Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 23:10, реферат
В современном праве (как зарубежном, так и российском) конкурсное право – институт несостоятельности (банкротства) достиг значительного уровня развития, хотя, конечно же, конкурсное право в современном понимании сформировалось отнюдь не сразу. Для того чтобы оценить все стороны правового регулирования этого института, а также выявить положительные и отрицательные моменты отдельных законодательных актов, необходимо обратиться к истории развития правового регулирования конкурсных отношений.
Введение 3
Понятие, предмет и метод конкурсного права 4
Цели и основные принципы конкурсного права 5
Отраслевая принадлежность конкурсного права 7
Этапы развития конкурсного права в России 10
Понятие и виды субъектов конкурсного права 13
Модель (этапы) развития конкурсных отношений 15
Заключение 19
Список используемой литературы 20
1-й этап - дореволюционный (XI век - 1917 г.)
В отличие от современных норм, критерием несостоятельности была неоплатность, т.е. должник не мог быть признан несостоятельным, если стоимость его имущества была достаточной для возврата долга. Понятия несостоятельности и банкротства были не тождественны друг другу (в отличие от современного законодательства) . Виды несостоятельности дифференцировались в зависимости от вины должника в своей несостоятельности и влекли различные правовые последствия3. «Несчастная несостоятельность» (без вины) могла быть только следствием стихийного бедствия либо вторжения врага. Ее последствия были наименее тяжкими: должник мог быть освобожден из-под ареста, продолжить предпринимательство. «Неосторожная несостоятельность» или «простое банкротство» предполагала вину несостоятельного. «Подложная несостоятельность» или «злонамеренное банкротство» - это умышленное создание фиктивной несостоятельности с целью незаконного обогащения за счет кредиторов. В этом случае банкрот лишался всех прав состояния и подвергался уголовной ответственности.
Меры по предупреждению несостоятельности (на добровольных и принудительных началах) кредиторы могли осуществить с помощью «администрации по делам торговым». На время действия администрации приостанавливалось исполнение требований кредиторов (прототип современного моратория на удовлетворение требований кредиторов). Судебных процедур, направленных на восстановление платежеспособности должника, законодательством не предусматривалось. Должник и кредиторы могли заключить мировое соглашение.
Вынесение судом определения о несостоятельности должника осуществлялось в ускоренном порядке (по сравнению с современным): должник мог быть признан несостоятельным уже в день поступления в суд сведений о его неплатежеспособности. С этого момента начиналось конкурсное производство. Должник и его имущество подвергались аресту, кредиторы предъявляли свои требования, избирали конкурсное управление для осуществления расчетов с кредиторами банкрота. Оно проводило опись, поиск и охрану имущества должника, проверяло законность заявленных требований кредиторов и относило их к очередям, которые существенно отличались от современных. В первую очередь выплачивались долги перед церковью, во вторую -перед государством, далее - долги, обеспеченные залогом имущества должника, затем - долги малолетним и опекаемым должника, долги домашним служителям за полгода и др.
2-й этап
развития российского
Дореволюционные правовые акты были отменены. Судами применялись разъяснения Пленума Верховного Суда до 1927 г., когда в Гражданский кодекс РСФСР были включены нормы о несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц . С 1930-х годов они перестали применяться в результате свертывания НЭПа, установления монополии государственной собственности. Постепенно положения конкурсного права были исключены из советской правовой системы.
3-й этап
развития российского
Результатом принятия Закона о банкротстве 2002 г. стало сокращение в 2003 г. в 8 раз числа поступивших заявлений о банкротстве, прежде всего, в связи с тем, что практически перестали поступать заявления налоговых органов о признании банкротами отсутствующих должников. Если в 2002 г. таких заявлений было около 82 000, то в 2004 г. - всего 268. В 2004 г. вновь наметился рост количества конкурсных процессов - в арбитражные суды поступило на 4,1% больше заявлений о банкротстве, а в 2005 г. - более чем на 100% (32 190 заявлений). Одной из причин увеличения стало определение порядка финансирования процедур банкротства отсутствующих должников из средств федерального бюджета. Поэтому в 2005 г. заявления с требованиями о признании банкротами отсутствующих должников составили 22%.
В конкурсных отношениях участвуют должник, кредиторы, органы кредиторов (собрание, комитет), органы юридического лица - должника, государственные органы, регулирующие и контролирующие действия субъектов, арбитражный суд.
Статус должника определяется теми организационно-правовыми формами юридических лиц, банкротство которых, во-первых, возможно, во-вторых, целесообразно (то же можно сказать о банкротстве физических лиц с точки зрения наличия либо отсутствия у них статуса индивидуального предпринимателя).
Статус кредиторов может быть определен в зависимости от различных критериев (определенности, характера, размера, наступления срока исполнения требования, других параметров).
Органы кредиторов (собрание и комитет) определенным образом формируются, имеют особую компетенцию и самостоятельное значение в конкурсных отношениях, что позволяет говорить о них как о субъектах конкурсного права (в то время как субъектами права гражданского они не являются).
Органы юридического лица - должника по сути не обладают собственной компетенцией в конкурсных отношениях, т.к. в силу норм Закона 2002г. не наделяются новыми правами и обязанностями, а сохраняют часть компетенции, существующей у них в рамках корпоративного права.
Статус государственных органов, наделенных определенными полномочиями в конкурсных отношениях, определяется Правительством РФ - в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих", которое установило что уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования по денежным обязательствам РФ, является ФСФО РФ; регулирующим органом является Министерство юстиции РФ.
Таким образом, субъектами конкурсного права являются носители прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности, которые самостоятельно от своего имени участвуют в предпринимательских отношениях, связанных с несостоятельностью (банкротством).
Субъекты конкурсного права многообразны, разнообразны и процедуры банкротства. Среди них, прежде всего, выделяются субъекты предпринимательской деятельности, т.е. граждане и организации, непосредственно ведущие такую деятельность. К ним относятся индивидуальные: предприниматели, предприятия, производственные кооперативы. Это субъекты, специально занимающиеся предпринимательской деятельностью, которая составляет их основную задачу.
Вместе с тем есть и такие субъекты предпринимательской деятельности, основная задача которых - ведение нехозяйственной, некоммерческой деятельности. Однако для достижения своих основных задач подобные организации имеют право вести и предпринимательскую деятельность. Осуществляя такую деятельность, они вступают в предпринимательские отношения, действуют как субъекты предпринимательского права. Можно сказать, что это нетипичные субъекты конкурсного права.
Наибольшее значение среди субъектов конкурсного права имеют субъекты предпринимательской деятельности, т.е. индивидуальные предприниматели (граждане-предприниматели) и коллективные предприниматели (предприятия). Они ведут, по существу, одинаковую деятельность, однако в ее регулировании имеются некоторые различия.
К юридическим лицам, не подпадающим под действие конкурсного законодательства, относятся, в частности, казенные предприятия, общественные (религиозные) организации, учреждения, ассоциации (союзы), автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, товарные биржи, торгово-промышленные палаты, товарищества собственников жилья. Обращает на себя внимание тот факт, что практически все указанные юридические лица могут заниматься разрешенной предпринимательской деятельностью, осуществляемой в уставных целях. Возникает вопрос: почему законодатель устанавливает разные последствия осуществления предпринимательской деятельности, например, для акционерного общества и некоммерческого партнерства? Этот вопрос становится особенно актуальным, если учесть, каким образом нередко трактуется на практике возможность осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями. Как известно, такая деятельность допускается в целях решения уставных задач. Но в последнее время любая предпринимательская деятельность преподносится как осуществляемая в уставных целях, так как заработанные средства направляются на указанные цели. В результате получается, что практически все некоммерческие организации могут вести такую же предпринимательскую деятельность, какую ведут коммерческие.
Современное российское конкурсное право предусматривает применение к должнику различных процедур; в целом можно выделить следующую модель (этапы) развития конкурсных отношений.
Предварительный (внесудебный) этап.
Этап, на котором судебные органы еще не вмешиваются в дела должника, но в любой момент это может случиться, поскольку должник находится в предбанкротном состоянии - его финансовое положение уже пошатнулось, но оснований для применений судебных процедур еще нет (признаки банкротства либо отсутствуют, либо их наличием еще никто не воспользовался). На данном этапе проводятся так называемые внесудебные процедуры; кроме того, в рамках данного этапа может быть проведено добровольное банкротство (о связанных с этим законодательных проблемах будет сказано ниже). Этот этап продолжается до подачи в суд заявления о банкротстве должника.
Заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом.
Этот этап продолжается недолго - с момента подачи в суд заявления о банкротстве и до принятия заявления судом. На данном этапе судом рассматриваются основания принятия заявления: решаются вопросы о субъектах - как о том, кто подает заявление, так и о том, в отношении кого заявление подается, - имеют ли они право участвовать в конкурсном процессе и на каких условиях; о признаках банкротства - имеются ли они у должника; о применяемом в данном конкретном случае законодательстве и т.д. Продолжительность данного этапа - 5 дней (в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона судья выносит определение о принятии заявления в течение 5 дней с момента его поступления в арбитражный суд; Закон 1998 г. устанавливал 3-дневный срок). Следует отметить, что на практике нередко проходит гораздо большее количество времени - механизмов воздействия на суд в такой ситуации Закон не содержит.
Наблюдение.
Наблюдение - процедура, основная цель которой - достижение баланса интересов должника и кредиторов в период, когда, с одной стороны, о неплатежеспособности должника уже достаточно хорошо известно (а о предстоящем судебном разбирательстве известно точно), а с другой стороны, определенные судебные мероприятия еще не начались.
Процедура наблюдения является достаточно новой для российского конкурсного права - впервые она была предусмотрена Законом 1998 г. Наблюдение - процедура пассивная, поскольку в течение этого периода предприятие-должник продолжает обычную хозяйственную деятельность, его руководство действует почти так же, как и раньше. Вмешательство внешнего субъекта - временного управляющего - минимально: он наблюдает за тем, чтобы действия руководства не привели к убыткам для кредиторов (с этой целью у временного управляющего необходимо спрашивать согласия на определенные сделки). Управляющий не наделен полномочиями совершать какие-либо действия или сделки от имени должника, а также иным образом вмешиваться в его хозяйственную деятельность. Еще одной целью деятельности временного управляющего является изучение финансового состояния должника, с тем, чтобы к окончанию периода наблюдения можно было сделать вывод о наличии (или отсутствии) реальных перспектив восстановления финансового состояния.
Информация о работе Понятие и отраслевая принадлежность конкурсного права