Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:47, реферат
Корпоративное право – система правил поведения, которые разработаны в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации.
Иначе корпоративное право можно назвать внутриорганизационным, внутрифирменным правом. Любая организация, представляющая собой автономное образование, объединение лиц и капиталов для осуществления какой-либо социально-полезной деятельности, вправе формулировать для своих членов определенные правила поведения с тем, чтобы максимально эффективно организовать их работу и достичь поставленных перед организацией целей и задач.
Понятие и признаки корпоративного права
Корпоративное право – система правил поведения, которые разработаны в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации.
Иначе корпоративное право
можно назвать
Таково корпоративное право в широком смысле.
Существует и другое, более узкое, понимание корпоративного права. В США, Канаде и некоторых других англоязычных странах оно приравнивается к праву акционерному, т.е. к системе правил поведения, регулирующих отношения, складывающиеся внутри акционерного общества – предприятия, уставный капитал которого разделен на акции. Что касается товариществ, то вплоть до 1985 года они относились к индивидуальной форме собственности, не признавались юридическими лицами и не включались в понятие «корпорация».
Среди организаций, самостоятельно
регулирующих свои внутриорганизационные
вопросы, можно встретить самые
различные: хозяйственные общества,
товарищества, унитарные предприятия,
кооперативы, научные, учебные учреждения.
Соответственно и свобода, а также
потребность в корпоративном
регулировании, его степень не у
всех из них одинакова. В наиболее
детальном и объемном юридическом
корпоративном регулировании
Вполне обоснованно
Эта система включает в себя следующие нормы:
1) нормы, издаваемые
2) нормы, издаваемые государственными органами и упорядочивающие деятельность акционерных обществ (централизованные нормы). В том, что такие нормы необходимы, приходится все больше убеждаться в последнее время, поскольку число обманутых вкладчиков в нашей стране постоянно увеличивается.
Акционерные общества, в отличие
от других видов корпораций, затрагивают
интересы значительного круга людей.
Поэтому государство в
3) нормы, содержащиеся
в организационных (
Корпоративное и акционерное право – понятия несовпадающие.
Корпоративное право помимо
внутренней деятельности акционерных
обществ регулирует и внутриорганизационные
отношения, складывающиеся в корпорациях.
Потребность в издании
Второе. Акционерное право
состоит не только из корпоративных
акционерных форм. В него включаются
и акционерные организационно-
Корпоративное право характеризуется следующими признаками:
Корпоративное право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера. Нормативность означает, во-первых, то, что нормы корпоративные регулируют распространенные, типичные, часто встречающиеся в организациях отношения и, во-вторых, что они распространяются на всех или многих членов организации.
Корпоративное право представляет собой систему норм, каждая из которых специализируется на регулировании конкретной стороны деятельности организации. Можно выделить, по крайней мере, четыре блока корпоративных норм: финансово-правовые, административно-правовые, трудовые и гражданско-правовые нормы. В последнее время все активнее формируется блок корпоративных норм, регулирующих информационные отношения на предприятии, например нормативные положения, касающиеся обеспечения конфиденциальности информации, коммерческой тайны и др. Довольно интенсивно развиваются корпоративные нормы, связанные с социальным обеспечением работников. Наметились и контуры блока корпоративных норм процессуального характера.
Корпоративные нормы обязательны для участников корпорации (учредителей, акционеров, наемных работников). Это означает, что они должны исполняться указанными лицами независимо от того, нравятся они им или нет, одобряют они их существование или не одобряют, одним словом, независимо от субъективного к ним отношения.
Корпоративные нормы, как
правило, находят письменное выражение,
формой их закрепления обычно служат
корпоративные акты. На предприятии
выделяется несколько уровней
Корпоративные нормы издаются органами управления корпорации и выражают волю ее коллектива как определенного автономного образования. Даже тогда, когда решения принимаются не общим собранием, а иными органами управления, они должны быть согласованы или, по крайней мере, не должны противоречить решениям общего собрания, на котором регулируются принципиальные вопросы жизни корпорации (о распределении прибыли, о рабочем времени и т.п.).
В случае нарушения корпоративных
норм они обеспечиваются принуждением.
Со стороны кого? Прежде всего, на нарушителя
воздействует сама организация, используя
санкции, предусмотренные в
Суммируя признаки корпоративного права, можно дать следующее его определение:
Корпоративное право – система норм, устанавливаемых органами управления корпорации, выражающих волю ее членов, обязательных для участников корпорации и охраняемых мерой корпоративного принуждения, а при его недостаточности – мерой государственного принуждения.
Корпоративное право, как это ни странно, напрямую зависит от политического режима, существующего в той или иной стране. Чем больший уровень свободы допускается в том или ином государстве, тем значительнее массив корпоративного права, и наоборот. Тоталитарное государство может свести на нет корпоративное право и заменить его централизованными нормами, зарегулировав «сверху» жизнь предприятий по всем параметрам. Примером тому является Россия не только периода сталинизма, но и последующих десятилетий, вплоть до начала 80-х гг.
Понятие корпорации
Что же понимается под корпорацией вообще? Сам термин "корпорация" в российском законодательстве не используется и, следовательно, легального определения понятия "корпорация" не имеется.
В Энциклопедическом словаре корпорация (от позднелат. сorporatio - объединение) определяется как: "1) объединение, союз, общество; 2) совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели; является юридическим лицом". В Словаре русского языка "корпорация - это: 1) объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия; 2) одна из форм монополистического объединения".3
В коммерциалистике XVIII-XIX вв. институт "корпорация" рассматривался как синоним юридического лица. Некоторые характерные черты последнего появились благодаря древнеримским юристам и конструкции римского unversitas (corpus - корпорация).
Под universitas понимался самостоятельный субъект права, который существовал и действовал независимо от физических лиц, его составляющих. Физические лица влияли на волю данного субъекта лишь посредством участия в деятельности его органов. Universitas придавалась идеальная или юридическая личность, которая и считалась субъектом прав и обязанностей, независимо от отдельных физических лиц, составляющих корпорацию.
В постримскую эпоху все теории, определяющие правовую природу конструкции "юридическое лицо" (корпорация) сводились лишь к теориям фикции, суть которых заключалась в том, что корпорация (юридическое лицо) являлась фиктивным правовым лицом (persona ficta), созданным соответствующей властью.
Теория фикции достаточно долго господствовала в мире и использовалась не только европейскими, но и американскими учеными и практиками. Так, в решении Верховного суда США по делу "The Trustees of Dartmouth College v. Woodward", относящемуся к началу ХIХ в., было дано следующее определение корпорации: "Корпорация - это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона". Современное определение корпорации в праве США также исходит из ее "фиктивного" характера: корпорацию называют искусственным образованием, юридической личностью, созданной в соответствии с законом штата или федеральным законом США и представляющей собой обыкновенно соединение многих индивидуумов.
Создание таких фиктивных искусственных, но признаваемых правом образований, имеющих некоторые атрибуты натуральных лиц, является одним из наиболее значительных с точки зрения экономики вкладов юристов в предпринимательство.
Таким образом, корпорация исторически
возникла и получила дальнейшее развитие
как синоним юридического лица. На
определенном этапе исторического
развития персональные объединения (товарищества)
перестали отвечать требованиям
экономического оборота. Усложняющиеся
хозяйственные связи
В США понятием корпорация охватывается самый широкий круг юридических лиц. В зависимости от преследуемых целей корпорации могут быть публичными (public), полупубличными (quasi-public), предпринимательскими (private, business of profit-making) и непредпринимательскими (Non-profit).
Чертами американской предпринимательской
корпорации являются, во-первых, ограниченная
ответственность участников корпорации
по ее долгам; во-вторых, свободное отчуждение
акций участниками корпорации (исключением
являются закрытые корпорации); в-третьих,
наличие централизованного
Аналогичная доктрина личной обособленности (separate personality) компании (корпорации) существует в Англии. Наиболее важным прецедентом в данном отношении явилось решение суда по делу "Salomonv. A. Salomonand Co. Ltd", вынесенное в 1897 г. Из того факта, что корпорация рассматривается как имеющая свою юридическую личность, независимую от членов корпорации (компании) (corporate body), вытекают следующие черты компании: во-первых, ограниченная ответственность участников по обязательствам компании; во-вторых, централизованное управление, осуществляемое лицами, отличными от членов компании; в-третьих, перманентность деятельности компании независимо от выбытия ее членов.
В Германии прототипом корпорации является verein (союз, общество, объединение, корпорация). Вместе с тем в германской литературе практически все авторы пишут о раздробленности регулирования этой формы юридического лица, об отсутствии единой типологии. Одни авторы четко разграничивают такие понятия, как корпорация и объединение капиталов, другие же, наоборот, считают эти понятия идентичными.11
Смысл существования корпорации
состоит в объединении
Таким образом, корпорация - это "капитальное общество", объединение капиталов, создаваемое для достижения общих целей.13 Цели эти могут быть различного характера и в некоторой степени определяют вид корпорации.
Правовой формой "капитального
общества", создаваемого в предпринимательских
целях, является акционерное общество
(компания), известное континентальному
праву, в том числе и российскому
праву, аналогом которого является предпринимательская
корпорация в США. К капитальным
обществам относятся и такие
разновидности акционерного общества,
известные европейскому законодательству,
как коммандитные акционерные общества,
или коммандитные товарищества на акциях,
представляющие собой своеобразное
сочетание коммандитного