Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:26, курсовая работа
Соответственно предметом нашего исследования являются теоретические положения и нормы гражданского права России, характеризующие и регулирующие наиболее важные и актуальные аспекты авторского договора: понятие авторского договора, основные и наиболее распространенные классификации авторских договоров, стороны авторского договора, условия (предмет и авторское вознаграждение) авторского договора, форму авторского договора и содержание авторского договора. Объект исследования составляет Гражданский кодекс РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
рассмотрен договор авторского заказа;
изучено понятие и виды авторских договоров;
определено содержание и прекращение авторского договора.
Введение…………………………………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………………………………............5
1 Договор авторского заказа………………………………………………………....…..5
2 Понятие и виды авторских договоров …………………………………………..…...12
Содержание и прекращение авторского договора……………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………... 22
Глоссарий……………………………………………………………………………….. 24
Список использованных источников……………
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Гражданское право |
Тема |
Понятие и виды авторских договоров |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение…………………………………………………………
Основная
часть…………………………………………………………………
1
Договор авторского заказа………………………………………………………...
2 Понятие и виды авторских договоров …………………………………………..…...12
Содержание и прекращение авторского договора……………………………………17
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Список сокращений…………………………………
Приложения……………………………………………………
Именно договорная форма использования творческих произведений с одной стороны, обеспечивает защиту как личных, так и имущественных прав авторов, а с другой стороны, способствует широкому вовлечению творческих произведений в рыночный оборот и, в конечном итоге, приумножению духовного потенциала общества. Кроме того, в настоящее время согласно законодательству большинства стран мира использование произведений автора другими лицами осуществляется на основании авторского договора, за исключением довольно ограниченного перечня случаев, специально закрепленных в различного рода нормативно-правовых актах.
Особенно актуально изучение норм, регулирующих договорный способ использования произведений, для Российской Федерации, где в силу происходящих в обществе социально-экономических преобразований, использование творческих произведений, ранее довольно жестко регламентировавшееся законодательством, осуществляется в настоящее время именно путем заключения авторского договора на основе свободного волеизъявления сторон. Поэтому подробное изучение и последующее совершенствование норм, регулирующих авторский договор, является в настоящее время одним из самых актуальных направлений российской правовой науки.
Актуальность такого исследования обусловлена и тем, что оно позволяет выявить пробелы и недостатки в правовом регулировании указанных нами отношений, а также достоинства, присущие правовому регулированию авторских договоров.
Актуальность нашего исследования в немалой степени предопределена современными изменениями в действующем законодательстве, в том числе и регулирующем непосредственно авторские договоры, которые настоятельно требуют совершенствования теоретических представлений о правовом регулировании отношений связанных с этими договорами.
Наиболее общими целями нашего исследования является устранение пробелов в правовом регулировании авторского договора в гражданском праве России, разрешение проблем, имеющих место в российской правовой науке, применительно к теоретическому осмыслению правового регулирования авторского договора.
Соответственно предметом нашего исследования являются теоретические положения и нормы гражданского права России, характеризующие и регулирующие наиболее важные и актуальные аспекты авторского договора: понятие авторского договора, основные и наиболее распространенные классификации авторских договоров, стороны авторского договора, условия (предмет и авторское вознаграждение) авторского договора, форму авторского договора и содержание авторского договора. Объект исследования составляет Гражданский кодекс РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
рассмотрен договор авторского заказа;
изучено понятие и виды авторских договоров;
определено содержание и прекращение авторского договора.
Предмету и целям работы служит избранная нами методология. Значение метода познания исключительно велико для понимания объективной действительности, в том числе правовой. Соответственно существующие правовые нормы, в частности нормы авторского права, требуют применения при их изучении как общефилософских, так и частнонаучных методов познания. Основой методологии, таким образом, выступает материалистическая диалектика. Авторское право требует применения логического и исторического подходов к своему изучению.
Практическое значение работы состоит в том, что выводы сделанные на основе настоящего исследования позволяют выработать ряд рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и практики его применения.
В работе использованы труды Бабурина С.А., Воронина М.А., Мамышева И.П., Черненко Л.А. и других.
В соответствии с п. 1 ст.
1288 ГК РФ по договору авторского заказа
одна сторона (автор) обязуется по заказу
другой стороны (заказчика) создать
обусловленное договором
Закон не предъявляет каких-либо особых требований к субъектам (автору и заказчику) данного договора. Но поскольку автором может быть только гражданин (п. 1 ст. 1228, ст. 1257 ГК РФ), одним из участников такого договора всегда является именно физическое лицо.
Договоры заказа могут заключаться в отношении любых авторских произведений (ст. 1259 ГК РФ), а также программ для ЭВМ (ст. 1261 ГК РФ). Разумеется, речь должна идти о произведениях, не существующих на момент заключения соглашения. Этому не противоречит практика заключения соглашений в отношении объектов, над которыми автор уже размышлял, работал и которые частично воплотил в жизнь1.
Поскольку базовая конструкция договора авторского заказа предусматривает
его предметом именно создание произведения,
необходимо ответить на вопрос о том, какие
обязанности возлагаются на другую сторону
(заказчика). Разумеется, распространенным
вариантом является установление обязанности
заказчика выплатить денежную сумму при
переходе к нему исключительного права
на произведение или отдельных возможностей
по его использованию.
Но нет никакой необходимости сужать предмет
данного договора до тривиального его
дополнения элементами договоров о распоряжении
исключительным правом. Например, заинтересованный
в популяризации своих идей автор может
дать согласие на то, что в счет исполнения
обязанностей по договору (создание произведения)
заказчик осуществит редакторскую и корректорскую
подготовку рукописи и ее публикацию,
обеспечит экспонирование произведения
изобразительного искусства на определенной
выставке и т.п. Будет или нет в таком случае
передаваться исключительное право (либо
отдельные возможности) заказчику либо
иному лицу - вопрос договоренностей.
Такая вариантная схема взаимоотношений вполне соответствует некоторым принципиально важным для общества задачам. Само появление конструкции договора авторского заказа как самостоятельного договора свидетельствует не столько об изощренности юридического мышления, сколько о наличии потребностей в правовых формах такого рода.
Социальное назначение конструкции договора авторского заказа несомненно, и было бы верным развивать практику его использования именно в этом направлении. Формулировка исключительного права (ст. 1229 ГК РФ) как права на использование произведения любым способом с одновременным запретом для всех остальных лиц на совершение соответствующих действий чрезвычайно обширна. Одной из задач является поиск возможности свободного использования произведений на основе сбалансированных подходов без нарушения прав и интересов правообладателя. В ГК РФ (ст. 1272 - 1280) эти направления указаны, но требуются их уточнения и дополнения2.
Отсутствие признака возмездности как конституирующего не выводит договор авторского заказа за пределы гражданско-правового регулирования. Такие договоры известны и ГК РФ (например, договор дарения, договор безвозмездного пользования). Безвозмездно могут исполняться и отдельные обязанности в рамках того или иного договора (ст. 891 "Обязанность хранителя обеспечить сохранность вещи" ГК РФ). Существует также немало непоименованных гражданско-правовых договоров, где все или часть действий совершаются безвозмездно. Построение договора авторского заказа как безвозмездного допустимо и в связи с его общей направленностью - создание произведения в социальных целях.
Коммерческая организация,
заключая с автором договор авторского
заказа, как правило, настаивает на
приобретении исключительного права
(или отдельных полномочий по использованию), и в этом случае кардинально
меняется схема взаимоотношений: утрачивая
исключительное право, автор требует вознаграждения.
Для правильной квалификации данного
договора важно учесть и намерения автора,
который, заключая такой договор, рассчитывает
на публичное представление своего труда
(обычно - в виде издания), т.е. получает
ожидаемый результат даже при отсутствии
имущественного вознаграждения. Поэтому
в таких договорах указываются и соответствующие
обязанности издателя, на которого возлагаются
некоторые затраты3.
К существенным условиям данного договора следует отнести определенность произведения и срок его представления. Обычно указывается вид и назначение произведения, его форма, способ представления, ориентировочный объем и иные параметры, значимые для заказчика. Во всяком случае на момент заключения соглашения они должны быть зафиксированы (согласованы), но могут быть изменяемы (уточняемы).
Вопрос об определенности
будущего произведения является центральным.
Творческий уровень произведения также может оговариваться, но лишь
в самых общих чертах и путем ссылки на
объективные признаки (например, посредством
установления соотношения объема авторского
текста и статистических данных). Требования
заказчика о предоставлении рекомендаций,
положительных рецензий в отношении полученного
результата не основаны на законе и противоречат
конструкции договора авторского заказа.
В практике издательской деятельности иногда проводится рецензирование, в том числе внешнее. Полагаем, что в таких случаях речь может идти или (1) о представлении готового произведения, не отвечающего признакам произведения, создаваемого именно в порядке авторского заказа, или (2) об оценке самим заказчиком выполнения автором соглашения (если даже привлечены внешние рецензенты).
В Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" предусматривалось, что заказчик обязан часть стоимости заказа выплатить создателю произведения авансом, а остальную сумму - по завершении произведения либо в иные сроки, предусмотренные соглашением сторон. Часть четвертая ГК РФ не содержит такой нормы, что вполне объяснимо: правила о договоре авторского заказа по Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" создавались в иное время и под влиянием иных концептуальных воззрений.
На практике аванс иногда выплачивается, но наличие условия о нем зависит от конкретных взаимоотношений заказчика и автора, вида произведения, перспектив его продажи. Об авансе упоминается и в п. 2 ст. 1290 ГК РФ, однако общей нормы о его выплате нет4.
Особенностью договора авторского заказа является установление срока в качестве существенного условия: договор должен или прямо его предусматривать, или же позволять его определить под страхом признания незаключенным (ст. 1289 ГК РФ). Незаключенный договор - это договор, которого нет, т.е. договор в таком случае просто не состоялся. Требование адресовано обеим сторонам, предъявляется к тексту соглашения, поэтому здесь нет признаков недействительной сделки. Отсутствие срока - это отсутствие одного из так называемых существенных условий (ст. 432 ГК РФ), а не нарушение закона, дающее заинтересованной стороне право требовать признания договора недействительным (ст. 168 ГК РФ). Изложенное не мешает усомниться в обоснованности нормы, поскольку объявление договора именно незаключенным, скорее, отрицательно скажется прежде всего на положении "слабой стороны" договора, т.е. автора.
Если договор включает в себя элементы соглашений о распоряжении исключительным правом, то к числу существенных условий должны быть отнесены существенные условия договора об отчуждении исключительного права (ст. 1285 ГК РФ) и лицензионного договора (ст. 1286 ГК РФ).
Особенности исполнения
договора авторского заказа. Общей
для предмета любого договора авторского
заказа является норма о том, что
материальный носитель произведения передается заказчику в собственность,
если соглашением сторон не предусмотрена
его передача заказчику во временное пользование
(п. 1 ст. 1288 ГК РФ). Однако материального
носителя может вообще не быть: данное
положение рассчитано на случаи, когда
он требуется для исполнения обязанностей
автора, а также для осуществления прав
заказчика. Данный договор всегда срочный
(п. 1 ст. 1289 ГК). Срок именуется сроком исполнения
договора авторского заказа и является
периодом времени по созданию произведения.
От него следует отличать срок (дату) сдачи
произведения. Обычно это касается ситуаций,
когда такой договор содержит элементы
договора распоряжения исключительным
правом. Естественно, исполнить этот договор
можно лишь в случае передачи исключительного
права (отдельные полномочия по использованию)
и, конечно, уже после создания произведения5. В пользу автора установлена норма п.
2 ст. 1289 ГК РФ о возможности установления
льготного срока. Хотя данный пункт сформулирован
расплывчато, все же полагаем, что это
именно возможность, т.е. право, а не обязанность
заказчика. Если срок исполнения договора
авторского заказа наступил, автору при
необходимости и при наличии уважительных
причин для завершения создания произведения
предоставляется дополнительный льготный
срок продолжительностью в 1/4 часть общего
срока. По соглашению сторон этот срок
может быть увеличен (это касается случаев,
когда дополнительный срок уже определен).
Если же льготный срок истек, заказчик
вправе в одностороннем порядке отказаться
от договора авторского заказа. Он также
вправе отказаться от договора авторского
заказа непосредственно по окончании
срока, установленного договором для его
исполнения, если договор к этому времени
не исполнен, а из его условий явно вытекает,
что при нарушении срока исполнения договора
заказчик утрачивает интерес к договору.
Здесь, по сути, имеются два разных правила.
Первое требует применения ст. 450 ГК РФ
об одностороннем расторжении договора.
Второе (абз. 2 п. 3 ст. 1289 ГК РФ) касается
ситуации, имевшей место до установления
дополнительного срока. Указанная норма
введена под влиянием уже апробированного
положения гражданского законодательства,
установленного в ст. 328 "Встречное исполнение
обязательств" ГК РФ: обязанность исполнения
снимается, если известно, что встречное
исполнение не состоится.
Имеются также особенности ответственности
при исполнении рассматриваемого вида
договора6. К сожалению, нормы п. 1 и 2 ст. 1290 ГК РФ
имеют различное логическое наполнение:
в п. 1 названы лишь договоры о распоряжении
исключительным правом, а в п. 2 - договоры
авторского заказа. Тем не менее ограничение
ответственности автора суммой реального
ущерба следует считать общим правилом.
Такие убытки могут заключаться в фактически
понесенных расходах, расходах по восстановлению
прежнего положения, порче, утрате или
в повреждении имущества другой стороны
(п. 2 ст. 15 ГК РФ). Планируемые к получению
доходы, а также иные доходы взысканию
не подлежат. Норма является диспозитивной,
и стороны вправе изменить ее, предусмотрев
за автором меньшую меру ответственности.
Применительно к данным договорам иногда
обсуждается вопрос о риске творческой
неудачи. При этом утверждается, что такой
риск возлагается на заказчика как на
приобретателя прав, поскольку в Законе
РФ "Об авторском праве и смежных правах"
не закреплены права приобретателя на
получение назад выданного аванса. Но
в части четвертой ГК РФ такая норма появилась
(ст. 1290). Не менее логично утверждение
о том, что поскольку аванс предоставляется
"в счет обусловленного договором вознаграждения",
то при отсутствии самой работы по созданию
произведения должно существовать и право
на возврат аванса. В судебной практике
сумма выданного аванса или вся сумма
вознаграждения при невыполнении порученного
заказа взыскивается. Конечно же, договором
может быть предусмотрено, что сумма аванса,
как и сумма вознаграждения в целом, остаются
у автора в любом случае. Но нормальным
следует признать такое положение, когда
фактически неисполненная работа не оплачивается,
а если выплата состоялась, то выплаченное
взыскивается. Что касается так называемой
творческой неудачи, то безусловно лишь
одно: нельзя применять нормы ГК РФ о договоре
подряда (ст. 705), в целом возлагающие риск
исполнения на подрядчика. Нет оснований
утверждать, что автор несет риск и ответственность
за неудовлетворительную образность персонажей,
избранный слог или, например, отсутствие
положительных отзывов в СМИ. В известном
смысле правильно говорить о распределении
риска между автором и заказчиком. На практике
сложилась система оговорок и действий,
позволяющих внести ясность в вопрос о
риске. Так, при добросовестно совершенных
действиях по созданию произведения, но
неудовлетворительной оценке полученного
итогового результата автор, как правило,
аванс не возвращает (чаще всего в тексте
договора так и записывается). Но он обязуется
исправить недочеты и ошибки, внести изменения,
необходимость которых отмечена принимающей
стороной. Отказ от исправления обычно
является основанием для расторжения
договора7.