Понятие и сущность права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:02, реферат

Описание работы

Прежде всего, в понимании права как явления необходимо отметить, что оно не является вечной ценностью. Оно возникло на определенном историческом этапе развития общества, как ответ на потребность урегулировать те отношения, которые уже не могли упорядочить нормативные регуляторы присущие первобытному обществу. Право формируется в тот момент, когда начинает происходить общественное разделение труда и между племенами завязывается товарообмен.

Содержание работы

Введение
Сущность и основные характеристики права
Характеристики (признаки) права
Система права
Отрасли права
Источники права
Понятие и формы реализации права
Правовые отношения
Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
Назначение и функции права
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность права.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что регулятивная статическая, регулятивная динамическая и охранительная функции - это всё регулятивные функции права, можно предположить, что наименование первых двух функций регулятивными является не вполне корректным. В этой связи представляется более целесообразным регулятивную статическую функцию именовать конститутивной или закрепительной, а регулятивную динамическую - собственно регулятивной.

Функции права можно классифицировать и по другим основаниям. Как и  функции государства, их можно подразделять с учетом значимости, сферы распространения, продолжительности осуществления, сфер общественной жизни.

С учетом значимости их можно  подразделить на основные и неосновные. К основным функциям права следует отнести регулятивную функцию в целом и те основные направления, правового воздействия, которые из нее вытекают и из которых складываются собственно юридические функции.

С учетом сферы распространения  функции права можно подразделить на внутренние и внешние. Хотя позитивное право является преимущественно внутренним регулятором, поскольку регулирует общественные отношения главным образом внутри страны, тем не менее оно участвует и в регулировании отношений с другими государствами. К тому же нередко международные договоры государства входят в состав правовой системы данного государства. Например, согласно ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

С учетом продолжительности  осуществления функции права  можно подразделить на постоянные и временные. Постоянные функции- это такие направления воздействия права на общественные отношения, которые существуют неопределенно длительное время, временные же функции - это направления правового воздействия, которые существуют в течение определенного времени (например, при регулировании общественных отношений временными нормативно-правовыми актами).

Наконец, с учетом сфер общественной жизни функции права можно  подразделить на экономические, политические, идеологические, социальные и экологические. Экономические - это функции, которые  осуществляются правом в сфере экономики (например, регулирование предпринимательской  деятельности). Политические - функции, осуществляемые в сфере политики (например, регулирование отношений  государства с политическими  партиями). Идеологические функции - это  функции права в духовной сфере (например, регулирование образовательной  деятельности). Социальные функции - это  различные направления правового  воздействия (регулирования) в области  жилищных, пенсионных и иных социальных отношений. Экологические - это функции  права, связанные с регулированием в сфере экологии (например, правовая охрана окружающей среды).

 

Заключение

 

В современных условиях правовые знания представляют обязательную составную  часть профессиональной подготовки, служебной компетенции лиц в  любой сфере деятельности.

В процессе углубленного изучения данной темы можно сделать следующие  выводы о праве его сущности и  назначении:

. Право - это, прежде  всего, совокупность, а точнее - система  норм или правил поведения.  Это не случайный набор случайных  норм, а строго выверенная, упорядоченная  совокупность вполне определенных  правил поведения, это - система.

В основе любой системы  норм или правил поведения лежат  как объективные, так и субъективные факторы. В числе объективных  факторов выделяются однотипные экономические, политические, социальные, идеологические и иные условия, способствующие созданию и функционированию системы правовых норм в той или иной стране. Как отдельные нормы, так и их система в целом не создаются стихийно, произвольно, по желанию и усмотрению тех или иных отдельных лиц. Они отражают объективные потребности общества и государства и «проецируются» на реально существующие экономические, политические и иные отношения.

Разумеется, процесс создания и функционирования системы норм не только не отрицает, а, наоборот, всячески предполагает существование наряду с объективными и субъективных факторов. Речь при этом идет о разработке и осуществлении в той или иной стране научно обоснованной правовой политики, подготовке и реализации планов законодательных работ, активного участия специалистов-юристов в процессе правотворчества, правоприменения, в правоохранительной деятельности государственных органов.

. Право - это не простая  система норм, а система норм, установленных или санкционированных  государством. В мире существует  множество систем различных социальных  норм. Но только система правовых  норм исходит от государства.  Все остальные создаются и  развиваются различными негосударственными - общественными, партийными и  иными органами и организациями.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои, уполномоченные на то органы, или же путем передачи отдельных  своих полномочий на издание некоторых  нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями. В последнем  случае говорят о «санкционировании», т.е. дачи разрешения государством на осуществление  ограниченной правотворческой деятельности этими негосударственными институтами.

В отечественной и зарубежной юридической литературе имеется  три группы различных мнений на этот счет, три значительно отличающихся друг от друга суждения.

Суть первого из них  состоит в том, как верно подмечает  известный российский правовед Г. Шершеневич, что нормы права рассматриваются в виде «требований государства». Государство при этом, «являясь источником права, очевидно, не может быть само обусловлено правом. Государственная власть оказывается над правом, а не под правом». Государство в свете такого сужения рассматривается как явление первичное, а право - вторичное.

Смысл второй, противоположной  точки зрения заключается в том, что само государство и государственная  власть должны носить правовой характер. В основе государственной власти должен лежать «не факт, а право». Государство, хотя он и издаст правовые акты, «не может быть источником права», «потому что оно само вытекает из права». Над государством находится  право, а не наоборот. Оно его сдерживает и ограничивает.

Наконец, третий подход к  определению характера взаимоотношений  государства и права состоит  в том, что не следует вообще заострять  внимание на данном вопросе. Спор о  том, что логически предшествует другому - государство или право, - пишет в связи с этим венгерский государствовед и правовед И.Сабо, «столь же бесплоден как и спор о том, что исторически появилось раньше - государство или право». С его точки зрения, тезис, согласно которому «право - это просто лишь государственный приказ, представляет собой такое же одностороннее упрощение», как и суждение о том, что государство является «слугой права».

По мнению автора, государство  и право «настолько соответствуют  друг другу, настолько едины», что  вопрос о том, что из них первично что - вторично, «порожден не столько  реальной действительностью (и в  этом не является вопросом факта), сколько  специфически априорным подходом к  соотношению этих двух явлений. Этот априорный подход характеризуется  либо подчеркиванием государственного волюнтаризма, либо выделением абстрактной идеи права как самоцели».

 

Литература

 

1.Абдулаев М.И. Теория  государства и права: Учебник. - М.:ТК Велби; Екатеринбург: Институт частного права, 2004.

.Алексеев Л.И. К вопросу  об общем понятии права // Государство  и право. - 1994. - № 3.

.Доржиев Ж.Б. Теория  государства и права: учебно-методическое  пособие. М., ВСГТУ, 2005.

.Марченко М.Н. Проблемы  теории государства и права:  Учебник. М., 2001.

.Сандевуар П. Введение в право. М., 1994

.Общая теория государства  и права/ Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001.

.Общая теория права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М: Изд. Норма, 2006.

.Пьянов Н.А. Понятие,  сущность и назначение права. // Государство и право. - 2004 -. №  5.

.Теория государства и  права: Учебник/под ред. М.Н.  Марченко/.-«Зерцало», 2004.

.Теория права и государства:  учебник для вузов. / Под ред.  С.С. Алексеева. - М., 2008.

.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. М., 2008.


Информация о работе Понятие и сущность права