Понятие и предмет, метод конституционного права РФ как отрасли права
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 13:47, курсовая работа
Описание работы
Право больше чем форма общественных отношений. Поэтому логика становления и развития права повторяет логику становления и развития общества. В этом смысле выделение в национальном праве конституционного права стоит уподобить складыванию в обществе публичной власти. Конституционное право как совокупность конституционных и обычных норм, исходящих от государства или санкционируемых им, по отношению к иным отраслям права является их своеобразным публично-властным организатором
6. По назначению в механизме
конституционно-правового регулирования:
а) материальные;
б) процессуальные (процедурные).
7. По кругу лиц, которому адресовано
правовое предписание:
а) общие - неопределенный круг
лиц;
б) специальные - определенный
круг лиц.
Конституционно-правовые
отношения, их субъекты и объекты
Проблема конституционно-правовых отношений
вызывает наибольший интерес и споры в
науке конституционного права.
Из рассмотренных положений в начале данной
курсовой работы, очевидно, что конституционно-правовые
отношения составляют предмет конституционного
права.
В юридической науке, под правоотношениями
понимаются также общественные отношения,
которые урегулированы нормами права.
Следовательно, конституционно-правовые
отношения - это общественные отношения,
урегулированные нормами конституционного
права или возникшие на их основе, индивидуализированные
общественные связи
между субъектами конституционного
права.
Конституционные правоотношения обладают
основными признаками, которые присущи
правоотношениям в целом. В то же время
они специфичны, качественно определены.
1. Конституционные отношения
есть объективные, фактические отношения
политического характера. Они существуют
независимо от права, независимо
от юридической конституции.
2. Субъектами, участниками
конституционных отношений являются
народ, большие социальные общности
людей, государство и т.д.
3. Объектами конституционных
отношений являются власть, суверенитет
и свобода личности, по поводу
которых возникают рассматриваемые
отношения.
4. Конституционные отношения
есть отношения между социальными
силами, рождающими фактическую
власть в государстве.
5. Данные отношения характеризуются
стабильностью и устойчивостью.
В Российском обществе за последние
годы произошли значительные изменения
во всех сферах жизни (социальной, политической,
экономической и др.), однако, указанные
признаки конституционных правоотношений
не потеряли своей значимости. Их можно
только дополнять.
Действительно,
конституционно-правовые отношения представляют
собой специфическую форму многих политических
отношений. Объектами этих отношений выступают
социально-экономические и социально-политические
ценности, национальные отношения, основные
права и свободы человека и др.
Рассматриваемые
правовые отношения имеют фундаментальный,
первичный характер, служат базой для
отраслевых правоотношений, предшествуют
их возникновению, а в ряде случаев предопределяют
возможность их существования. Эта их
специфика позволяет понять ведущую роль
конституционного права в правовой системе
государства.
Специфика конституционно-правовых
отношений состоит в том, что большинство
из них не содержит поименной индивидуализации
субъектов права, эта индивидуализация
связи между субъектами права выражается
в определенной всеобщности прав и обязанностей,
то есть субъектами данных отношений провозглашаются
все субъекты конституционного права
или вся определенная их группа.
Субъектами российского конституционного
права являются возможные участники общественных
отношений, наделенные правоспособностью
и компетенцией, в силу чего они приобретают
основания реализовывать в конституционно-правовых
отношениях свои возможности.
Поскольку круг участников конституционно-правовых
отношений широк, то возникает необходимость
объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный народ
Российской Федерации, нации, этнические
общности (народности).
2. Государство - Российская
Федерация; субъекты в составе Российской
Федерации (республики, края,
области, города федерального значения,
автономная область, автономные округа).
3. Административно-территориальные
единицы (районы, города, районы в городах,
поселки).
4. Органы государственной власти
и местного самоуправления.
В Российской Федерации ими
являются: Федеральное Собрание, Правительство,
Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший
Арбитражный Суд, Городская Дума, местная
администрация и др.
5. Должостные лица. Субъектами
конституционного права являются: Президент
РФ, Председатели палат парламента - Федерального
Собрания; Председатель Правительства
РФ, Председатель Конституционного Суда
РФ, Генеральный Прокурор и др.
6. К субъектам конституционных
правоотношений со специальной правоспособностью
относятся избиратели и депутаты(различных
представительных органов).
7. Политические партии, иные
общественные объединения. Политические
партии и иные общественные объединения
играют все более активную роль в жизни
Российской Федерации.
8. Граждане Российской Федерации,
иностранные граждане, лица без гражданства.
Необходимо
отметить, что понятия субъект конституционного
права и субъект конституционно-правового
отношения близкие. Субъект конституционно-правового
отношения - это субъект конституционного
права, вступивший в конкретное правоотношение,
а субъект конституционного права - это
возможный участник такого правоотношения.
Конституционно-правовые нормы связывают
права и обязанности субъектов конституционных
правоотношений с объектами. В общей теории
права под объектом правоотношения понимается
то, на что направлены субъективные права
и юридические обязанности субъектов,
т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.
В конституционном праве Российской Федерации
выделятся следующие объекты конституционно-правовых
отношений:
- Государственная территория.
В Конституции Российской Федерации
имеется норма, согласно которой границы
между субъектами Российской Федерации
могут быть изменены с их взаимного согласия
(ст.67, ч.3)10Конституции РФ. На основе этой
нормы возникают конституционно-правовые
отношения, связанные с частью государственной
территории России.
- Предметы материального
мира (материальные ценности).
Нормы конституционного права
устанавливают круг объектов различных
форм собственности (ст.8,9,34,35) Конституции
РФ и право соответствующих субъектов
пользоваться такими объектами. На основе
этих норм могут возникать конституционно-правовые
отношения.
Некоторые нормы Конституции
РФ содержат указания на данные объекты:
каждый имеет право на жизнь (ст. 20, ч. 1)11 Конституция РФ; достоинство
личности охраняется государством (ст.
21, ч. 1)12 Конституция РФ и др. На основе
(ст. 98)13 Конституции РФ и федерального
закона " О статусе депутата Совета
Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации", устанавливающих депутатскую
неприкосновенность, могут возникать
соответствующие конституционно-правовые
отношения, связанные с охраной чести
депутата.
- Поведение и результаты поведения
субъектов конституционных правоотношений.
Обязанности участников конституционных
правоотношений неоднородны. Одни носят
всеобщий характер и в равной мере касаются
всех субъектов, другие определенного
вида субъектов, третьи конкретного адресата.
Динамика конституционно-правовых
отношений связана с юридическими фактами,
которые как бы вводят субъективные права
и обязанности в действие. Юридические
факты - это конкретные жизненные обстоятельства,
с которыми нормы права связывают возникновение,
изменение или прекращение правоотношений.
С изданием юридических актов связано
возникновение большинства конституционных
правоотношений, участниками которых
являются органы государства. Аналогичные
свой свойства приобретают должным образом
оформленные результаты выборов, референдума.
Качествами юридического поступка, наряду
с действиями граждан, обладают - инициатива,
предложения государственных органов
и общественных объединений, запрос депутата
и т.д.
В заключение вопроса отмечу, что конституционно-правовые
отношения образуют основу правового
регулирования в сфере политико-государственного
властвования в обществе. Именно на уровне
правового регулирования конституционно-правовые
нормы воплощаются в общественную практику,
происходит формирование целенаправленности
общественных отношений.
Источники
и система конституционного права
К числу источников конституционного
права, устанавливающих нормы общефедерального
значения, относятся и федеральные законы.
В Конституции предусматривается принятие
федеральных конституционных законов
и федеральных законов, которые различаются:
1. по юридической силе;
2. по порядку принятия;
3. по предметам ведения;
4. по возможности применения
в отношении них отлагательного
вето Президентом РФ.
К источникам конституционного права
относятся "Федеральный конституционный
закон о референдуме Российской Федерации",
"Федеральный конституционный закон
о Конституционном Суде", такие законы
РФ, как "Закон о гражданстве РФ",
"Закон о статусе депутата Совета Федерации
и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации"
и многие другие.
Источниками конституционного права являются
и содержащие конституционно-правовые
нормы правовые акты, принимаемые Президентом
РФ, Советом Федерации, Государственной
Думой, Правительством РФ. Это указы и
другие нормативные акты Президента, постановления
палат Федерального Собрания, постановления
Правительства.
Источником отрасли являются Регламенты
палат Федерального Собрания, Положения
о различных вспомогательных органах,
образуемых органами законодательной
и исполнительной власти.
Особое место среди источников
конституционного права занимают декларации:
Декларация о государственном суверенитете,
Декларация о языках народов России, Декларация
прав и свобод человека и гражданина.
К числу источников, действующих
только на территории субъектов РФ, относятся
прежде всего конституции республик и
уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат
нормы, в обобщенной форме закрепляющие
правовой статус данного субъекта Федерации,
основы его устройства, компетенцию, структуру
органов государственной власти.
Конституции республик и уставы должны
соответствовать Конституции России и
федеральным законам. По отношению к другим
нормативным правовым актам, принимаемым
органами субъекта Федерации, они обладают
более высокой юридической силой. Формами
установления правовых норм, действующих
только на территории субъекта, являются
такие правовые нормативные акты, как
законы, постановления, иные нормативные
акты, принимаемые его органами законодательной
и исполнительной власти. К источникам
отрасли относятся и правовые акты представительных
органов местного самоуправления, содержащие
конституционно-правовые нормы, в частности,
их уставы (положения).
Конституционное
право, будучи частью единой системы права,
в свою очередь, само является сложной
системой. Система отрасли выражается
в ее внутреннем строении, обусловленном
теми связями, которые существуют между
ее нормами и определяют основы дифференциации
данных норм и их интеграции в правовые
образования (институты), обладающие признаками
элемента системы, а также структуру этих
институтов. В системе отрасли отражаются
основные линии взаимодействия и связи
конституционно-правовых норм.
В системе конституционного
права можно выделить следующие институты,
которые составляют основные элементы
отрасли, объединяют нормы, закрепляющие:
- основы конституционного строя;
- основы правового статуса
человека и гражданина;
- федеративное устройство государства;
- систему органов государственной
власти и систему органов местного самоуправления.
Такое строение отрасли конституционного
права соответствует внутренней системности
тех сфер общественных отношений, которые
составляют его предмет. Все эти особенности
регулируемых нормами общественных отношений
предопределяют систему отрасли, но не
являются ее основой.
Критерием же систематизации конституционно-правовых
норм могут быть лишь факторы, свойственные
самой правовой форме, самим правовым
нормам, их особенностям. Эти факторы,
естественно, вытекают из содержания регулируемых
данными нормами общественных отношений,
предопределяющих особенности правового
воздействия на них, его механизма, объемов
и других качественных параметров.
Поэтому каждый институт, являющийся
элементом системы отрасли конституционного
права, характеризуется особыми, имеющими
правовую природу чертами, которые присущи
нормам именно данного института и которые
качественно отличают его от других институтов
конституционного права.
Институту, который объединяет
нормы, закрепляющие основы конституционного
строя, свойственны следующие специфические
черты. Нормы этого института:
- воздействуют на общественные
отношения путем установления определенных
начал устройства общества и государства;
- как правило, не порождают
конкретных правоотношений;
- определяют сущностное содержание
правового воздействия на все сферы общественных
отношений, все стороны социальной реальности;
нормам рассматриваемого института не
могут противоречить никакие другие положения
Конституции РФ;
- адресованы всем субъектам
права, всем правоприменяющим субъектам;
- имеют способом своей защиты
общий режим охраны Конституции, конституционного
строя, могут быть изменены только путем
принятия новой Конституции;