Понятие и отраслевая принадлежность конкурсного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 23:10, реферат

Описание работы

В современном праве (как зарубежном, так и российском) конкурсное право – институт несостоятельности (банкротства) достиг значительного уровня развития, хотя, конечно же, конкурсное право в современном понимании сформировалось отнюдь не сразу. Для того чтобы оценить все стороны правового регулирования этого института, а также выявить положительные и отрицательные моменты отдельных законодательных актов, необходимо обратиться к истории развития правового регулирования конкурсных отношений.

Содержание работы

Введение 3
Понятие, предмет и метод конкурсного права 4
Цели и основные принципы конкурсного права 5
Отраслевая принадлежность конкурсного права 7
Этапы развития конкурсного права в России 10
Понятие и виды субъектов конкурсного права 13
Модель (этапы) развития конкурсных отношений 15
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

Гос.регулирование .docx

— 46.82 Кб (Скачать файл)

В конце наблюдения делается вывод о судьбе должника - либо о целесообразности приложения определенных усилий для его реабилитации, либо о необходимости скорейшей ликвидации юридического лица. Этот вывод делает как управляющий, так и собрание кредиторов, причем от решений последнего во многом зависит дальнейшая судьба должника, т.е. следующая применяемая к нему процедура.

Финансовое оздоровление.

Эта процедура является новеллой Закона 2002 г., что усиливает защиту должников, предоставляя им дополнительные возможности в конкурсном процессе.

Финансовое оздоровление - восстановительная процедура, которая вводится, если должник имеет возможность без проведения активных экономических мероприятий в течение определенного (достаточно длительного - не более 2 лет) времени расплачиваться с кредиторами. При этом действует руководство должника, полномочия которого ограничены необходимостью получать согласие на определенные сделки и действия у административного управляющего либо собрания кредиторов. Основными документами финансового оздоровления являются план финансового оздоровления (предусматривающий источники появления средств у должника) и график погашения задолженности (в котором указывается порядок удовлетворения каждого из включенных в реестр требований кредиторов).

Финансовое оздоровление может заканчиваться восстановлением платежеспособности, либо переходом к внешнему управлению, либо признанием должника банкротом и открытием конкурсного производства.

Внешнее управление.

 Этап реабилитационный, полностью  направленный на восстановление  финансового состояния должника. Вводится внешнее управление  при условии обоснования возможности  восстановления, т.е. потенциальной жизнеспособности должника. Внешнее управление в отличие от наблюдения и финансового оздоровления - этап активных действий по отношению к должнику. Осуществляет эти действия независимый субъект - внешний управляющий, который обладает всеми функциями по управлению предприятием (руководство должника отстраняется от исполнения обязанностей). На этапе внешнего управления должник имеет значительные льготы - в частности, мораторий на удовлетворение требований кредиторов; все это служит цели восстановления его деятельности.

Вводится внешнее управление на длительный срок до 24 месяцев (однако действуют важные правила:

  • совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может быть более 2 лет;
  • внешнее управление не вводится, если финансовое оздоровление проводилось 18 месяцев). По окончании этого срока решается вопрос о достижении целей внешнего управления, т.е. о том, удалось ли должнику восстановить платежеспособность и продолжить нормальную деятельность (вывод об этом делают исходя из того, достаточно ли у должника средств на удовлетворение требований всех кредиторов и продолжение функционирования). Если восстановить платежеспособность удалось, то производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращается, а должник продолжает осуществлять обычную хозяйственную деятельность (характер которой мог значительно измениться в ходе осуществления процедур внешнего управления).

Если в ходе внешнего управления выявилась невозможность финансового восстановления должника, то осуществляется переход к конкурсному производству (так же, как и в том случае, когда осуществление финансового оздоровления либо внешнего управления было признано нецелесообразным по окончании наблюдения).

Конкурсное производство.

Этот этап является ликвидационным; все мероприятия направлены на реализацию имущества должника и прекращение его деятельности. Период конкурсного производства начинается с вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом (такое решение выносится по окончании наблюдения, финансового оздоровления либо внешнего управления). Обращает на себя внимание тот факт, что только с этого момента (т.е. только с начала конкурсного производства) должник может называться банкротом в полном смысле этого слова; если же этот термин употребляют по отношению к должнику на более ранних этапах (что нередко случается), то следует учитывать, что делается это с большой долей условности и является не вполне корректным.

На этапе конкурсного производства действует независимый субъект - конкурсный управляющий; его деятельность направлена на скорейшую реализацию имущества должника, образование конкурсной массы и распределение ее между кредиторами в соответствии с требованиями очередности, соразмерности, пропорциональности.

Завершается конкурсное производство вынесением соответствующего определения арбитражным судом, что является основанием для исключения юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Мировое соглашение.

Мировое соглашение - особый этап развития конкурсных отношений; переход к этому этапу допускается на любой из судебных стадий конкурса - наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства. Мировое соглашение заключается должником (либо арбитражным управляющим) с кредиторами и влечет прекращение производства по делу о банкротстве. По сути, мировое соглашение представляет собой многосторонний договор, особенность которого в том, что возможно навязывание одними участниками (обладающими большинством голосов по сумме требований) своей воли другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Конкурсное право – институт несостоятельности (банкротства), являясь комплексным правовым институтом, включает в себя нормы как материального (публичного и частного), так и процессуального права. При решении вопросов, связанных с банкротством, используются нормы гражданского, уголовного и административного права, гражданского и арбитражного процесса. Кроме того, в зависимости от конкретной ситуации не исключено применение норм семейного, земельного и трудового права. Однако большую часть норм конкурсного права составляют все же нормы гражданско-правовые. Это положения о субъектах конкурсного права, их правах и обязанностях, об имуществе должника, о недействительности некоторых его сделок, о порядке формирования имущественной массы должника, о реализации конкурсной массы и распределении вырученных средств между кредиторами и т.д. Практически все эти положения имеют свою специфику, но эти нормы должны соответствовать положениям гражданского права.

Наличие в правовой системе государства конкурсного права – института несостоятельности (банкротства) имеет огромное значение как для права, так и для экономики в целом, так как его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса платежей и функционирования неплатежеспособных юридических лиц.

Оптимальное существование института несостоятельности (банкротства) как обязательного атрибута рыночной экономики, несущего в себе оздоравливающее начало, позволяющего осуществлять структурные преобразования и создающего условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в иные сферы экономики, – служит определенным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

Недостатки правовой регламентации отношений несостоятельности (банкротства) ведут к неустойчивости экономических отношений, нездоровому положению в сфере предпринимательства, незащищенности участников гражданских правоотношений. Такая ситуация недопустима в рыночных условиях, когда каждый хозяйствующий субъект должен осуществлять рентабельный производственный процесс в конкретных условиях хозяйствования, определенных законами экономического развития.

Список используемой литературы

 

 

 

  1. Конституция Российской Федерации//Российская газета. 1993. 25 дек. N 197.
  2. Федеральный закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ//СЗ РФ. 2002. 28 окт. N 43. Ст. 4190.
  3. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих".
  4. Статьи 25, п. 3 ст. 56, п. 4 ст. 61, 64, 65 п. 2 ст. 105, 855 и др. Гражданского кодекса Российской Федерации.
  5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
  6.     Статьи 195, 196 и 197 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ
  7. Телюкина М.В., Основы конкурсного права: Изд-во ВлДелоВ» - М.: 2004.
  8. Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Зерцало, 2002. С. 210.
  9. Материалы с сайта http://www.madrace.ru/
  10. Материалы с сайта http://ru.wikipedia.org

 

1 Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права//Журнал российского права. 2002. N 10. С. 22.

2 Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Зерцало, 2002. С. 210.

3 Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства и правовая система. Н. Новгород, 2000. С. 21.

4 Хропанюк В.М.//Теория государства и права/Под ред. В.Г. Стрекозова. М., 1996. С. 298.

5 Основные институты гражданского права зарубежных стран/Под ред. В.В. Залесского. М.: Норма, 2000. С. 104.

6 Белых В.С. Концепция банкротства: законодательная модель и реальность//Российский юридический журнал. 1995. N 3. С. 13.

7 Попондопуло В.Ф. Конкурсное право (правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предпринимателей). СПб., 1995. С. 10.

8 Поляков Б.М. Совершенствование правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в Украине. Донецк, 2001. С. 68; обоснование описанной позиции см. на с. 66-75.

 

 


Информация о работе Понятие и отраслевая принадлежность конкурсного права