Понятие и особенности договора контрактации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
- раскрыть понятие и признаки договора контрактации;
-изучить особенности заключения и содержания договора контрактации;
-рассмотреть порядок исполнения договора контрактации, его изменение и расторжение.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и особенности договора контрактации 5
1.1. Понятие, форма и существенные условия договора контрактации. 6
1.2.Отличие договора контрактации от смежных договоров 10
1.3.Содержание договора контрактации 14
Глава 2. Порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации 18
2.1. Заключение договора контрактации 18
2.2. Исполнение договора контрактации 19
2.3. Изменение и расторжение договора контрактации 25
Заключение. 27
Список литературы. 28

Файлы: 1 файл

курсовая договор контрактации распечатать.docx

— 68.51 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1.  Понятие и особенности договора контрактации 5

1.1. Понятие, форма и существенные условия договора контрактации. 6

1.2.Отличие договора контрактации от смежных договоров 10

1.3.Содержание договора контрактации 14

Глава 2. Порядок заключения, изменения, расторжения договора контрактации 18

2.1. Заключение договора контрактации 18

2.2. Исполнение договора контрактации 19

2.3. Изменение и расторжение договора контрактации 25

Заключение. 27

Список литературы. 28

 

 

Введение

Договор контрактации, как правовое средство обеспечения нужд государства  в сельскохозяйственной продукции, впервые появился в отечественной  правовой системе в конце 20-х годов XX века. Существенной для права особенностью этой новой системы заготовок  являлось то, что впервые в основу нормативного регулирования был  положен не правовой критерий субъектного  состава отношений (обеспечение  нужд государства (казны) как особого  участника гражданско-правовых отношений), а политико-экономический принцип  построения социалистической системы  хозяйствования, разделения огосударствленной  экономики на отрасли промышленного  и аграрного производства.

Другими словами, метод контрактации использовался только в отношениях с непосредственными производителями  сельскохозяйственной продукции. Отношения, связанные с возмездной передачей  продовольственных товаров всех категорий от заготовительных организаций  потребителям или переработчикам, оформлялись  договором поставки. При этом, если продовольственные товары передавались в соответствии с планом, договор  поставки заключался в обязательном порядке. Вне плана мог заключаться  как договор поставки, так и  договор купли-продажи.

Переход к рыночной экономике, отказ  от монополии государства на закупку  сельскохозяйственной продукции существенно  изменили функцию договора контрактации. Сельскохозяйственные производители  получили возможность реализовать  свою продукцию по различным договорам (розничной купли-продажи, поставки, контрактации, мены, комиссии). Договор  контрактации, который раньше был  специальным типом договора, теперь стал одним из видов договора купли-продажи. Контрактация сельскохозяйственной продукции  сблизилась с поставкой товаров, так как общим для них является передача продавцом товаров покупателю для использования их в предпринимательской деятельности.

Контрактация служит своего рода правовым мостом, через который продукция  сельского хозяйства попадает от того, кто ее произвел, к заготовителю, промежуточному звену, принимающему на себя заботы по ее дальнейшему продвижению  на рынок. Отсюда и возникает ее специфика, послужившая поводом для выделения  контрактации в отдельный договорный вид.

Надо сказать, что заготовители существуют и в других сферах, однако контрактация выделяется из всех приведенных  отношений, во-первых, тем, что связана  с обеспечением страны таким важнейшим  ресурсом, как продовольствие, и, во-вторых, особым характером условий, в которых  работает производитель, зависящий  от капризов погоды, болезней сельхозживотных. Поэтому и потребовалось включение в Гражданский кодекс РФ посвященных контрактации норм, хотя в целом ее законодательное регулирование крайне скудно и ограничено четырьмя статьями ГК РФ и Федеральным Законом от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Этим и объясняется существующая сейчас актуальность изучение вопросов правового регулирования данного института гражданского права.

Объектом данного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в настоящее время  в России в сфере контрактации сельскохозяйственной продукции. Предметом  исследования являются правовые нормы, регулирующие данный вид отношений, и особенности их применения в  современных российских условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить некоторые задачи, перечень которых вытекает из самой цели:

- раскрыть понятие и признаки  договора контрактации;

-изучить особенности заключения  и содержания договора контрактации;

-рассмотреть порядок исполнения  договора контрактации, его изменение  и расторжение.

При написании курсовой работы используются исторический, логический и другие общенаучные методы. Предметом и  нормативной основой настоящей  курсовой работы является законодательство, правоприменительная практика Российской Федерации, учебные пособия. Теоретической  основой курсовой работы явились  труды таких исследователей как  Витрянский В.В., Брагинский М.И., Покровский И.А.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и особенности договора контрактации

 

    1. Понятие, форма и существенные условия  договора контрактации.

 

В ст. 535 Гражданского Кодекса Российской Федерации дается следующее понятие договора контрактации: это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю – лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Рассматривая  положения о договоре контрактации, можно сделать предположение, что существует два вида данного договора:

-договор, который заключается между государством и юридическими лицами;

-договор, заключаемый между любыми юридическими лицами, гражданами1.

Но все, же реально договор контрактации действует лишь в первом виде, что проистекает из практики его применения. Следовательно, можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации - это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого обязательно выступает государство. В свете сказанного деятельность коммерческих структур по закупке сельскохозяйственной продукции следует рассматривать в качестве обычной предпринимательской деятельности. Договоры же, заключаемые без участия государства как стороны, следует рассматривать как обычные договоры поставки. Более того, в самом тексте ГК (ч. 2 ст. 535) указана возможность применения правил о договоре поставки. Из вышеуказанного следует вывод, что нынешний договор контрактации несколько не соответствует требованиям времени, а именно развивающимся в стране рыночным отношениям со множеством действующих в них разнообразных субъектов.

Все же, несмотря на многостороннюю и небеспочвенную критику и споры по поводу необходимости существования данного института, разработчики нового Гражданского Кодекса включили положения о контрактации во вторую часть закона, причем без существенных изменений, как в части формулировок, так и в части содержания по сравнению с ранее действующими принципами2.

Говоря  о характерных чертах договора контрактации, следует указать, что он является3:

- формальным, то есть заключается в письменной форме;

- срочным  (в настоящее время он заключается  как правило сроком на один  год);

- возмездным;

- двусторонним;

- консенсуальным (считается заключенным с момента  соглашения сторон).

Существенными условиями договора контрактации являются условия о  количестве и наименовании подлежащей передаче сельхозпродукции. Специфика  этого договора позволяет определять количество продукции не в точных размерах, а в промежуточном выражении, то есть «от» и «до», что не противоречит ст.465 ГК РФ, допускающей установление количества путем указания порядка его определения. Условия о количестве и ассортименте по договору контрактации в связи с отсутствием специальных норм регулируются общими положениями о купле-продаже.

Рассмотрим наиболее важные из существенных условий договора:

1. количество и ассортимент определяется соглашением сторон.

2. качество продукции должно соответствовать требованиям стандартов, правилам ветеринарного и санитарного надзора. Это соответствие должно быть удостоверено соответствующими определенными документами. Меры такого порядка служат целями обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.

3. цена. Согласно Постановлению Правительства РСФСР от 19 декабря 1996 г. «О мерах по либерализации цен» (п.1), закупаемая государством по договору контрактации сельскохозяйственная продукция оплачивается по свободным рыночным ценам. Правительство РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ ежегодно устанавливает гарантированный уровень закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье, продовольствие, требующихся для государственных нужд и определяет квоты для поставщиков (товаропроизводителей) на закупку сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия по гарантированным ценам.

Исполнение договора должно осуществляться по ценам, существующим на момент его  заключения; ни одна из сторон не может  впоследствии расторгнуть договор  на основании несогласия с урегулированной  и установленной ранее ценой.

4. формы расчетов. Условия о расчетах являются одним из самых значительных и важных для договора контрактации. Судя по практике, самое большое количество претензий и исков имеет место в связи с неисполнением обязательств по договору, связанных именно с неисполнением или ненадлежащим исполнением условий по расчетам за товар.

Хотелось бы рассмотреть три вида расчетов, используемых по договору контрактации, выбор же формы расчетов зависит от таких факторов, как степень риска неисполнения обязательства, соотношение времени поставки продукции и оплаты за нее.

Итак, виды расчетов:

1). Согласно Положению «О безналичных  расчетах в РФ», утвержденному письмом Центрального Банка России 9 мая 1992 г. №14 (раздел III), при выборе в виде предварительной оплаты в качестве вида расчетов, в условия договора включаются:

а) размер перечисленной денежной суммы. Обычно он определяется в объеме полной стоимости товара при разовой поставке и в объеме полной стоимости очередной партии товара при поставке товара несколькими партиями.

б) срок платежа. Как правило, его связывают с совершением отдельных действий, таких как получение от поставщика уведомления о готовности товара к отгрузке.

в) номер расчетного счета поставщика, а также полное наименование банка и другие условия.

г) условия санкции за просрочку обязательств по расчетам за товар.

Надо отметить, что предварительная  оплата является наиболее надежным средством  обеспечения исполнения обязательства  по оплате ввиду того, что деньги поступают на счет поставщика еще  до отгрузки товара, и со стороны  поставщика не требуется никаких  расходов, связанных с производимыми  расчетами. Но в этом случае положение  покупателя выглядит не столь выгодным: у него не существует каких - либо гарантий своевременной поставки уже оплаченного  товара, поэтому используется и другая форма расчетов - оплата против получения  счетов, отгрузочных и иных документов.

2) Оплата товара против получения  документов осуществляется в  форме аккредитива в соответствии  с положениями главы 46, параграф 3 ГК РФ («Расчеты по аккредитиву»). По вышеназванному Положению «О безналичных расчетах» в условия о расчетах в таком случае включаются:

а) Вид аккредитива. Различаются покрытый (депонированный) и непокрытый (гарантированный) аккредитивы (ст.867 ГК РФ). В случае открытия покрытого аккредитива банк - эмитент обязан перечислить сумму аккредитива за счет плательщика или предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка - эмитента. При открытии непокрытого аккредитива у исполняющего банка есть право списания всей суммы аккредитива с ведущегося у него счета банка - эмитента.

Также аккредитивы делятся на безотзывные (ст.869 ГК РФ) и отзывные (ст.868 ГК РФ) - следовательно, важно указать в договоре, что аккредитив является безотзывным (который не может быть отменен без согласия получателя средств, то есть поставщика); если же это не указано, то аккредитив считается по умолчанию отзывным, а, следовательно, может быть изменен или отменен банком - эмитентом без предварительного уведомления получателя средств.

б) Полное наименование и почтовый адрес банка - эмитента.

в) Способ извещения поставщика об открытии аккредитива (обычно выплаты  по аккредитиву осуществляются после  предоставления предварительно оговоренных  документов).

г) Срок открытия и действия аккредитива, а также сроки предоставления документов после отгрузки товаров.

Этот момент весьма важен, так как  покупатель фактически выводит из своего оборота денежные средства, и при  неисполнении договора за время действия аккредитива деньги обесцениваются, что ведет к естественной потере прибыли. Следовательно, необходимо четко  определить сроки предоставления документов для получения выплаты, включить в него необходимое время для  отгрузки товара. Весь этот срок не должен превышать время действия аккредитива.

Информация о работе Понятие и особенности договора контрактации