Понятие и структура гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:51, реферат

Описание работы

Целью моей работы является исследование взаимного функционирования гражданского общества и правового государства, а также выявление препятствий, стоящих на пути построения в Российской Федерации правового государства и гражданского общества.
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и структуру гражданского общества;
- проанализировать принципы и пути формирования правового государства;
- сделать выводы о соотношении гражданского общества и правового государства;
- определить проблемы становления гражданского общества и правового государства в России.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 52.89 Кб (Скачать файл)

- гражданское общество  базируется на частной и иных  формах собственности, рыночной  экономике, политическом плюрализме;

 

- гражданское общество  существует наряду с государством  как относительно самостоятельная  и противостоящая ему сила, находящаяся  с ним в противоречивом единстве;

- гражданское общество  представляет собой систему, которая  построена на основе горизонтальных  связей между субъектами и  которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

- гражданское общество  есть сообщество свободных граждан-собственников,  осознающих себя именно в таком  качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

- с развитием гражданского  общества и становлением правовой  государственности происходит сближение  общества и государства, их  взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ  организации гражданского общества, его политическая форма;

- взаимодействие гражданского  общества и правового государства  направлено на создание демократичского социально-правового государства.

Гражданское общество и правовое государство, их соотношение - кардинальная проблема для науки теории государства  и права, которая, несмотря на ее несомненную  важность и актуальность, изучена  слабо. Долгое время научная мысль  вообще не делала различий между обществом  и государством. Лишь с наступлением буржуазной эпохи ученые стали разделять  политическое государство и общество, гражданское общество и правовое государство, рассматривать некоторые  аспекты их взаимодействия.    Марксизм трактует соотношение общества и государства главным образом под углом зрения учения о базисе и надстройке.

Общество возникло задолго  до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нем противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов.

Весь опыт мировой истории  доказывает, что обществу со сложной  структурой, раздираемому противоречиями, внутренне присуща государственная  организация. В противном случае ему неизбежно грозит саморазрушение. Значит, государство есть организационная  форма структурно сложного общества, которое здесь выступает как  государственно-организованное.

 

С появлением государства  начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с  обществом. Как форма организации  общества и управляющая система  государство выполняет функции  в интересах всего общества, разрешает  возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль - возвышаться  над обществом, огосударствлять его, то есть проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но, в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Именно в диалектическом единстве определяющего влияния  общества на государство и относительной  самостоятельности последнего заключена  суть противоречивого их взаимодействия, имеющего принципиальное методологическое значение. Причем степень такой самостоятельности  государства в силу многих причин может колебаться от минимальной до чрезмерной.

Относительная самостоятельность  государства, его органов естественна, необходима и социально оправданна. Без нее не может быть активного  и целеустремленного воздействия  государства, его аппарата на общество в целом или на отдельные общественные сферы. Самостоятельность государства  проявляется в свободе выбора при принятии им управленческих и  других актов, при избрании путей  и методов решения встающих перед  обществом задач, при определении  стратегии и тактики государственной  политики. Самостоятельность государства  уравновешивается, ограничивается контролем  общества за его деятельностью, а  также оценкой этой деятельности.

Гражданское общество как  система социальных, социально-экономических, социально-политических объединений  граждан (институтов, структур), действующих  на началах самоуправления, и правовое государство, где государственная  власть функционирует на правовых началах, в рамках закона, логически и сущностно взаимосвязаны между собой. Правовое государство самостоятельно в той мере, в какой оно служит интересам гражданского общества, которое в свою очередь стимулирует развитие демократического государства и осуществляет гибкий контроль за его деятельностью.

 

Демократическому обществу соответствует демократическое (развитое) государство, которое обеспечивает целостность общества, порядок и организованность общественной жизни на основе материальных и моральных стимулов и методов и в котором полное развитие получают органы и учреждения конструктивно-созидательного характера.

Цивилизованное гражданское  общество обеспечивает демократический  порядок формирования важнейших  государственных органов, осуществляет гибкий контроль за их деятельностью  на основе закона и права, а в конечном счете ставит на службу себе и человеку весь созидательный потенциал правового государства. Воздействие общества на государство принято считать прямой связью, а воздействие государства на общество - обратной. Многогранное обратное воздействие развитого государства на общество - ключевая, но недостаточно изученная проблема, главное в которой - соотношение между сознательным государственно-правовым регулированием социально-экономической жизни и стихийным рыночным саморегулированием.

При помощи сознательного  государственно-правового регулирования  рыночное саморегулирование определенным образом ограничивается. В противном  случае оно неизбежно перерастает  в рыночную стихию. Существует сложная  и важная проблема - найти более  или менее оптимальное соотношение  между целенаправленным регулированием и рыночным саморегулированием.

Так, в 20-30-е гг. XIX века разрушительные кризисы и затяжные депрессии, спровоцированные рыночной стихией, поставили на грань  гибели многие, до того могущественные буржуазные державы. И одним из первых, кто претворил в жизнь теорию Д. Кейнса о необходимости гибкого государственного вмешательства в экономику, кто осознал, что рынок не является совершенным экономическим механизмом, был президент США Ф. Рузвельт. В 1933-1938 гг. его администрация осуществила комплекс государственно-правовых мер, направленных на сбалансирование сознательного регулирования и рыночного саморегулирования, вошедших в американскую историю под названием «Новый курс». По этому пути пошли многие другие государства.

А в СССР стала прослеживаться другая тенденция. Экономический потенциал  страны почти полностью стал объектом государственной собственности. Вместе с тем это было сильное государство, которое решало крупные задачи: в  исторически короткие сроки была создана мощная промышленная экономика, успешно развивались народное образование, наука, а военно-промышленный комплекс занимал передовые позиции в  мире. Однако тотальное огосударствление сковывало живые творческие силы и возможности общества, чему способствовали слабая мотивация к труду и хроническая бесхозяйственность, дополненные субъективизмом и волюнтаризмом партийно-государственной верхушки. Названные факторы и породили системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. Выход из кризиса оказался трудным. Вот уже несколько лет в стране ведется поиск путей сбалансирования рыночных и государственно-правовых механизмов. Но допускаемые крайности и ошибки, неумение и нежелание делать из них выводы пока препятствуют нахождению оптимальных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Проблемы становления гражданского общества и правового государства в России

Становление гражданского общества зависит от степени развитости экономических  и правовых отношений, реальности личной и экономической свободы индивидов, действенности механизма общественного  контроля за государственно-властными  структурами. Качества гражданского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разную степень  развития.

Интерес к проблеме становления  гражданского общества в современной  России обусловлен потребностями дальнейшего  изучения теоретических и операционно-аналитических  возможностей этой дефиниции в исследовании реальных путей укрепления в стране демократии. Становление гражданского общества в современной России в  настоящее время рассматривается  с учетом уже сложившихся конкретных обстоятельств, которые нацеливают говорить не столько о том, как  должно быть, а выяснять причины  того, что уже есть, искать пути решения  возникающих при этом проблем.

Современная Россия встала на путь демократических преобразований, которые в силу ряда причин субъективного  и объективного характера в значительной степени были инициированы сверху. Ныне эти преобразования осуществляются в стране, которая по Конституции  является демократическим, правовым и  социальным государством. Таким образом, формально, в соответствии с основным Законом, в нашей стране гражданское  общество существует как бы по определению. Это значит, что у нас существует формируемая на принципах разделения властей и многопартийности демократическая  политическая система, гражданам гарантированы  основополагающие права и индивидуальные свободы.

Роль государства, во-первых, должна проявиться в его последовательной и ответственной политике по созданию условий формирования социальной базы гражданского общества - среднего класса -класса собственников с соответствующей ему психологией, сознанием, политической культурой и поведением. Во-вторых, эта роль должна проявляться в строгом соблюдении принципа правового государства «равенства всех перед законом», исключающего либо существенно ограничивающего развитие процессов коррупции и способствующего формированию и утверждению в обществе ценностей демократии. В-третьих, государство должно проявлять особое отношение к молодежи, как к реальному резерву демократических преобразований в стране, фундаменту формирования гражданского общества. В-четвертых, системой своих политик - государственного строительства и управления, социальной, экономической и духовной государство должно создавать предпосылки для развития в обществе толерантных процессов - основы стабильного развития общества и создания среды для формирования гражданского общества.

В России формирование гражданского общества началось не с чистого листа. Предшествующая тоталитарная эпоха оставила молодой российской демократии общество с высоким уровнем образования, культуры, систему многих социальных институтов (социального обеспечения, образования, здравоохранения, трудового и социального законодательства, высокотехнологичные производства соответствующие, а в некоторых отраслях и превосходящие мировые стандарты) и многое другое, к чему западные страны в направлении гражданского и социального государства шли не одно столетие.

Все сказанное, однако, не должно быть понято в том духе, что в  современной России невозможно создать  основы цивилизованного, функционирующего на принципах правового государства  капитализма, сформировать основы гражданского общества. Решение этой сложной проблемы в целом ряде субъектов Российской Федерации уже поставлено. Развитие малого и среднего бизнеса есть основа формирования реального среднего класса, у которого формируется своя система  ценностей, политических ориентации и  поведения.

Если создание социальной базы для формирования в стране гражданского общества задача по сложности вполне разрешимая при последовательной государственной  политике в этой сфере, то субъективная сторона реализации этой задачи - решение  проблем нравственного возрождения  общества и государства по значению и возможностям представляется более  сложной и продолжительной. Сущность этой проблемы обусловлена тем, что  в эпоху первого российского  Президента в стране сложились основы псевдорыночной бюрократической экономики, способствовавшей развитию коррупционных процессов во всех институтах власти, оформлению в стране по существу корпоративно - бюрократического коррумпированного государства.

В конкретных условиях современной  России решить объективно вставшие перед  страной проблемы может только государство  при активной его поддержке со стороны общества, становящегося  постепенно обществом гражданским. Процесс его превращения в  гражданское общество может быть реализован только на встречных потоках  общества и государства.

В настоящее время в  России сложились факторы, направленные на становление в стране гражданского общества:

- наличие зарождающегося среднего класса как социальной базы зрелого гражданского общества;

- укрепляющееся осознание обществом необходимости опоры на собственные силы;

- при всех сложностях российской действительности наличие достаточно высокого уровня социального оптимизма;

Информация о работе Понятие и структура гражданского общества