- устанавливаются преимущественно
в конституционной форме;
- являются в преобладающей
части нормами-принципами, нормами-дефинициями,
нормами-целями;
- предполагают для практической
и правовой реализации содержащихся в
них целей «включение» всех отраслей права;
- призваны обеспечить системное
закрепление концептуальных идей, основополагающих
для данного общества и государства.
Нормы данного института по
своим функциям являются определяющими
для всех других институтов конституционного
права, направляют все конституционно-правовое
регулирование. Нормы института конституционного
права, закрепляющие основы правового
статуса человека и гражданина:
- воздействуют на общественные
отношения в основном путем провозглашения,
признания государством естественными,
неотчуждаемыми прав человека;
- субъекты возникающих на их
основе конституционно-правовых отношений
обязательно включают гражданина или
иное лицо с иным статусом;
- реализуются по преимуществу
вне конкретных правоотношений;
- входят в сферу взаимоотношений
государства и личности;
- включают в качестве субъекта
права человека, гражданина как такового,
вне связи его с каким-либо особым правовым
статусом;
- предусматривают особую систему
охраны, не могут быть пересмотрены без
принятия новой Конституции;
- по сравнению с нормами других
институтов в наибольшей мере воплощают
общепризнанные принципы и нормы международного
права, признание приоритета международных
договоров Российской Федерации перед
федеральными законами;
- включают в систему гарантий
право жалобы граждан в Конституционный
Суд о проверке конституционности примененного
или подлежащего применению судом закона
в отношении гражданина;
- охраняются правом на обращение
в Европейский Суд по правам человека;
- предполагают подключение
многих других отраслей права, в которых
реализация конституционных прав граждан
осуществляется путем возникновения конкретных
правоотношений.
Нормы института, который определяет
систему органов государственной власти
и систему органов местного самоуправления,
имеют следующие особенности:
- это нормы преимущественно
прямого регулирующего действия; они реализуются
в конкретных правоотношениях;
- в качестве субъектов возникающих
на их основе правоотношений выступают
органы государства и органы местного
самоуправления в их статусе органов народовластия;
- преобладающая часть данных
норм устанавливается на основе Конституции
РФ в актах текущего законодательства,
детально определяющих порядок образования
органов, их компетенцию, формы деятельности;
- для норм этого института характерно
специфическое, отличное от других институтов,
действующих на территории каждого из
субъектов Федерации, а также на территориях,
в которых осуществляется местное самоуправление.
Конституция
Российской Федерации - основный источник
конституционного права
Конституция Российской Федерации, принятая
всенародным голосованием 12 декабря и
вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями,
которые внесены в (статью 65) Конституция
РФ двумя Указами Президента Российской
Федерации на основании части 2 ее же (статьи
137) Конституция РФ, истолкованной Конституционным
Судом Российской Федерации в постановлении
от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной
источник конституционного права и вообще
всего права России.
К числу
особенностей Конституции Российской
Федерации можно отнести следующие:
1. нормы, устанавливаемые в
Конституции, имеют учредительный характер,
являются первичными. Они не связаны какими-либо
законами, которые были бы для них юридически
обязательными, могут устанавливать ,в
частности, новые институты, изменять
систему государственных органов;
2. в Конституции устанавливаются
государственно-правовые нормы общего
характера, являющиеся основополагающими
для всего государственно- правового регулирования.
В них определяются все основные связи,
посредством которых данная общность
людей объединяется в гражданское общество,
определяет механизмы управления государственными
и общественными делами;
3. Конституция как источник
права характеризуется и широтой содержания
выраженных в ней норм. Они охватывают
устройство государства, его сущность
и формы, определяют субъекты власти, механизм
её реализации, принципы участия в управлении
всех субъектов политической деятельности.
В Конституции закреплены и принципы экономической
структуры общества, формы собственности,
способы охраны прав всех субъектов экономической
жизни. Через конституционные нормы определяются
основы правового статуса личности, права
и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые
от нарушений государством. Таким образом,
нормы Конституции касаются всех сфер
жизни общества: политической, экономической,
социальной, духовной. Такой широтой содержания
своих норм Конституция отличается от
всех иных источников конституционного
права;
4. Конституция имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется
на всей территории России. Законы и иные
нормативные акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны противоречить
Конституции;
5. в Конституции определяются
многие другие виды источников федерального
уровня. В ней устанавливаются наименования
правовых актов, их юридическая сила, порядок
принятия, отмены и опубликования;
6. значение Конституции как
основного источника определяется и тем,
что установленные в ней нормы выступают
в качестве формы воплощения государственной
воли народа. В Конституции определяются
те цели, которые общество перед собой
ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;
7. Конституция по сравнению
с другими источниками является актом
наивысшего не только правового уровня,
но и общественного значения.
Её нормы касаются каждого гражданина,
всех субъектов общественной деятельности.
Таким образом,
Конституция Российской Федерации как
основной источник конституционного права
служит формой установления норм, составляющих
ядро данной отрасли, всего государственно-правового
регулирования общественных отношений,
входящих в её предмет.
Заключение
Цель данной работы представлялась мне
как определение Конституционного права
ведущей отраслью российского права. Принятая
12 декабря 1993 г. Конституция Российской
Федерации - она не является преемницей
раннее действовавших основных законов
страны, так как ознаменовала собой утверждение
иного государственного строя, с иными
политико-правовыми ценностями и стратегическими
ориентирами.
Конституционное право формирует принципы
народовластия и организации государственной
власти, способствуя обеспечению своеобразного
баланса между демократией, свободой и
властью. Именно поэтому оно является
базой и социально-правовым началом всех
без исключения отраслей российского
права.
Конституционное право в целом может быть
как "движением", так и "тормозом"
в развитии общества и государства, так
как является основным инструментом политических
решений и следствием борьбы политиков
различного толка и законодателей за различную
редакцию конституционных норм.
Эта важнейшая роль данной отрасли обусловлена
значением тех общественных отношений,
которые ей закрепляются и регулируются.
Юридически определяя основополагающие
принципы устройства общества и государства,
то есть основы конституционного строя
Российской Федерации, устанавливая общие
основы управления всеми общественными
процессами, Конституционное право тем
самым дает необходимые ориентиры, отражающие
главное сущностное направление правового
регулирования во всех сферах общественных
отношений.
Конституционное право - ведущая отрасль
права России, представляющая собой совокупность
правовых норм, закрепляющих и регулирующих
общественные отношения, через которые
обеспечивается организационное и функциональное
единство общества как целостной социальной
системы, т.е. основы конституционного
строя РФ, статус человека и гражданина,
федеративное устройство, систему органов
государственной власти и органов местного
самоуправления.
Нахождение
баланса власти и свободы составляет главнейший
смысл конституционного права.
1
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 14 с.
2
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 29 с.
3
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 25 с.
4
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 32 с.
5
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. –13 с.
6
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 20 с.
7
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 13 с.
8
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 26 с.
9
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 25 с.
10
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 25 с.
11
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 10 с.
12
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 10 с.
13
Конституция Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш.,
Райзберг Б.А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2013. – 39 с.