может обратиться
работник за защитой своих прав при
невозможности разрешения индивидуального
трудового спора путём
Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 387-389).
Важной новеллой ТК РФ является то, что комиссия по трудовым спорам более не рассматривается как первичный орган по рассмотрению трудовых споров7.
КТС – альтернативный орган трудовой юстиции. Согласно ст. 391 ТК РФ работник вправе обратиться за защитой своих прав как в КТС, так и непосредственно в суд, минуя КТС.
Статья 385 Трудового кодекса определяет компетенцию комиссии по трудовым спорам.
Предварительное рассмотрение спора в КТС не является обязательным условием, без соблюдения которого работник не может обратиться в судебные органы. Работник может обратиться в суд, минуя комиссию. Инициаторами образования КТС выступают сами стороны трудового спора - работник и работодатель. На рассмотрение комиссии трудовой спор поступает, когда работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. КТС в данном случае является арбитром между сторонами в споре. И если стороны обращаются к этому арбитру, то они обязаны соблюдать определенный порядок спора и подчиняться решению, которое будет принято.
КТС рассматривает споры о переводах на другую работу и об изменении иных условий трудового договора, о наложении дисциплинарных взысканий, об оплате труда, а также иные споры, связанные с соблюдением условий трудового договора. В КТС не могут рассматриваться споры по вопросам установления норм труда, должностных окладов и тарифных ставок, изменения штатов, присвоения тарифных разрядов. Неподведомственны КТС и другие споры, разрешение которых законом отнесено к компетенции только суда или иных органов.
КТС обязана
рассмотреть индивидуальный трудовой
спор в течение 10 календарных дней
со дня подачи работником заявления.
Спор рассматривается в присутствии
работника, подавшего заявление, или
уполномоченного им представителя.
Рассмотрение спора в отсутствие
работника допускается лишь по его
письменному заявлению. В случае
неявки работника или его
В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением КТС. Либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.
Судебная практика пошла по пути
разрешения индивидуальных трудовых споров
путем подачи исковых заявлений.
Необоснованный отказ в приеме на
работу лиц, равно как и наложение
дисциплинарного взыскания, несомненно,
является одном из случаев нарушения,
допускаемых в процессе применения
норм трудового законодательства. Восстановление
нарушенного права