Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:53, контрольная работа
В результате его признания (ст. 13). В настоящее время гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.), причем в течение одного года после этого дня всем было предоставлено право заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. (дата создания СССР) и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории России или если хотя бы один из родителей был гражданином СССР и постоянно проживал на территории России.
1. Понятие и сущность гражданства РФ:
2. Статус Правительства РФ.
Приобретение гражданства.
Закон о гражданстве устанавливает семь оснований приобретения гражданства Российской Федерации.
а) В результате его признания (ст. 13). В настоящее время гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (6 февраля 1992 г.), причем в течение одного года после этого дня всем было предоставлено право заявить о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. (дата создания СССР) и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории России или если хотя бы один из родителей был гражданином СССР и постоянно проживал на территории России.
Эти простые демократические нормы сразу определили гражданское состояние подавляющего большинства населения Российской Федерации. При этом российское гражданство было признано и за лицами, которые родились на тех территориях Российской Федерации, которые впоследствии были переданы другим союзным республикам, а ныне принадлежат соответствующим независимым государствам. Это означает, например, что российское гражданство имеют жители Крыма, родившиеся до передачи его Украине в 1954 г., и др.
В свое время закон был составлен так, что большие группы граждан бывшего СССР, родившиеся на территории России и уехавшие в другие республики СССР без желания потерять свое гражданство и приобрести другое, оказались в положении, когда они могут восстановить свое гражданство в России по регистрации, но не считаются гражданами России по рождению. Это положение было исправлено Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16 мая 1996 г. по делу в связи с жалобой А. В. Смирнова отметил, что употребленное в ч. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления.
В соответствии с этим постановлением Конституционного Суда РФ Федеральным законом были внесены изменения Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации". Установлено, что гражданами Российской Федерации также считаются лица, ранее состоявшие в гражданстве Союза ССР, и их потомки, если они: а) не изъявили свободно своего желания о прекращении гражданства Российской Федерации; б) не приобрели гражданство иностранного государства.
б) По рождению (ст. 14—17). Приобретение гражданства в силу рождения ("филиация") не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. Оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются "право крови" и "право почвы". Так называемый принцип "права крови" признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство). На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет.
Принцип "права почвы" признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей. Для большинства современных государств характерно сочетание этих двух принципов.
Российское законодательство следует по этому же пути. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является ее гражданином независимо от места рождения. Ребенок также становится гражданином России, если один из родителей состоит в российском гражданстве, а другой является лицом без гражданства (место рождения при этом не имеет значения). Но если вторым родителем является иностранный гражданин, то положение меняется: гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей (место рождения значения не имеет), а если соглашения нет, то ребенок приобретает российское гражданство при условии, что он родился на территории России, или если ему грозит возможность стать лицом без гражданства.
Некоторую сложность представляет определение гражданства ребенка, родившегося на территории России, родители которого являются иностранцами. В этом случае ребенок становится гражданином Российской Федерации, если соответствующие государства не предоставляют ему своего гражданства или если родители состоят в гражданстве других республик, входивших в состав СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г.
Соблюдая общепринятые порядки в определении гражданства по рождению, Российская Федерация в максимальной степени обеспечивает возможность приобретения российского гражданства по рождению.
в) В порядке регистрации (ст. 18). Этот порядок распространяется на шесть категорий лиц, которые могут сравнительно просто приобрести российское гражданство путем подачи заявления в органы внутренних дел (т. е. не оформляя ходатайства о приеме в гражданство).
Чаще всего этим порядком пользуются лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии (отец, мать) является гражданином России, следовательно, речь идет о регистрационном приобретении гражданства мужем или женой, сыном или дочерью российского гражданина. В порядке регистрации приобретается также российское гражданство лицом, у которого на момент его рождения хотя бы один из родителей был гражданином России, но которое приобрело иное гражданство по рождению; такие лица могут приобрести гражданство России в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста (т. е. до 23 лет). В течение такого же срока могут стать гражданами России дети бывших ее граждан, родившиеся после прекращения у родителей российского гражданства; это правило важно для детей тех лиц, которые в тоталитарный период были насильно лишены российского гражданства.
Другие категории, предусмотренные
данной статьей Закона, либо воспользовались
своим правом и получили российское
гражданство в порядке
г) В результате приема в гражданство (ст. 19). Прием осуществляется Президентом Российской Федерации по личному ходатайству. О приеме в гражданство ("натурализации") может ходатайствовать без всякой дискриминации любое дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста. Однако для приема в государство иностранца или лица без гражданства необходимо его постоянное проживание на территории России в течение 5 лет или 3 лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, а для беженцев — вдвое меньше.
Закон допускает облегченный прием в российское гражданство (т. е. без соблюдения сроков оседлости) для тех, кто в прошлом состоял в гражданстве СССР, при усыновлении ребенка, являющегося гражданином России, для выдающихся деятелей в области науки, техники и культуры или обладающих профессией или квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, при наличии заслуг перед народами России и в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей, при получении убежища на территории России.
Однако предусмотрены и прямые основания для отклонения ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации тех лиц, которые:
выступают за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;
осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам Российской Федерации.
Эти ограничения также распространя
д) В результате восстановления в гражданстве (ст. 20). На восстановление гражданства, которое осуществляется в порядке регистрации, имеют право лица, которые по каким-то причинам его утратили. Это лица, у которых гражданство прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства, а также те, у кого российское гражданство прекращено в связи с изменением гражданства родителей (они могут восстановить гражданство Российской Федерации в течение 5 лет по достижении 18-летнего возраста). Восстановлению в российском гражданстве также подлежат те, кто утратил его на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР о выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль, от 17 февраля 1967 г. или иных указов, если эти лица не отказались от российского гражданства. Наконец, любой человек, ранее состоявший в гражданстве Российской Федерации, может ходатайствовать о восстановлении российского гражданства.
е) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (ст. 21). Право на выбор гражданства в таком случае называется оптацией. Следовательно, и тогда, когда к России присоединяется новая территория, людям обеспечивается право самим определять свою гражданскую принадлежность — сохранить прежнее гражданство или приобрести российское. Порядок оптации должен быть предусмотрен международным договором Российской Федерации.
ж) Иные основания. В Законе о гражданстве указано несколько оснований приобретения гражданства, касающихся детей и недееспособных (ст. 25—31).
Прекращение гражданства.
Этот институт полностью соответствует ч. 3 ст. 6 Конституции России, согласно которой гражданин России не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. О прекращении гражданства, следовательно, логично говорить только в случае добровольного волеизъявления гражданина. Закон о гражданстве устанавливает четыре основания прекращения гражданства Российской Федерации.
а) Вследствие выхода из гражданства (ст. 23). Выход из гражданства может иметь место как по ходатайству гражданина, так и в порядке регистрации (если хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство). Регистрационный (упрощенный) порядок направлен на содействие в воссоединении семей.
Однако ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если данное лицо имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, а также неисполненные обязательства перед государством, а страна, в которой оно собирается поселиться, не имеет с Россией договора о правовой помощи. Данная норма направлена на обеспечение таких, например, обязательств, как алименты, долги и пр. Выход из гражданства не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также в случае возбуждения уголовного дела (до окончания его рассмотрения) или действия обвинительного приговора суда, подлежащего исполнению. Для предотвращения произвола в отношении прав человека Закон о гражданстве устанавливает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.
б) Вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24). Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности.
При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России — пять лет.
г) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация). Если какая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство (ст. 21).
д) Иные основания. Закон о гражданстве предусматривает некоторые дополнительные основания прекращения гражданства недееспособных и детей (ст. 25—31).
Двойное гражданство.
Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.
Пребывание в двойном
Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Но если международного договора с соответствующим государством у Российской Федерации нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.
Конституция ясно указывает, что приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет.