Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:01, курсовая работа
Целью данного курсового исследования является изучение норм гражданского законодательства, регламентирующих дарение, специальной литературы, с тем, чтобы установить, что представляет собой договор дарения как гражданско-правовой договор по передаче имущества в собственность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и основные черты характерные для договора дарения.
2. Определить содержание договора дарения: права и обязанности сторон, ответственность по договору дарения.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава1. Понятие и основные характеристики договора дарения…….…6
1.1. Понятие договора дарения………………………………………….………..6
1.2. Предмет договора дарения…………………………………………………14
Глава 2. Содержание договора дарения…………………………...………..21
2.1. Стороны договора дарения ………………………………………..………21
2.2. Права и обязанности дарителя………………………………………..……29
2.3. Права и обязанности одаряемого…………………………………….….…30
2.4. Ответственность по договору дарения………………………………..…. 33
Заключение………………………………………………………………….…..36
Список использованных источников информации ….…….……….……..38
Приложение. Правила дарение некоторых видов имущества….……..40
2.1. Стороны договора дарения
Сторонами договора дарения является даритель и одаряемый. Первый добровольно лишает себя определенного имущества, второй - приобретает эти права. Если предмет договора - вещь, то одаряемый приобретает на нее право собственности. Сторонами договора дарения - дарителем и одаряемым - могут быть граждане, юридические лица и государство. Право государства совершать дарения не вызывает сомнений. Но в качестве одаряемого лица оно может выступать лишь в договоре пожертвования. Например, И.В. Елисеев пишет: "Право государства совершать дарения не вызывает сомнений. Но в качестве одаряемого лица оно может выступать лишь в договоре пожертвования. Это вполне естественно, поскольку государство действует только в общих интересах, следовательно, принимать подарки в качестве частного лица, преследующего свои цели, оно не может". 6 Но вправе ли такое государство делать подарки иначе, как в общеполезных целях? Да, так как общий интерес, преследуемый государством, может заключаться и в том, чтобы одарить частное лицо (двух, трех, тысячу и т.д.). Когда стороны договариваются о передаче вещи в будущем или о передаче прав либо об отказе дарителя от права (освобождение одаряемого от имущественной обязанности), то одаряемый приобретает обязательственное требование к дарителю. Если предметом дарения является вещь, но передача ее в момент заключения договора невозможна, она может быть заменена долговым заемным обязательством о передаче вещи в обусловленный срок.
Серьезное влияние на возможность заключения договоров дарения гражданами оказывает объем их дееспособности. Недееспособный гражданин может заключать договоры дарения только через своего опекуна (п. 2 ст. 29 ГК РФ). При этом от его имени можно производить дарение только обычных подарков небольшой стоимости (не дороже пяти минимальных размеров оплаты труда); право на получение им подарков через опекуна не ограничено. Лицо, которое признанно ограниченно дееспособным, вправе самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки, а все остальные - только с согласия попечителя (п. 1 ст. 30 ГК РФ). Это означает, что гражданин, который является ограниченно дееспособным вправе самостоятельно совершать договор дарения только в качестве одаряемого и только в том случае, если этот договор в силу своего потребительского характера и незначительной суммы относится к мелким бытовым сделкам. В соответствии с правилами п. 2 ст. 26 и п. 2 ст. 28 ГК РФ малолетние и несовершеннолетние могут совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, то есть выступать в качестве одаряемых, если соответствующие договоры не требуют нотариального удостоверения или государственной регистрации. Ответственность по таким договорам, заключенным малолетними, несут их законные представители, а по договорам, заключенным несовершеннолетними детьми, отвечают они сами. В юридической литературе высказаны соображения о том, что требуется испрашивать согласие попечителей для получения дара несовершеннолетними от 14 до 18 лет и требуется принятие дара опекунами в пользу малолетних до 14 лет в любом случае. Думается, что нет оснований вносить изменения в нормы об объеме дееспособности несовершеннолетних от 6 до 18 лет в связи со сделками дарения. Следует лишь на практике внимательно подойти к толкованию оборота – «сделка, направленная на безвозмездное получение выгоды». Ведь если дар связан с будущими расходами и другими обременениями, может причинить вред несовершеннолетнему и т. п., то такая сделка не направлена на получение выгоды и не относится к самостоятельно совершаемым несовершеннолетним сделкам.
Кроме этого,
Запрет на дарение указанным лицам, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Эта гражданско-правовая норма
не согласуется с уголовным
В отношении положений ГК об этих категориях лиц, выступающих в качестве одаряемых (назовем их "социальные работники" и "государственные служащие"), также немало споров в юридической литературе. Так, М.Г. Масевич считает неэффективным запрет дарения социальным работникам. "Однако этот запрет, - указывает М.Г. Масевич, - легко обойти, если вручение подарка будет поручено друзьям указанных выше граждан или путем неоднократного вручения "обычного подарка" .
И.В. Елисеев же видит в соответствующих положения ГК реальную угрозу практике правоохранительных органов по привлечению взяточников к уголовной ответственности. "Статья 575 ГК, - пишет И.В. Елисеев, - может оказать влияние и на практику применения уголовного законодательства, в частности, на толкование понятия взятки. Ведь по смыслу этой статьи дарение чиновнику обычного подарка небольшой стоимости (не дороже трех тысяч рублей) во всех случаях является правомерным действием".
Не хотелось бы лишний раз обращать внимание на то, что гражданско-правовое регулирование не может затрагивать публично - правовые отношения, но приходится это делать, поскольку приведенные суждения (особенно И.В. Елисеева) явно свидетельствуют об отсутствии надлежащего понимания отличий между частным и публичным правом. А ведь имеется хорошо известная норма ГК, определяющая предмет гражданско-правового регулирования, согласно которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК). Уголовное законодательство, уголовное право - отрасль публичного права, и поэтому, конечно же, положения ГК об обычных подарках социальным работникам и государственным служащим не имеют никакого отношения ни к понятию взятки, ни к уголовной ответственности взяткодателей и взяткополучателей.
Кроме того, в сфере публичного права действует целый ряд законов и иных нормативных актов, определяющих правовой статус государственных служащих, судей, прокурорских работников, народных депутатов и т.п. Содержащиеся в них запреты и ограничения на принятие подарков от иных субъектов публично - правовых отношений (т.е. в связи с исполнением служебных обязанностей) ни в коей мере не затрагиваются нормами ГК, допускающими так называемые обычные подарки только в гражданско-правовых отношениях. Например, в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 г. (подп. 8 п. 1 ст. 11) государственным служащим запрещается получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе после выхода на пенсию. Однако данная норма не может исключить получение государственными служащими подарков, скажем, на день рождения, от друзей, родственников, коллег по работе как от субъектов гражданско-правовых отношений, не связанных с выполнением государственными служащими их служебных обязанностей. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением А.Л. Маковского о том, что "правило, содержащееся в пункте 3 статьи 575 ГК, являющееся дополнительным ограничением, охватывает лишь узкую сферу отношений, когда подарки государственным служащим делаются от коллег по работе или организации, в которой они работают (по поводу юбилея, присвоения почетного звания, завершения государственной службы и т.п.). Равным образом, упомянутые правила ГК не отменяют и не могут отменять норм уголовного законодательства об ответственности за взятку"
В отношении договоров дарения с участием юридических лиц ГК также предусматривает ряд специальных ограничений. Пункт 4 ст. 575 ГК РФ прямо запрещает дарение между коммерческими организациями, за исключением обычных подарков небольшой стоимости. Значение этой нормы трудно переоценить, особенно учитывая широту предмета дарения. С одной стороны, п. 4 ст. 575 ГК РФ направлен на защиту имущества организаций от разбазаривания и, значит, служит интересам кредиторов и участников юридических лиц. С другой стороны, эта же норма серьезно ограничивает возможности нормального ведения предпринимательства и подчас противоречит сложившимся обычаям и обыкновения бизнеса. Так, коммерческая организация вроде бы не вправе простить долг контрагенту - коммерческой организации. А в случае безнадежной задолженности это может повлечь за собой целый ряд неблагоприятных экономических последствий для кредитора. Запрет на безвозмездную передачу имущества сильно ударит по холдингам и финансово-промышленным группам, осложнит взаимоотношения основных юридических лиц и дочерних. Запрет дарения между коммерческими организациями чреват многими издержками, большинство из которых сейчас даже трудно предвидеть в деталях. Другое ограничение, установленное п. 1 ст. 576 ГК РФ, касается дарения вещей, принадлежащих юридическому лицу на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Действительность такого дарения, осуществляемого унитарным предприятием либо казенным предприятием или учреждением, требует согласия собственника вещи. Это ограничение не распространяется на случаи пожертвования (п. 2 ст. 582 ГК РФ) и на обычные подарки небольшой стоимости. Законодатель не проводит здесь каких-либо различий между указанными вещными правами, а также между движимыми и недвижимыми вещами. Возникающие в результате этого противоречия с частью первой ГК (в частности, п. 1 ст. 297 и ст. 298 ГК РФ) следует разрешить в пользу п. 1 ст. 576 ГК РФ.
2.2. Права и обязанности дарителя
Реальный договор дарения, как правило, не порождает никаких обязательственных отношений. Единственным исключением из этого правила является обязательство, возникающее в результате дарения имущественного права в отношении самого дарителя. Содержание этого обязательства не специфично для дарения, поскольку оно определяется не самим фактором дарения, а характером подаренного права. Поэтому имеет смысл говорить лишь об обязательстве, возникающем из консенсуального договора дарения, основные условия которого мы и рассмотрим. Главной обязанностью дарителя является передача дара. Если предметом договора является вещь, то ее передача одаряемому может осуществляться посредством вручения, символической передачи (например, вручение ключей) либо вручения правоустанавливающих документов (абз. 2 п. 1 ст. 574 ГК). Передача дара в виде имущественного права в отношении третьего лица обычно производится путем вручения документов, фиксирующих основания возникновения этого права (например, уступка прав по предъявительской ценной бумаге). Единственным основанием возникновения права в отношении самого дарителя является договор дарения. В этом случае переход права на одаряемого обычно происходит автоматически в силу истечения согласованного сторонами срока или по наступлении согласованного отлагательного условия. Передача дара в виде освобождения от обязанности требует от дарителя совершения определенных действий, например получения согласия кредитора одаряемого на перевод долга или исполнения обязанности за одаряемого (в случае возложения исполнения).
Обязанности дарителя по консенсуальному договору дарения переходят к его правопреемникам, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 581 ГК). В отношении пожертвования это правило не действует (п. 6 ст. 582 ГК). Право отказа от исполнения консенсуального договора дарения — одно из важнейших прав дарителя, закрепленное ст. 577 ГК. Даритель может воспользоваться этим правом в двух случаях:
1) если после заключения
договора его имущественное,
2) если одаряемый совершил покушение на жизнь дарителя, члена его семьи или близкого родственника либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения.
Отказ дарителя от исполнения договора дарения невозможен применительно к обычным подаркам небольшой стоимости (ст. 579 ГК). За этим единственным исключением отказ дарителя от исполнения